Оригинал взят у
sonyko в
ОнегинНаш! 12.12.2015Минувшие выходные выдались на редкость музыкально насыщенными. Кто виноват? По традиции Пушкин. И Чайковский. К нам возвращался Евгений Онегин.
В нашем неоперном городке опера Евгений Онегин стала неким культовым поворотным пунктом. Три года назад, когда снимали прежнюю постановку в народе даже случились волнения. Полтора человека поохали в социльной сети в закрытой группе местных театралов, но резонанс был. Уж не знаю благодаря иль вопреки, но театр пообещал к теме Онегина вернуться когда-нибудь потом. За безонегинское время в театре появился оперный фестиваль какой-никакой, были движения по постановке " Севильского цирюльника"( благо обошлось), было даже концертное исполнение оперы "Евгений Онегин". Все эти брожения явственно показали--нужна нам это опера в репертуаре хоть тресни. И на оперном фестивале пора показывать что-то новое из своего репертуара, и итальянщина против русской оперы у нас шансов мало имеет, и социальный запрос на русскую оперу имеется. Опять же оперные фанатики никуда не делись. Аншлаги в оба премьерных дня ( яблоку негде было упасть) только подтвердили, что Онегина любят и ждут не только театралы, но и разномастный местный бомонд. Уж не знаю какая рыба последним нашептала, что надо идти на премьеру, но все наряды, которые планировалось показать столичной самопровозглашенной "звезде мировой оперы" ( так и не спевшей у нас) были выведены в свет в прошедшие театральные выходные. Но не будем об этой ярмарке тщеславия, хотя парад моделей и заслуживал бы отдельного рассказа.
Итак, она звалась Татьяна. Ближе к делу. Я же, как та самая Татьяна, не знаю как начать. По законам жанра надо бы рассказывать про постановку, а хочется говорить о музыкальной составляющей и петь дифирамбы дирижеру Владиславу Карклину.
Как все гармонично выстроено, как точно интонационно и изящно расставлены акценты. Каждый солист, дуэты, каждый ансамбль, хоровые сцены были выверены с математической точностью и как результат " все пели и играли хорошо". Впрочем, из всех равных некоторые ровнее. Для меня спектакль назывался " Татьяна Ларина". Ну да, тут я солидарна и с Пушкиным, и с Чайковским, и с Толстым, которые выделяли в этой истории именно ее. Но для меня ее выделила исполнительница партии Татьяны- Гюльнара Низамова.
И в прошлом Онегине для меня ее Татьяна была лучшей, а тут уж и вариантов быть не может. Уверенное, свободное и эмоциональное исполнение захватило и увлекло не только меня. Знаменитое письмо Татьяны вызвало первую овацию( но не единственную) в этом спектакле. К слову, сцена письма построена по нарастающей и весьма динамично. Солистке пришлось побегать по всей сцене. Смятение чувств и вокально и драматически было выдано с максимальной амплитудой. Отдельных восторгов заслуживает выход на балу в третьем акте. От ситцевых, простодушных образов кисейной барышни к великосветской даме в роскошном платье. Просто блеск ! Немудрено, что Онегину башню таки снесло. А что Онегин, добрый наш приятель? Случилось то, чего я ждала еще в прошлой онегинской жизни: они сошлись. Идеальная Татьяна и идеальный же Онегин. Гюльнара Низамова-Татьяна и Онегин-Владимир Кузнецов. Без Онегина не может быть оперы. У нас он, к счастью есть. Заслуженный Онегин Краснодарского края. В высшей степени достойно спел и я бы сказала, прожил свою партию.
Что же касается Ленского, то по-моему ряды фан-клуба Владислава Емелина явно пополнились и расширились. Я не помню, что бы на поклонах так выли. Выход Владислава Емелина на поклонах к зрителям вызвал шквал оваций. Ну как будто Ленский и впрямь воскрес.
Если главное трио со времен прошлой постановки не претерпело глобальных изменений в плане трактовки образа и характеров героев, то для Ольги, Лариной и няни новое прочтение добавило новых красок. Прежде всего ушел некий бертмановский гротеск. Появилась легкость и акварельность в Ольге. Ольга в новом спектакле просто легкомысленная девочка, а не капризная вредина. И произошедшая трагедия не закономерная данность, а случайность. В общем, все что пропела про себя Наталья Бызеева " я беспокойна и шаловлива. Меня ребенком все зовут"--истинная правда.
По новому и выглядели и прозвучали Ларина и няня, хотя и Анастасия Подкопаева и Елена Семикова исполняли эти партии и в прежней постановке. Появилась теплота образов, уют. Елена Семикова мне очень понравилась и в образе няни и в образе пиковой дамы на балу в третьем акте. С учетом того, что она поет Графиню в Пиковой это замечательный пример тонкого юмора режиссера и изящной иронии самой исполнительницы.
Не могу не отметить дебют Артема Агафонова в роли Трике. Куплеты прозвучали замечательно и озорно. Определенно есть заявка на свой фан-клуб. Партию Гремина исполнил солист Ростовского Музыкального театра Борис Гусев. Роскошный голос и красавец-мужчина. Мне кажется, Татьяна сделала хорошую партию и ничего героического в том, что бы быть век ему верна нет, хотя кто нас поймет? Страсти в финале оперы кипели нешуточные.
А что же хор? В прошлой жизни это был чуть ли не главный персонаж.
Порой я ходила на Евгения Онегина специально, что бы послушать хор и еще раз пережить выход хора из зрительного зала. На этот раз я пожалуй выделю не только вокальную сторону хора, но и визуальную. Повезло им с костюмами. Жаль, что " Девицы, красавицы" прозвучали за занавесом. В сцене письма Татьяна страдает на авансцене, а за занавесом как бы издалека раздается пение хора. Будем считать, что этот режиссерский ход логически оправдан. А вот в прошлой постановке... Почитав, рецензии на постановку Мариинского театра, а у нас постановка аналогичная, я заметила, что и тамошние рецензенты нет да нет скатывались к сравненим новой и старых постановок этой оперы. Видимо это судьба режиссерского прочтения Евгения Онегина Алексеем Степанюком. Да, да, поставил эту оперу у нас именно он.
В принципе, это логично. Судя по количеству постановок этого режиссера в репертуаре нашего театра, Алексей Степанюк вполне может числиться главным режиссером театра.
Его спектакли (Травиата, Кармен, Паяцы, Летучая Мышь и даже почившая в бозе Сельская честь) публикой любимы. Они отличаются консерватизмом и академичностью в хорошем смысле слова. Без чесания обезьян и бессмысленного шокирования публики. Хотя я иной раз и пеняла на предсказуемость режиссерских решений и даже некоторые отсылы к Дзеффирелли ( а что? Не самый плохой пример для подражания). Кто-то жаждет приключений, кому-то, как мне, хотелось бы драйву. Драйв в новой постановке "Евгения Онегина" есть. Мне кажется, режиссеру удалось сохранить традиционную, классическую линию и при этом придать современное звучание. Не скорою, что иногда слишком. Как например, идея свидания Ольги и Ленского на сеновале мне показалась смелой ( вряд ли дворянка Ольга и дворянин Ленский тискались бы в стогу, но а ли я ханжа?). Питерские рецензенты пеняли режиссеру и на излишнюю динамику сцены письма и исполнение этой арии на столе. Видимо всем хотелось кровати. Ну нету в этой сцене кровати. Нету. Вам нужна кровать? Мне нет. Театр и в особенности опера в части сценографии жанр очень условный. Это в вокале все конкретно, а тут может быть и стол. Если надо непременно покритиковать эту сцену, то наверно луну таки должен был бы сменить восход солнца, но не взошло так не взошло. Зато, что бал у Лариных, что бал в третьем акте вопросов ни у кого не вызвал, а вызвал восторг. По нашим временам принято искать третьи смыслы, второй план и символизм. Символизм был. Мельничное колесо в сцене дуэли, как я понимаю отвечало за колесо фортуны и жернова судьбы. От судьбы не уйдешь и Ленский погиб на дуэли. За что отвечали яблоки? Ну видимо за урожай. Был у нас Онегин ледяной, стал яблочный. А что? Apple рулит. Были ли у меня вопросы по ходу действия? Пожалуй финальная сцена объяснения Татьяны и Онегина. Да, замысловатый занавес придал оригинальности и появлению Онегина и еще больше исчезновению, но вот этот глухой черный фон... Онегин в своем черном костюме сливался с фоном или же вся идея была в том, что бы выделить Татьяну всю в белом? Возможно все проще и просто световая партитура еще не до конца выверена. Об этом я подумаю, когда стану теневым режиссером, а как теневой директор театра и теневой министр местной культуры могу отметить премьеру как крайне удачную. И да как теневой директор театра я могу возразить всем страждущим оригинальной постановки с чем-нибудь эдаким. Это у нас уже было. Приезжали-наезжали именитые выеживаться за немалые деньги. В результате в репертуаре появлялся одноразовый спектакль. В том смысле, что посмотреть можно один раз на премьере, а потом забыть как страшный сон. Опыт-сын ошибок трудных научил сначала смотреть какого кота в мешке заказываешь, а уж потом подписывать контракт. По нашим временам с большими проектами как на минном поле. Так что я считаю нормальным, когда те кому положено сначала посмотрели готовый вариант, а потом приняли решение о его воплощении на нашей сцене. Тут уж впрямую можно говорить " бачили очи шо куповали". Всем страждущим Масок, почитателям Тангейзеров и любителям чесать обезьян я могу только посочувствовать--это не ваш день, не ваша премьера. Этот спектакль для родителей, желающих приобщить детей к опере. Для учителей, которые хотят повести свой класс в театр. Для залетных командировочных, которые решили скоротать вечер в незнакомом городе. Для влюбленных в конфетно-букетный период. Для театралов и меломанов для встреч с прекрасным. Ну и для самого театра конечно. Театр получил хороший, добротный спектакль, где все солисты, вся труппа могут проявить себя во всем блеске. Ну а касса? Касса у этого спектакля будет.
П.С. Уже после спектакля заметила в гардеробе нашего главного критика, медитировавшего на яблоко ( премьера была отмечена раздачей яблок и вином от Фанагории). Судя
по рецензии, яблочко оказалось с чревоточиной.