Точка GG

Nov 16, 2013 11:56

Оригинал взят у poruchik_sk в Точка GG

***Две «G» в названии GG Jazz - это первые буквы фамилий Гатов и Гаранян. Посвященный им фестиваль, организованный творческим объединением «Премьера» и некоммерческим культурным партнерством World J.A.M., прошел в Краснодаре второй раз, растянувшись - небывалое дело - на ШЕСТЬ дней.
ВСЕ концерты были аншлаговыми.
В этом году GG Jazz собрал в Краснодаре не просто музыкантов с мировой славой, но живых легенд джаза. Таких, как басист Маркус Миллер и барабанщик Антонио Санчес. Еще год назад их появление в Краснодаре казалось невозможным, а у устроителей фестиваля практически до последних минут оставались опасения - примет ли краснодарская публика такую музыку? Публика не подкачала.

Интервью с организатором фестиваля Олегом Моховым состоялось через два часа после того, как он отвез в аэропорт последних участников. Интервью изобилует именами. У человека, далекого от музыки, закономерно должен появиться вопрос - кто эти люди? Если он возникнет - не поленитесь погуглить из концертные записи. Поищите и послушайте Маркуса Миллера, Антонио Санчеса, Винкса, Боба Шеппарда, Дина Браена, «Kejaleo», Александра Муренко, Илью Филиппова.
А заодно - Авешаи Коэна, Пэта Мэттани и других, кого Мохов еще в Краснодар не привез, но мечтает.

Газетный вариант интервью опубликован в «Краснодарских известиях» (вот тут: http://www.ki-gazeta.ru/news/society/oleg_mokhov_my_neozhidanno_sozdali_samyy_moshchnyy_dzhaz_festival_v_rossii/), а полный - под  катом.


После фестиваля продюссер GG Jazz, главный исполнительный директор партнерства World J.A.M. Олег Мохов рассказал мне:

О роли настойчивости и стечении обстоятельств- Фестиваль строился под Маркуса Миллера (бас-гитарист, мультиинструменталист, композитор, начинал играть с Майлзом Дэвисом, дважды удостоин Грэмми, авт). Я являюсь его фаном много лет. Я следил, где он выступает - в Лондоне, Нью-Йорке, Париже. Я удивлялся его музыке. Я уже года три вел переписку с его администраторами, пытаясь затащить Маркуса в Краснодар. Но обычно мне или не отвечали, или отказывали, или отвечали расплывчато. Впрочем, у меня в то время и финансовых возможностей не было, чтобы организовать концерт. Практика европейского менеджмента показывает: если у вас нет в банке средств на проведение фестиваля или концерта - вы обречены на провал. Слишком много затрат нужно нести до того, как начнутся поступления от продажи билетов или от спонсоров.
А потом появилось партнерство World J.A.M. , способное взять на себя финансирование, а менеджеры Маркуса вдруг прислали письмо (доточил я их, как та капля) что у него в гастрольном туре есть «окно». 4 ноября Миллер может выступить в Краснодаре. Я спросил Валерия Викторовича (Косолапова - президента World J.A.M. и генерального продюссера фестиваля GG Jazz, авт): «Мы готовы взять на себя такую ответственность?» Получил согласие и после этого все началось. Подготовка концерта и всего фестиваля заняла восемь месяцев.
Ради выступления Маркуса Миллера пришлось перестраивать программу Музыкального театра, да и сам фестиваль (в прошлом году - двухдневный, авт.) стал шестидневным. Это очень много, но 4 ноября выпадало на понедельник, а другие концерты должны были проводиться в пятницу и субботу. В фестивале же не может быть перерывов. И мы приняли решение, стартовав концертом Маркуса, играть шесть дней подряд.

Об изрядной стилевой пестроте фестиваля- Концепция GG Jazz - показать самый разный джаз. Мы хотели поделиться с публикой разнообразной музыкой, причем как от легендарных музыкантов, так и тех, кого никто в Краснодаре пока не знает. Кроме того, мы полагали, что узкотематический фестиваль просто не может идти шесть дней. В Краснодаре нет столько меломанов, способных всю неделю каждый вечер идти на джаз. Одним дела не позволят, другим - финансы. Но если все артисты разные, то люди просто заглянут в интернет, познакомятся с их творчеством и определятся - на какие конкретно концерты им стоит идти. Так все и получилось. На все концерты, думаю, ходил только я, но это нормально.

О краснодарской публике- Она восхитительная. Знаешь, какой была реакция зрителей на Винкса (вокалист, композитор, профессор по вокалу в бостонском институте музыки Бэркли. Здесь и далее упоминаются участники фестиваля - авт)? Его после концерта рвали на куски, двадцать минут не отпускали - все с ним фотографировались, благодарили, обнимали, целовали, с открытым ртом ходили, раскупили все его диски… Во многом благодаря такому отклику краснодарцев мне удалось уговорить Винкса в будущем году в рамках следующего GG Jazz сделать в Краснодаре сольный концерт из двух отделений. В одном - только Винкс со своим собственноручно сделанным тамбурином, в другом - Винкс с биг-бэндом Гараняна.
А трубач Манфред Вайнбергер (участник GG Jazz - авт.) показал мне другую черту краснодарской публики - способность воспринимать. Манфред играл последним в концерте из трех отделений. Он делает очень непростую музыку, но и перед ним выступали музыканты, требующие от слушателя серьезного труда. Причем - все разные. И Манфред боялся, что до его выступления никто не досидит. Ведь «доесть третью часть такого пирога» - надо постараться. Но краснодарцы не только «доели», но еще и раскупили большую часть дисков. Манфред говорил, что не может представить себе такого в Европе.
О биг-бэнде Гараняна- Фестивальные проекты «Боб Шеппард и биг-бэнд Гараняна» и «Винкс и биг-бенд Гараняна», я изначально задумывал, как возможность вывести наш оркестр в современный мир европейского и американского джаза.
Гаранян создал, вышколил в Краснодаре команду высочайшего уровня, которая может играть любую музыку. Но он создавал бэнд под себя, свое виденье, свои приоритеты в музыке. Когда Георгия Арамовича не стало, коллектив возглавил Илья Филиппов. Он - другой человек, и играет другую музыку. Он привнес интереснейшие проекты, связанные с блюзом, с латиной, с музыкой Пэта Мэттани. Это новый этап в творчестве оркестра, но он требует выхода в музыкальные сферы, где о краснодарском биг-бенде Гараняна еще не знают.
Когда мы предложили Винксу выступить с биг-бэндом, он заинтересовался только потому, что до этого никогда с оркестрами не работал. Потом бэнд сыграл музыку Винкса в аранжировках Ильи Филиппова. Мы отправили запись в Америку. Винкс послушал и сказал: «Да ребята, я очень хочу с вами спеть».
С Бобом Шеппардом (духовик - мультиинструменталист, один из самых востребованных студийных и соло-музыкантов в современном джазе, авт) вышло по-другому. У него был опыт работы с биг-бэндами в Лос - Анжелесе и сюда он прислал свои ноты, потому что заинтересовался другим звучанием. А когда начались репетиции вместе с оркестром, на первой же сказал: «Ребята, у вас феноменальная подготовка. Я планировал репетировать с вами два-три дня, но вижу, что этого не требуется!» И он на репетициях практически не играл сам, только слушал, как играет биг-бэнд.
У биг-бэнда Гараняна колоссальные возможности, нужно только показать их более широкому кругу музыкантов и слушателей. Думаю, прошедший фестиваль в этом поможет. В планах World J.A.M. записать и выпустить CD «Боб Шеппард и биг-бэнд Гараняна». Также мы ведем переговоры о совместных гастролях Винкса и биг-бэнда по Прибалтике.

О спросе и предложении- Если бы я шел на поводу у зрителя, я бы не занимался джазом, а занимался теми, кто железно соберет кассу. Но мы делаем другое. Мы открываем новое. Я понимаю, что музыкантам, которым сейчас за сорок, знающим, кто такой Антонио Санчес, (четырехкратный лауреат Грэмми, один из самых востребованных барабанщиков современного джаза, авт) на концерте просто срывало башню. Они сидели и не знали что сказать, кроме: «Это запредельно!» Но ведь в зале были и те, кто слышал Санчеса впервые.
Я счастлив, что познакомил наших людей с Винксом. На одной из джазовых выставок я случайно подсел к человеку в баре. Все места были заняты, а возле него одно свободно. Человек показался мне добрым. Я подсел. Мы пили кофе, разговорились, познакомились. Прошло два года, и вот Винкс выступил в Краснодаре, влюбив в себя всех. Его импровизация с ребятами из «Кехалео» (группа из Барселоны,  играющая фьюжн с  фламенко в  основе, участник GG Jazz - авт.) взорвала зал, но я ведь Винкса буквально вытолкал на сцену. Он упирался, потому что у музыкантов не принято выходить, когда играют другие. Но я чувствовал - так нужно, это джаз, зал готов воспринимать. И вытолкал обалдевшего Винкса к не менее обалдевшим от неожиданности «Кехалео». И у них все получилось гениально.
Есть такое слово - трендсеттер. Создающий моду. Я трендсеттер. Я бабочку ношу лет десять. В Краснодаре я первый стал носить бабочку, а сейчас уже бабочка - не такая и редкость. Так же и в музыке - мне интересно не гнаться за модой, а создавать новые тренды. Я привез в Краснодар с Украины трио Александра Муренко. Этот удивительный музыкант соединяет джаз, фьюжн, танго. А после нынешнего фестиваля объединение Дина Брауна (гитарист, композитор, аранжировщик, преподаватель института музыки в Голливуде, гастролирует с собственными проектами и работает сессионо джазовыми исполнителями мирового уровня, авт.) и трио Муренко для европейского гастрольного тура вполне реально. Если из этого что-то выйдет, я буду рад. В Анапе перкуссионист из «Кехалео» спросил Муренко: «Ты можешь так…» И просто нахлопал в ладоши ритм - семь восьмых. Мурчик его тут же подхватил, без всяких репетиций, и они сделали такой сет, который покорил Анапу. У «Кехалео» еще и челюсти поотпадали, когда они поняли с музыкантами какого уровня играют.
Наш биг-бэнд (краснодарский биг-бэнд Гараняна, авт.) с Шеппардом и с Винксом делал музыку, которая заставляла удивляться тех, кто думал, что знает наш биг-бэнд. Когда супермузыкант Юра Сабитов из гараняновского биг-бэнда играл на трубе, а Винкс отвечал ему, изображая трубу голосам, это было общение. Это был джаз. Все это состоялось в Краснодаре. Мы в нашем городе неожиданно создали самый мощный джаз-фестиваль в России. Но!
В джазе не спрос рождает предложение, а наоборот. Некоторые думают, что на джазе можно заработать. Устроишь джазовый концерт - придет богатая публика. Но это вовсе необязательно. Есть, конечно, некая доля богатых людей, которым джаз нравится, но большая часть его ценителей - люди скромного достатка. Студенты, музыканты, преподаватели. Они сидят на галерке, живее и дольше всех аплодируют, но и первыми начинают массово уходить с концерта. Знаете почему? Потому что в Краснодаре транспорт ходит до десяти, а денег на такси у галерки нет. И если концерт затягивается - в полдесятого такой зритель спешит на последний трамвай. Такой зритель не принесет в кассу много денег, чтобы ориентироваться на его спрос. Но ему стоит предлагать новое, потому что музыка для него - часть жизни, и он оценит.

О творческих планах- Я утвердился в своем убеждении, что в Краснодаре немало людей, которые джаз любят и будут на него ходить. Сам факт, что неделю подряд джаз собирал в городе полные залы, это подтверждает. Устроители фестиваля, видя как он прошел, уже решили его продолжать и в следующем году. Сейчас невозможно сказать, кто в нем будет участвовать (кроме хозяев фестиваля - биг-бэнда Гараняна). Все зависит от того, с кем удастся договориться. Кого хотим привезти?
Я очень давно общаюсь Авишаи Коэном, музыка которого мне страшно нравится и в принципе это первый человек, которого я собираюсь привезти в Краснодар. Второй - Артуро Сандовал - трубач-кубинец о жизни которого Голливуд снял фильм. Третий - барабанщик Стив Гэдд с группой и новым альбомом.
Было бы интересно привезти Майка Штерна, Ришара Гальяно, Стенли Кларка. В связи с тем, что в Краснодаре появились такие большие площадки, как Олимп и Баскет-холл, я бы хотел привезти сюда «Дрим Театр».
В январе я еду в Нью-Йорк, на крупнейшую в мире джазовую выставку «Джаз коннектион». Будем там вести переговоры с агентствами. В том числе и о возможности привоза в Краснодар группы Пэта Мэттани (конечно - в рамках какого-нибудь тура). По всем этим направлениям мы работаем, что и когда получится первым - сказать трудно. Одномоментно все эти желания и мечты не реализуются. Но Step by Step…

О тонких материях- Я человек эзотерический и считаю, что все происходит для каких-то высших целей. Я во всем вижу знаки, и в силу того что мы не ставим перед собой чисто коммерческих задач, надеюсь что добро, которое мы посылаем в мир к нам вернется добром же.
Как знак - все происходит правильно - я воспринял произошедшее во время мастер-класса Маркуса Миллера в краснодарском МЭЦ. (Межшкольный эстетический центр - авт). Мы только вошли, как дети, человек восемьдесят, начали аплодировать Маркусу. Они аплодировали долго - несколько минут. А я стою, смотрю в глаза Маркуса и вижу, что он испытывает какие-то колоссально позитивные эмоции. Что он раскрепощается. Тепло встречи, последующая игра с детьми, когда Маркус видел, как им интересен джаз, как им вообще все это интересно, полностью поменяли эмоциональный настрой Маркуса. Он открылся. Расслабился. И этот полученный от детей эмоциональный заряд он принес вечером на сцену. Он играл в свое удовольствие. Это чувствовалось. Он возвращал краснодарцам полученное от них добро.
…А после концерта мы сидели в отеле «Хилтон» и разговаривали. Я сидел и думал: «Господи, я столько хотел этому человеку сказать! Он мне столько дал в моей жизни, а теперь он - в Краснодаре. И мы общаемся.» И тут я понял: это, по факту, просто реализация моего эгоистического желания. Если бы я не ставил себе задачи устроить концерт Маркуса Миллера в Краснодаре - никто бы его сюда не привез. А так я реализовал свою мечту. Ты спрашивал - меняется ли Краснодар? Вот он как раз и меняется, когда мы реализуем свои мечты.

георгий гаранян, биг-бэнд, фестиваль, пресса, джаз

Previous post Next post
Up