ШАРИАТ И ТРАДИЦИЯ МИЛОСТЫНИ В НОЧЬ НА ПЯТНИЦУ

Feb 21, 2023 21:22





Мусульмане Ингушетии, перенявшие религию от Пророка ﷺ через золотую цепочку величайших учёных и праведнейших авлия, непрестанно на протяжении всей своей жизни совершают одно из самых ценных благодеяний, укрепляя тем самым узы братства и любви, отводя нисходящие на них беды и принося пользу своим покойным родственникам, для которых в это время открывается канал связи с этим преходящим миром. Однако некоторые наши братья и сёстры, попав в сети религиозных шарлатанов, начинают отказываться от наиценнейших благодеяний, которые, возможно, были причиной того, что Всевышний Аллах всю жизнь отводил от них страшнейшие беды и даровал им успех в их делах. Речь идёт об имеющей место быть в ингушском обществе прекрасной традиции раздавать милостыню в ночь на пятницу. В своих искажённых представлениях о религии некоторые проповедники дошли до того, что стали утверждать о том, что совершение лучшего из благодеяний в лучший из дней является противоречащим Шариату нововведением и заслуживает адского наказания. И это лишь маленький пример, являющийся следствием их искаженных представлений о религии, но ярко демонстрирующий насколько разрушительны их идеи. Не пытаясь заниматься таким безнадёжным занятием как их исправление, мы лучше займёмся с вами профилактикой этой ужасной болезни и объясним, что кроется за традицией давать милостыню в ночь на пятницу. ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ ДОБРЫХ ТРАДИЦИЙ Данная традиция, представляющая собой постоянное совершение ряда ценных благодеяний, таких как милостыня, укрепление родственных уз, проявление благочестия к родителям и доброго отношения к соседям, всецело подпадает под слова Посланника Аллаха ﷺ: «Тот, кто положил начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до Судного Дня. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесёт на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до Судного Дня». В комментарии к данному хадису имам ан-Навави говорит: «В данном хадисе содержится сужение смысла хадиса «Каждое вновь привнесённое дело - нововведение, а каждое нововведение - заблуждение» и указание на то, что в нём имеются в виду ложные и порицаемые нововведения». Он же говорит в комментарии к этому хадису: «Два этих хадиса ясно побуждают к желательности внесения традиции хороших дел и ясно указывают на запретность внесения традиции плохих дел, а также на то, что тому, кто положил начало хорошему обычаю, полагается такая же награда как и тому, кто будет действовать в соответствии с этим обычаем до Судного дня, а на том, кто положил начало плохому обычаю, будет такой же грех как и на том, кто действовал в соответствии с этим обычаем до Судного дня, без разницы, начал это правильное дело или заблуждение он сам или же кто-то начал это до него». Посланник Аллах ﷺ побуждал нас к постоянству в том или ином благодеянии, даже если оно незначительно. В хадисе, переданном от Айши (да будет доволен ею Аллах), говорится, что Пророк ﷺ сказал: «Больше всего Аллах любит те дела, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет немного». Комментируя данный хадис, имам ан-Навави отмечает: «Этот хадис побуждает к постоянству в делах, а также в нем говорится о том, что небольшое, но неуклонно совершаемое дело лучше, чем значительное, но непостоянное. Постоянно совершаемое небольшое дело приносит намного больше пользы, чем значительное, но непостоянное». МИЛОСТЫНЯ ПРИНОСИТ ПОЛЬЗУ ПОКОЙНЫМ Кроме того, эта практика зачастую заключает в себе и доброе отношение к родителям и другим покойным родственникам. В хадисе от Абу Дауда говорится, что один человек спросил Пророка ﷺ: «О Посланник Аллаха ﷺ! Воистину, моя мать умерла. Принесет ли ей пользу, если я дам милостыню за нее?», на что он ответил: «Да!». Некоторые учёные сообщают о единогласном мнении исламской общины о том, что милостыня доходит до покойных. Сообщает об этом, например, ханбалитский ученый ибн Кудама аль-Макдиси в «аль-Мугни». Автор книги «Рахмат аль-Умма фи ихтиляфи аима» шейх аль-Усмани также сообщает о единогласном мнении всех учёных по данному вопросу, говоря: «Учёные единогласно сошлись в том, что испрашивание у Аллаха прощения, дуа, милостыня, хадж, освобождение раба приносит пользу покойному и до него доходит вознаграждение и что чтение Корана возле могилы является желательным». ВЫДЕЛЕНИЕ НОЧИ ИЛИ ДНЯ ПЯТНИЦЫ ДЛЯ МИЛОСТЫНИ Некоторых наших братьев и сестёр смущает выделение для этой вне всякого сомнения благочестивой традиции пятничного дня, видя в этом элемент некой безосновательности. Имам аль-Байхаки приводит в книге «Шу'аб аль-Иман» хадис от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что он считал желательным держать пост в среду, в четверг и в пятницу и что он сообщил о том, что «Пророк ﷺ повелевал держать пост в эти дни и давать милостыню, будь то чем-то малым или большим, - воистину, в этом дне большая ценность». В сборнике хадисов имама Абдур-Раззака «аль-Мусаннаф» приводится хадис о том, что сподвижник Пророка ﷺ Ка`б сказал: «Не взошло солнце или не зашло в день, более величественный, чем пятница. Милостыня в этот день величественнее, чем во все другие дни». Несмотря на имеющуюся слабость в их цепочках, данные хадисы вполне являются пригодным основанием для устоявшейся у нас традиции раздавать милостыню в ночь на пятницу по той простой причине, что хадисы, касающиеся ценности имеющих в Шариате основу благодеяний и побуждающие к ним, вовсе не обязательно должны быть достоверными. Имам ибн Салах в «Мукаддима фий улюмиль-хадис» говорит: «Учёные хадиса и другие дозволяют послабление в цепочках и в передачах всех разновидностей слабого хадиса, кроме вымышленного, не разъясняя слабость этого хадиса, если он не касается качеств Всевышнего Аллаха, шариатских положений как харам, халял и других, т.е. таких хадисов, в которых содержатся назидания, истории, ценности благодеяний и все то, что не связано с догматическими положениями». Имам Ахмад сказал: «Если мы передаем от Посланника Аллаха ﷺ в вопросах халяла и харама, желательности и других шариатских положений, то мы проявляем жесткость в отношение цепочек передатчиков; если же мы передаем от Посланника Аллаха ﷺ о ценностях благодеяний и всего того, что не устанавливает какое-либо шариатское положение, то мы делаем послабление в отношение цепочек». Не остался в стороне и ибн аль-Каййим, который говорит в своей книге «Зад аль-Ма`ад», перечисляя особенности пятничного дня: «Двадцать пятое - это то, что у милостыни в этот день есть преимущество над милостыней во все другие дни, милостыня в этот день по отношению к милостыне во все другие дни недели подобно милостыне в месяц Рамадан по отношению к милостыне во все другие месяцы. Я был свидетелем того, как шейх аль-Ислам ибн Теймийя, да освятит Аллах его душу, когда выходил на пятничную молитву, брал с собой что-либо из хлеба или другого, что находил в доме, и тайно давал это в качестве милостыни по пути. Я слышал, как он говорил: «Если Всевышний Аллах повелел нам давать милостыню прежде беседы с Посланником Аллаха ﷺ, то давать милостыню прежде беседы с самим Аллахом ещё более предпочтительно по своей ценности». В книге по шафиитскому мазхабу имама аль-Буджейрами «аль-Хабиб `аля аль-Хатийб» говорится о желательных деяниях в пятницу: «Является сунной давать много милостыни и творить много благодеяний в день и ночь пятницы, увеличивать чтение благословений Посланнику Аллаха ﷺ в день и ночь пятницы из-за хадиса: «Одним из самых ценных дней для вас является день пятницы. Так увеличиваете же чтение благословений мне в этот день - воистину, ваши благословения показываются мне»». Шафиитский учёный имам Хатыб аль-Багдади также указывает в своей книге «Мугни аль-Мухтадж», что ценность милостыни разнится в зависимости от времени и мест, в которые она даётся: «Желательность милостыни увеличивается в ценные дни, такие как десять дней месяца Зуль-Хиджа или дни двух праздников, а также в благословенных местах, таких как Мекка и Медина, а также во время священной войны, хаджа и во время серьёзных дел, таких как затмение, болезнь и путешествие». МИЛОСТЫНЯ РОДСТВЕННИКУ ИЛИ СОСЕДУ БОЛЕЕ ЦЕННА Имам Хатыб аль-Багдади говорит в упомянутой книге «Мугни аль-Мухтадж»: «Дача милостыни родственнику, более близкому по своим узам, даже если он является одним из тех, чьё обеспечение обязательно, более ценна, чем милостыня человеку, не являющемуся родственником, а также родственнику, не являющемуся близким, из-за слов Посланника Аллаха: «Милостыня бедняку - это милостыня, а милостыня родственнику - это две вещи: милостыня и скрепление родственных уз». Также он говорит в упомянутой книге «Мугни аль-Мухтадж»: «Дача милостыни ближайшему соседу более ценна, чем человеку, не являющемуся соседом, из-за хадиса имама аль-Бухари от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Воистину, у меня два соседа. Кому из них сделать мне подарок?», и он сказал: «Тому, чья дверь ближе к тебе». ПОСЕЩАЮТ ЛИ ПОКОЙНЫЕ СВОИ ДОМА В ПЯТНИЦУ? С традицией раздавать милостыню в ночь на пятницу связано распространённое поверье о том, что души покойных посещают в это время свои дома. Это поверье никоим образом не идёт в противоречие с исламским вероубеждением. Более того, оно находит и некоторые подтверждения в словах учёных, указывающих на то, что в пятницу для покойных открывается канал связи с этим миром. Имам аль-Яфии сказал: «Мазхаб Ахлюс-Сунна валь-Джамаа заключается в том, что души покойных в определённое время, когда это пожелает Всевышний Аллах, приходят к своим телам в могилах из Иллиййуна или Сидджийна, в особенности в ночь на пятницу, устраивают собрания, общаются. Заслуживающие блаженства пребывают в блаженстве, а заслуживающие наказания пребывают в наказании, пока они находятся в Иллиййуне или Сидджийне. В могиле же это происходит и с душой, и с телом вместе». В книге «ар-Рух» ибн аль-Каййима приводятся многочисленные сообщения о том, что души покойных путешествуют куда пожелают, что они встречаются как с душами других покойных, так и с душами живых. Приведём несколько цитат из этой книги: «Малик сказал: «До меня дошло, что душа свободна и отправляется куда пожелает»... Салман Аль-Фарси сказал: «Души верующих находятся в Барзахе, они отправляются куда пожелают, а души неверных находятся в Сидджийне». Ибн Каййим аль-Джавзиййа приводит в своей книге следующую историю от мужчины из семейства выдающегося учёного эпохи праведных предшественников имама Асима аль-Джахдари, что он сказал: «Я видел Асима во сне спустя два года после его смерти. Я сказал: «Разве ты не представился?», он ответил: «Да». Тогда я сказал ему: «И где же ты сейчас?», на что он ответил: «Клянусь Аллахом, я в одном из садов Рая. Я и группа моих товарищей собираемся каждую ночь и каждое утро пятницы у Бакра ибн Абдуллы аль-Музани, где получаем вести о вас». Я сказал: «Ваши тела или ваши души?», и он сказал: «Никоим образом! Тела превратились в прах, воистину, встречаются наши души». Тогда я сказал: «Знаете ли вы о наших визитах к вам?», на что он ответил: «Да, мы узнаём о них в ночь на пятницу, весь день пятницы и до восхода солнца в субботу». Я сказал: «Почему это происходит в эти дни помимо остальных?», и он сказал: «Из-за достоинства дня пятницы и его величия». От Мухаммада ибн Васи`а передаётся, что он сказал: «До меня дошло, что покойный знает о своих посетителях в день пятницы, в день до пятницы и в день после неё». От ад-Даххака передаётся, что он сказал: «Покойный знает о том, кто посетил его могилу в день субботы до восхода солнца. Ему сказали: «Как же это?», и он сказал: «Из-за степени пятничного дня». РЕЗЮМЕ Таким образом нам становится ясным, что имеющая место быть в ингушском обществе традиция раздавать милостыню в ночь на пятницу, которая не прекращала своё существование даже в суровых степях Сибири, никоим образом не противоречит Шариату, а, напротив, является одним из самых богоугодных деяний. Жалкие же попытки некоторых горе-проповедников искоренить эту традицию в лишний раз свидетельствуют об их удивительном невежестве и полном отсутствии понимания пути Пророка Мухаммада ﷺ!
Previous post
Up