http://www.protanec.com/#!%D0%A1%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8%D1%8F-%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B0-%D1%83-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%8F-%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81-%C2%AB%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B9-%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%C2%BB/ccpp/57bd61040cf210c7e4b340d0 Стихия танца у моря. Конкурс «Молодой балет мира»
24.08.2016
|
Александр Максов
Развевающиеся на флагштоках Зимнего театра Сочи полотна с фотографией Юрия Григоровича возвестили о начале конкурса «Молодой балет мира», учрежденного по инициативе крупнейшего балетмейстера XX века. Конкурс прочно вписался в культурный контекст России, и раз в два года собирает на черноморском взморье молодых танцовщиков из разных уголков страны, ближнего и дальнего зарубежья. Ныне творческое соревнование прошло уже в шестой раз, представив артистов Армении, Кыргызстана, Молдовы, США, Украины, Японии и, конечно, России. Однако в этом году формат конкурса был несколько расширен, и само состязание вписано в программу Черноморских ассамблей Юрия Григоровича. А это и многочисленные мастер-классы классического и современного танцев, участники которых получили сертификаты полного курса дисциплин, круглые столы, заседание Федерации международных балетных конкурсов.
Сорок семь конкурсантов (двадцать семь «юниоров» и двадцать «сеньоров») − вот число тех, кто преодолев различные обстоятельства и осилив отнюдь не малые цены авиабилетов, предстал пред очи международного жюри. В его состав вошли: танцовщик и артистический директор международного конкурса в Претории (ЮАР) Дик Баденхорст, балетмейстер Валентин Елизарьев (Беларусь), художественный руководитель театра балета Нагои Кумико Очи (Япония), художественный руководитель Донецкого театра оперы и балета Вадим Писарев (Украина), экс-премьер труппы «Балет Сан-Франциско» и педагог-репетитор Вадим Соломаха (США). От России − экс-премьер Большого театра Юрий Васюченко, художественный руководитель московского государственного театра «Русский балет» Вячеслав Гордеев, ректор Московской государственной академии хореографии Марина Леонова. Ответственный секретарь жюри Сергей Усанов. А во главе арбитров − Юрий Григорович.
Пока рабочий процесс, определение порядка выхода на сцену, формирование программы выступлений и репетиций, постепенно вступал в активную фазу, почитателям искусства Терпсихоры было предложено посмотреть спектакль Краснодарского театра балета Юрия Григоровича «Ромео и Джульетта». Так конкурс открылся приветствием Главы города Сочи Анатолия Пахомова, краткой речью Юрия Николаевича и гениальным произведением.
Программа сочинского конкурса имеет оригинальную концепцию и находится в постоянном развитии и совершенствовании. Так, например, в прошлый раз «юниоры» должны были воплотить сказочный сюжет. Серьезное внимание уделено характерному танцу, а вот джаз-танец на конкурсе не прижился. Особенностью VI Конкурса стало желательное включение в его программу произведений на музыку Сергея Прокофьева, 125-летие со дня рождения которого в этом году празднует музыкальный мир.
Два самых «одиозных» жеребьевочных номера достались американцам: «1» − Валентину Джастину, «13» − его партнерше Никите Борис. Бесспорно, открывать соревнование, да к тому же еще не очень опытному ученику, особенно сложно. Вот почему в вариации Зигфрида из «Лебединого озера» обаятельный, с привлекательной внешностью, но тяжеловатой стопой, Джастин не сумел произвести столь яркого впечатления, которого добился чуть позже, исполнив «Мазурку» в постановке Витали Вертерича ( музыка К. Коппола).
Никита Борис и Валентин Джастин
Как нередко случается, выступления младшей группы - своего рода разминка, в ходе которой борьба еще только набирает градус. Как ни странно, Диана Ломая из Краснодара в вариации Гамзатти оказалась более убедительной, нежели в «Лезгинке» А.Хачатуряна в постановке Ирины Каткасовой. Выступавшая под номером «3» москвичка Варвара Ерохина уже ознаменовала эмоциональное зрительское crescendo. Ею хорошо была исполнена вариация Сильфиды Ж. Шнецхоффера - П. Лакотта, еще лучше - «Памирский танец» в постановке Валентины Пак на народную музыку. Ровно шли Михо Окамура (Япония) и Екатерина Нестерова (Москва), якутяне Никита Рогов и Айтал Ефимов. В число лидеров первого просмотра выбились москвичи Илья Владимиров, технично и темпераментно исполнивший вариацию Базиля («Дон Кихот») и Остапа («Тарас Бульба), а также Марк Чино, лихо, но в то же время академично станцевавший вариацию Океана («Конек-горбунок»). У Марка хорошие физические данные, четкая ось вращения, элевация. А в «Закарпатском танце» в постановке Алишера Хасанова (музыка народная) он сумел передать живой характер произведения.
Станислава Постнова (Москва) заставила порассуждать не столько о танце, сколько об эстетической позиции танцовщицы и ее наставников, выпустивших на сцену героиню «Русской» (в хор. К. Голейзовского) - сенную девушку − босой, но чуть ли не в бриллиантах…
Вступление в соревнование «сеньоров» повысило напряженность на сцене и в зрительном зале. Мария Стрельцова (Уфа) на хорошем уровне исполнила вариации из балета «Арлекинада» и «Тщетная предосторожность». Еще более эффектным стало выступление Елены Шариповой (Екатеринбург), избравшей сложнейшую вариацию из Grand pas classique Д. Обера - В. Гзовского и solo Гамзатти. Безусловно, состязаться с опытной Екатериной Байбаевой из Йошкар-Олы, Сергеем Калмыковым из Краснодара и Андраником Абовяном (Армения) было сложно. Однако молдаванка Феличия Русу не спасовала. Вариации Лизы (хор. А. Горского) и Эсмеральды (хор. Н. Березова) она исполнила с радостной легкостью и азартом расшалившейся гимназистки владеющей хорошим балетным «тоном».
Феличия Русу
Ко второму туру жюри пропустило - редкий случай − всех конкурсантов младшей возрастной категории. Но и этот этап соревнования в целом лишь подтвердил оценки предыдущих просмотров. Вновь в первых рядах оказались Михо Окамура, исполнившая с Ильей Владимировым pas de deux из балета «Венецианский карнавал» и специально поставленный к конкурсу Георгием Гусевым «Дуэт» на музыку Прокофьева.
Марк Чино уверенно набирал очки вариацией Зигфрида (хор. К. Сергеева) и подкупающим искренностью сценического поведения «Морячком» (хореография Дмитрия Проценко на польку Иоганна Штрауса-сына). Украинка Виктория Мельничук безмятежно исполнила вариацию из балета «Арлекинада», тщательно выписав хореографические узоры хорошо воспитанными ногами.
Среди наиболее часто мелькающих конкурсных Медор, Коломбин, Гамзатти и Одалисок, впечатляющих виртуозностью, приятный душевный трепет вызвало порхание легкокрылой Бабочки москвички Ирины Труш, словно невзначай занесенной морским бризом из фокинского «Карнавала» (музыка Р. Шумана).
В старшей группе основная борьба развернулась между Феличией Русу, Екатериной Байбаевой, Лилией Зайнигабдиновой (Уфа), Еленой Шариповой (Екатеринбург), москвичами Артуром Аракеляном, Дмитрием Выскубенко, Иваном Титовым и Сарыалом Афанасьевым из Якутска.
Марк Чино
Аракелян произвел хорошее впечатление в вариациях Актеона («Эсмеральда») и Филиппа («Пламя Парижа»), но упустил шансы на победу маловыразительным, хоть и специально поставленным к конкурсу, монологом «Фауст» Валерии Журавлевой (муз. Д. Шостаковича).
Ярко выступил Артем Пугачев (Астрахань). К сожалению, этот танцовщик, обладающий благородной манерой, не вошел в число победителей, кстати, в отличие от Ивана Титова, артиста завидных физических данных, но допустившего немало ошибок при исполнении на третьем туре вариаций из балетов «Корсар» и «Лебединое озеро».
Развивая свой успех, на финишный этап конкурса Дмитрий Выскубенко вынес «ударные» вариации из «Дон Кихота» и «Баядерки», а также специально поставленное для конкурса «Andante» на музыку Прокофьева (хореография Юрия Выскубенко), которое в дополнение к широким техническим возможностям танцовщика, выявило интересные пластические. Теперь важно, чтобы хорошее образование, полученное в Московской академии хореографии и практические наработки балетных залов не заслонили художественных качеств, необходимых балетному премьеру, на роль которого Дмитрий явно претендует.
Grand Prix жюри решило не присуждать, но конкурсных наград раздало в изобилии.
Дмитрий Выскубенко
Младшая возрастная группа
Мальчики
I премия и золотая медаль − Марк Чино (Россия)
II премия и серебряная медаль - Илья Владимиров (Россия),
Валентин Джастин (США)
III премия и бронзовая медаль - Григорий Иконников (Россия), Айтал Ефимов (Россия).
Девочки
I премия и золотая медаль − Михо Окамура (Япония), Никита Борис (США)
II премия и серебряная медаль - Стаислава Постнова (Россия), Марианна Тсембенгой (Украина)
III премия и бронзовая медаль - Ирина Труш (Россия)
Диплом − Алина Мамбеталиева (Кыргызстан)
Старшая группа
Мужчины
I премия и золотая медаль − Дмитрий Выскубенко (Россия)
II премия и серебряная медаль - Сарыал Афанасьев (Россия)
III премия и бронзовая медаль - Иван Титов (Россия)
Диплом − Арутюн Аракелян (Россия), Артем Пугачев ( Россия), Сергей Калмыков (Россия), Андраник Абовян (Армения)
Женщины
I премия и золотая медаль − Феличия Русу (Молдова)
II премия и серебряная медаль − Елена Шарипова (Россия), Екатерина Байбаева (Россия)
III премия и бронзовая медаль − Лилия Зайнигабдинова (Россия).
Диплом − Венера Федотова (Россия)
Специальные премии
Премия педагогу «За успешную подготовку участников конкурса» в младшей возрастной группе:
Ксения Истомина (Украина)
Премия педагогу «За успешную подготовку участников конкурса» в старшей возрастной группе:
Валерий Анисмов (Россия)
Премия «За партнерство» в старшей возрастной группе:
Вячеслав Пегарев (Россия)
Три премии «За лучшую современную хореографию» (за номера специально поставленные для конкурса):
Александр Могилев (Россия),
Нина Мадан (Россия)
Юрий Выскубенко (Россия),
Приз журнала «Балет» «За лучшее исполнение народно-сценического танца»:
Михо Окамура (Япония)
Варвара Ерохина (Россия)
Фото предоставлены автором
Tags:
новости балета авторская статья александр максов