Оригинал взят у
bildhauer в
Рождественский «Щелкунчик» (7.01.2017)Новогодне-рождественский «Щелкунчик» - это чудо, которое всегда с тобой. А в этот раз всё прошло особенно ярко. Увы, когда выходишь из зала полностью удовлетворённым, вроде, и написать не о чем. Но написать нужно!
Думаю, этот «Щелкунчик» войдёт в шорт-лист лучших спектаклей наступившего года. И нельзя сказать, что положительные эмоции искусственно усиливал угар праздничных дней: эйфория Нового года давно выветрилась, на улице весна до +20, и вообще кое-кто работал, пока все веселились. Так что мои яркие эмоции - это заслуга только причастных к спектаклю тружеников и, частично, нужной атмосферы вокруг.
Во-первых, в этот день было два спектакля в 11.00 и 15.00. Мы ходили на второй и это оказался стратегически правильный выбор! У меня редко возникает желание хвалить наш оркестр, тем более, что свежи воспоминания о «Ромео и Джульетте» 2 января, где музыканты устроили такой холивар, что кровь хлестала из ушей. Но на «Щелкунчике» оркестр полностью реабилитировался. Разогревшись на утреннем спектакле, к трём часам музыканты уже были в идеальном состоянии и выдали свой максимум. Устроили, так сказать, именины сердца.
Во-вторых, ожидаемо было много детей, что обычно грозит лютым армагедоном в зале. Но! Всё прошло идеально! Дети вели себя как шёлковые. Почему так? Ну, с одной стороны, школьные ёлки уже закончились и 7-го числа в зале была более мирная аудитория «дети с родителями». С другой стороны, сам спектакль (который ни разу не адаптация для детей) выстроен так динамично и ярко, что физически некогда заскучать. А уж живая реакция детей на музыку и происходящее на сцене - это отдельная песня.
В-третьих, «внешний вид» балета. Всё новое. Декорации не выглядели так, будто пылились на складах долгие годы. Они были совершенно свежими. Ёлки, зимний лес - всё выглядело очень красиво. Видно, что сделано с большой любовью и мастерством. Сидящая передо мной группа детей эти декорации активно одобрила. И я с ними полностью солидарна! Новые костюмы, красивый свет, в общем визуальный ряд вышел на твёрдую «пятёрку»!
В-четвёртых, порадовали артисты балета. Танцевали легко и непринуждённо, однако, понятие «халтурка для детей» отсутствовало как факт. Никто не танцевал «вполноги», несмотря на праздники, все были в хорошей форме.
Красивую пару составили Щелкунчик-принц - Алексей Шлыков и Мари - Елена Лузина. Шлыков проявил себя в большей степени как внимательный и заботливый партнёр. Все поддержки и заковыристые связки прошли безукоризненно. Ребята сохранили динамику и непрерывность хореографического рисунка.
В дивертисменте больше всего зажгла Индийская пара (в оригинале Арабский танец) - Ирина Груздева, Дмитрий Горлов - их блестящее исполнение покорило всех. Никогда индийский танец не казался мне таким интересным! Друзьям однозначно понравился Арсений Смыков в испанском танце. Отмечалась особая лёгкость танцовщика. Честно говоря, я его не запомнила, но раз всем он так понравился, делаю себе пометку. Моим же фаворитом стал Виталий Мерзликин - Щелкунчик №2 (участвует в сцене Сражения). Невысокий, но очень ловкий и ладный, яркий и подвижный танцовщик. Так же он участвовал в китайском танце вместе с Яной Цюпко, которая отметилась ещё и прекрасной Коломбиной в первом акте.
Но без ложки дёгтя таки не обошлось. Подкачал Мышиный король - Игорь Ломаков. Очень подкачал! Эта партия не на сложность исполнения, но на харизматичность и выразительность. Но никакой эпичности у главного антагониста не наблюдалось, впечатление от противостояния смазалось.
И раз уж заговорили про «дёготь». Можно было придраться к тому, что ёлка мало росла, что во время Вальса снежных хлопьев снег, вопреки логике, перестал идти, но это всё мелочи. Главный казус случился, когда, после решающего сражения, Щелкунчик вынырнул из люка с головой Мышиного короля. С отрубленной головой, Карл! Это было: а) жутко; и б) неуместно, учитывая количество детей в зале. В этот момент родители смущённо ёрзали в креслах. Насколько я помню из старых записей, Щелкунчик всегда появлялся с трофеями - короной и плащом Мышиного короля. И никаких усечённых голов! А что у нас? Новая суровая версия Григора? Или ноухау местных? В любом случае, к чёрту её!
В остальном всё было шикарно! Спектакль явил такой мощный эмоциональный заряд, что хватит надолго! Все молодцы, но тут нельзя не сказать о роли музыки. Творчество Чайковского для меня очень неровное, но при написании «Щелкунчика» Пётр Ильич явно активировал режим «бога»! Безупречное произведение от начала и до конца. Оно не может стать избитым и заезженным. Есть произведения, к которым не пристаёт налёт слушательского опыта. За это я и люблю «Щелкунчика» - он каждый раз заставляет меня чувствовать себя ребёнком, прикоснувшимся к чуду.