May 14, 2018 02:20
Продолжим начатую нами серию публикаций, посвящённых разъяснению законности с точки зрения Шариата принятой доселе в нашем крае практики проведения похорон. Один из распространителей хашавито-ваххабитских воззрений в Ингушетии как-то сделал заявление, в котором помимо прочего сказал: "Впервые официальное обвинение в мой адрес прозвучало в муфтияте после того, как в телевизионной передаче я, отвечая на вопрос телезрителей, сказал, что Аш-Шафии и его последователи отрицают получение покойным вознаграждения от чтения Корана над ним. Это был научный ответ, но он лишал многих религиозных авторитетов мзды, которую они получали, читая Коран над усопшими. Тогда выходит, что все ритуалы зикра, проводимые над усопшим, не помогают ему, а наследники покойного зря тратят свои средства на эти церемонии".
Бессовестность и невежественность этих утверждений мы и разъясним в данной публикации. Чтобы разъяснить дорогим читателям этот вопрос с позиций разных мазхабов, а не только шафиитского, обратимся к энциклопедиям исламского права - выпущенной министерством вакуфов Кувейта "Кувейтской энциклопедии фикха" и "Энциклопедии исламского права и современных вопросов" шейха Вахбы аз-Зухейли, информацию и точное цитирование из которых я и привожу ниже.
Большинство суннитов говорят, что человек может передать вознаграждение за свое благодеяние - молитву, пост, милостыню или чтение Корана -, сказав: "О Аллах, передай вознаграждение за то, что я совершил, тому-то" из-за передаваемого по хорошей цепочке хадиса о том, что Пророк (мир ему и благословение) принес в жертву двух баранов - одного за себя, а другого за свою умму - за тех, кто признавал единственность Всевышнего Аллаха и свидетельствовал, что Пророк (мир ему и благословение) довел религию", воистину, он передал своей умме принесение в жертву одного из баранов, а также из-за хадиса, передаваемого ад-Даракутни, о том, что один человек спросил Пророка (мир ему и благословение), сказав: "У меня были родители, к которым я проявлял доброе отношение при их жизни, как мне делать это после их смерти?", на что Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Воистину, из доброго отношения к ним после их смерти будет, если ты будешь совершать молитву для них вместе со своей молитвой, а также поститься для них вместе со своим постом". Данный хадис подтверждает и передаваемый от Али (да будет доволен им Аллах) хадис: "Тому, кто проходя мимо кладбища, 11 раз прочитал суру "Куль хуваллаху ахад" и подарил вознаграждение за это покойным, тому будет даровано вознаграждение по количеству покойных", а также хадис у Абу Дауда от Ма'каля ибн Ясара: "Читайте вашим покойным суру "Йа-син"".
Ханбалитский ученый имам ибн Кудама сказал: "Это достоверные хадисы, в них содержится указание на то, что покойный получает пользу от всех видов поклонения, так как пост, мольба, испрашивание прощения являются телесными поклонениями. Воистину, Аллах доводит пользу от них до покойного, точно также приносят пользу покойному и другие (т.е. имущественные) поклонения".
Ученые единогласно сошлись на том, что покойному приносит пользу мольба, испрашивание прощения для него вроде слов "О Аллах, прости его! О Аллах, помилуй его!", милостыня, выполнение за него телесно-имущественных поклонений вроде паломничества из-за слов Всевышнего (смысл) "А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!» и слов Всевышнего (смысл) "...и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин", а также мольбы Пророка (мир ему и благословение) за Абу Саламу, когда он умер, а также его мольбы за покойного, над которым он совершил заупокойную молитву, как об этом говорится в хадисе от Авфа ибн Малика, а также его мольбы за всех тех покойных, над которыми он совершал заупокойную молитву.
Что касается слов Всевышнего Аллаха (смысл) "Человек получит только то, к чему он стремился", то под ними имеется в виду случаи за исключением дарения этому человеку вознаграждения, как это удостоверил ханафитский ученый Камал ибн аль-Хумам, или имеется в виду, что ему не полагается по справедливости, но полагается из щедрости, это подтверждает и содержание другого аята: "Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний", т.е. этот аят, как и многие другие священные тексты, указывает на то, что аят "Человек получит только то, к чему он стремился" не является безусловным и в некоторых случаях одни верующие могут получить пользу от деяний других.
Что касается хадиса "Когда человек умирает, прекращаются его деяния, кроме трех...", то он не указывает на прекращение деяний других [и что они не могут передать ему вознаграждение], а что касается хадиса "Пусть не совершит никто молитву за другого и пусть не держит никто пост за другого", то он говорит о том, что никто не может снять с другого ответственность за молитву и пост, сам совершив за него эти деяния, [а не о том, что нельзя передать ему вознаграждение за них].
В вопросе достигает ли вознаграждение за чисто телесные поклонения, такие как молитва и чтение Корана, их несовершавшего, ученые разделились на два мнения: мнение ханафитов, ханбалитов, поздних шафиитов и маликитов, согласно которому вознаграждение за чтение Корана достигает покойного, если это сделано в его присутствии, или после чтения сделано дуа о передаче вознаграждения покойному, даже если он находится далеко, потому как на место чтения Корана ниспускается милость и благодать, а мольба после него имеет больше шансов на принятие; а также мнение предшествующих ученых-маликитов и мнение "машхур" среди первых шафиитов, гласящее о том, что вознаграждение за чисто телесные поклонения не доходит до несовершавшего их.
По мнению ханафитов и ханбалитов, человеку дозволено передать вознаграждение за совершенное им поклонение другому, будь это молитва, пост, паломничество, милостыня, чтение Корана, зикр или другое, из-за буквального смысла приходящих на этот счет доводов, из них слова Всевышнего Аллаха (смысл) "А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!» и слова Всевышнего (смысл) "...и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин". Пророк, мир ему и благословение, принес в жертву двух баранов - одного за себя, а другого за свою умму, как об этом говорится в хадисе у Абу Я'лы, цепочку передатчиков которов имам аль-Хайсами назвал хорошей. В хадисе с хорошей цепочкой передатчиков у Абу Дауда говорится, что Пророк (мир ему и благословение), когда Амр ибн аль-Ас спросил у него о своем отце, сказал ему: "Если он был мусульманином и вы отпустили за него раба, дали милостыню или совершили паломничество, все это дойдёт до него".
Ученые, говорящие о том, что вознаграждение можно передавать покойным, опираются и на другие доводы. Что касается слов Всевышнего Аллаха (смысл) "Человек получит только то, к чему он стремился", то их смысл заключается в том, что человеку по справедливости не полагается ничего, кроме того, что он приобрел.
В хадисе у Абу Дауда говорится, что один человек спросил Пророка (мир ему и благословение): "О Посланник Аллаха! Воистину, моя мать умерла. Принесет ли ей пользу, если я дам милостыню за нее?", на что от ответил: "Да!". Также в хадисе у Ахмада и ан-Насаи говорится, что женщина пришла к Пророку (мир ему и благословенин) и сказала: "О Посланник Аллаха! Воистину, обязанность совершения паломничества застала моего отца дряхлым старцем, не могущим прочно сидеть на верховом животном, совершить ли мне за него паломничество?", на что Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Если бы у твоего отца был долг, ты бы выплатила его?", женщина ответила: "Да!", тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Долг перед Аллахом более заслуживает, чтобы его погасили". Человеку, которому спросил: "Воистину, моя мать умерла и она была обязана возместить месяц поста, возместить ли мне этот пост за неё?", он ответил: "Да!".
ХАНАФИТСКИЙ МАЗХАБ
Ибн Абидийн говорит в "Хашият аля Дурри аль-Мухтар", 1/605, приводя из книги "аль-Бадаи' ": "Нет разницы, является ли тот, кому передают вознаграждение, покойным или живым, также явно, что нет разницы между тем, сделать намерение на передачу вознаграждения перед совершением деяния или совершить деяние для себя, а затем уже передать вознаграждение за него другому".
МАЛИКИТСКИЙ МАЗХАБ
Предшественники из ученых-маликитов придерживались мнения о нежелательности чтения Корана покойному и мнения о том, что до покойного не доходит вознаграждение за это, одна поздние ученые-маликиты пришли к мнению, что нет ничего предосудительного в чтении Корана и зикра покойному и передаче ему вознаграждения, а также они считают, что до покойного доходит вознаграждение. По их мнению, можно передавать покойным вознаграждение за все благодеяния, за исключением молитвы и поста.
Ад-Дусуки говорит в "Хашият аля аш-Шарх аль-Кабийр": "Ибн Рушд в конце книги "Навазилу ибни Рушд" говорит, отвечая на вопросе о словах Всевышнего (смысл): "Человек получит только то, к чему он стремился": "Если человек прочитает Коран и подарит вознаграждение за свое чтение покойному, то это дозволено и до покойного дойдет вознаграждение". Ибн Хилал сказал: "Ибн Рушд дал фетву - и этого мнения придерживаются многие из наших имамов-андалузцев - о том, что покойный получает пользу от чтения Священного Корана, до него достигает польза и до него доходит вознаграждение за это чтение, если чтец Корана передал ему вознаграждение. Такова практика мусульман на востоке и на западе, они передают имущество в вакуфную собственность для этого, и это дело продолжается с прежних времен"".
ШАФИИТСКИЙ МАЗХАБ
По мнению шафиитов, можно передавать вознаграждение за все благодеяния за исключением молитвы, что касается поста и чтения Корана, то относительно них в среде шафиитов имеется разногласие, свое мнение они обосновывают единогласным мнением всех ученых и тем, что в молитве и посте человек не может замещать другого при его жизни, точно также и после его смерти.
Мнение "машхур" в мазхабе имама аш-Шафии гласит, что до покойного не доходит вознаграждение за чтение Корана. Некоторые шафиитские ученые пришли к тому, что до покойного доходит вознаграждение за чтение Корана. Говорит шейх Сулейман аль-Джамал в своем субкомментарии к комментарию шейха Закарии аль-Ансари на книгу "Минадж ат-Толибийн" имама ан-Навави, 4/67-68: "Вознаграждение за чтение Корана - его чтецу, подобное вознаграждение доходит и до покойного, но только если это сделано в его присутствии, или сделано намерение на передачу вознаграждения покойному перед чтением, или вознаграждение передано покойному уже после чтения согласно основному мнению в шафиитском мазхабе в этом вопросе".
Шафиитские ученые, например, в "Нихаят аль-Мухтадж" имама ар-Рамли, 6/93, и "Хашият аль-Кальюби ва Умайра", 3/175-176, ясно указывают на то, что если чтец теряет вознаграждение по какой-либо причине, как, например, если над ним возобладал земной мотив, читая Коран за плату, то по отношению к покойному это вознаграждение не теряется. Также они указывают на то, что если кто-то взял плату за чтение Корана покойному, но не сделал намерение на передачу вознаграждения покойному перед чтением, или не совершил мольбу после чтения о передаче вознаграждения покойному, или не прочитал Коран рядом с могилой покойного, то он не освободился от своих обязательств по договору.
Опора шафиитского мазхаба аль-Хатыб аш-Ширбини говорит в "Мугни аль-Мухтадж", 3/672: "Имам ан-Навави передал в комментарии к "Сахиху" имама Муслима и в книге "аль-Азкар" мнение в шафиитском мазхабе, подобное мнению 3-х мазхабов, о том, что вознаграждение за чтение Корана доходит до покойного, это мнение избрала группа ученых нашего мазхаба, из них ибн Салах, аль-Мухибб ат-Табари, ибн Аби ад-Дамм, автор книги "аз-Захаир", и ибн Аби Асрун, практика людей в соответствии с этим мнением, а что мусульмане считают хорошим, то и для Аллаха является хорошим, [согласно достоверному хадису]".
Таким образом, мазхаб поздних шафиитов подобен трем мазхабам: вознаграждение за чтение Корана доходит до покойного. Имам шафиитского мазхаба ас-Субки сказал: "Извлечение из хадиса указывает на то, что если вознамериться чтением чего-либо из Корана принести пользу покойному и принести ему облегчение, то это ему принесет пользу, потому как достоверно установлено, что когда чтец сделал намерение чтением Корана принести пользу ужаленному, это ему принесло пользу, Пророк (мир ему и благословение) потвердил то, что он сделал, сказав: "Откуда ты узнал, что она [сура "аль-Фатиха"] является заклинанием?". Если чтение с намерением принесло пользу живому, то покойному оно тем более должно принести пользу".
Имам шафиитского мазхаба ибн Салах сказал: "Необходимо сказать: "О Аллах, доведи вознаграждение за то, что мы прочли, до того-то", таким образом вознаграждение передается через дуа, в этом никто не разногласит, необходимо быть уверенным в том, что это принесет пользу, потому как если дуа приносит пользу и дозволено делать дуа о том, что просящему не полагается, то делать дуа о том, что ему полагается, дозволено тем более. И это касается не только чтения Корана, но и всех благодеяний".
О том же самом говорят опоры шафиитского мазхаба имам ибн Хаджар аль-Хайтами в "Тухфат аль-Мухтадж", 24/426, 28/138,140,145-147, и имам ар-Рамли в "Нихаят аль-Мухтадж", 6/93.
ХАНБАЛИТСКИЙ МАЗХАБ
Опора ханбалитского мазхаба имам аль-Бахути говорит в "Кашшаф аль-Кина'и", 2/147: "Имам Ахмад сказал: "До покойного доходит все из благодеяний из-за приходящих на этот счет священных текстов, а также из-за того, что люди во всех городах собираются и читают Коран, передавая вознаграждение своим покойным, безо всякого порицания, таким образом это стало единогласным мнением уммы".
Ислам; Шариат; Тарикат; Ингушетия; Суфиз