Рассказ третий. Авиакатастрофы и культура

Nov 13, 2015 13:15

На следующий день глашатаи разнесли по всей округе, что в 13 часов Мурзилка выступит со своим докладом. И вот, уже 13:15, а его все нет. Где же он? Все малютки в нетерпении ожидают его, рассевшись на пнях и комьях, как в Горьком парке.
Ах! Неужели? Едет.
Послышался тихий звонок, похожий на сильно уменьшенную трамвайную копию, и на поляну выкатил велосипед под управлением малыша в цилиндре и пенсне. Как выяснилось позже, причиной, послужившей задержкой для двухколесного транспортного средства явилась перегороженная гномом Лексутом выделенная полоса.



На импровизированную сцену забрался Мурзилка, щелкнул каблуками своих кед и незамедлительно начал:
- Большинство авиакатастроф произошедших в те годы, и случившихся не по причине технической неисправности самолета или террористического акта, можно объединить некоторым образом. Но для того, чтобы это стало понятным, потребовались десятилетия изучения и анализа в области социологии и психологии. А началось все с того, что голландскому социологу Гирту Хофстеду было поручено провести исследование в компании IBM, длившееся в период с 1967 по 1980 годы. Для того чтобы систематизировать получаемые данные, которые ученый должен был собрать в филиалах расположенных в 50 странах мира, были разработаны специальные опросные анкеты. Результаты этой работы внесли существенные коррективы в понимание многих областей связанных с поведением групп - от небольших регионов до целых наций - мотивации которых во многом обусловлены национальными культурами. Целых наций. - растянуто и с некоторым ударением на первый слог второго слова повторил Мурзилка, поглядев на сидящих в уголке двух лилипуток. - Крошки, вам понятно, что это имеет отношение и к Царству малюток?
- Да, да. Да. - неуверенно пролепетала одна заерзав на пеньке, а вторая лишь коротко качнула ушами, после чего вся покрылась влажной слизью, как это часто у нее бывало; так её тело реагировало на тревогу.
- Несмотря на то, - продолжал докладчик - что компания IBM пришла в Россию еще в 1974 году, исследования в этом регионе не проводились или не публиковались. Хотя это не помещает нашему внимательному слушателю вывести некоторую логику из нижесказанного. Итак!
Хофстед ввел четыре измерителя для описания национальных культур:
1. «Индивидуализм-коллективизм».
Оказалось, что уровень индивидуализма напрямую связан в уровнем благосостояния: богатые страны обладают индивидуалистической культурой, в то время как бедные страны - скорее коллективистские.
2. «Индекс дистанции власти» (ИДВ), о котором я говорил вчера, показывает, насколько исследуемая национальная культура ценит и уважает иерархию, а это, в свою очередь, влияет на степень централизации власти и способ руководства. Также любопытно, что коллективизм страны всегда свидетельствует о большой дистанции власти от народа, хотя индивидуализм не всегда означает обратную направленность. И еще: для всех бедных стран характерны коллективизм и большая дистанция!
3. «Неприятие неопределенности» сказывается на спокойствии или нервозности в обществе, толерантности, отношению к рискам.
4. «Мужественность-женственность» помогает классифицировать общества по их склонности повышать или понижать социальное разделение между полами. Так в «мужественных» обществах, в отличии от «женственных», главенствуют социальные ценности способствующие желанию быть на виду, нацеленность на осязаемый результат, повышенная важность материального благосостояния, тяга к внедорожникам и трусам с широкой резинкой ck .
- Это мне напоминает некоторых гномов из нашего царства - сказал Жиробас, и среди слушателей вспыхнули смешки разной степени интенсивности.
Когда на пеньках утихло, Пустая голова, прибавив «Мне тоже», продолжил:
- Преуспевающий же индивидуум в «женственном» обществе вызывает подозрение.
Итак, мои дорогие малютки, обратив особое внимание на ИДВ, который напрямую связан с культурными установкам в обществе, выяснилось, почему системные катастрофы происходи в авиакомпаниях с сотрудниками, национальная культура которых требовала жесткого подчинения в иерархическом порядке. Дело в том, что в управлении самолетом, в той или иной степени, участвуют капитан, второй пилот, бортинженер, диспетчеры аэропортов вылета и прилета. И каждый из них должен не только идеально выполнять свою работу и учитывать другие факторы (погоду, освещенность, усталость и т.д.), но обладать способностью четко коммуницировать со всеми участниками, брать ответственность на себя. Но когда капитаном судна является опытный пилот, старший тебя по званию и возрасту, а ты принадлежишь к корейской или колумбийской культуре, и являешься вторым пилотом (не говоря уже о бортинженере), не так просто взять ответственность на себя.
Расшифровка черных ящиков показала, что до последней минуты перед катастрофой вторые пилоты высказывали свои сомнения в крайне завуалированных и обтекаемых формах, хотя они уже были уверены в ошибочности поведения капитана ведущей к их гибели. Так сильны культурные установки. Значительное время потребовалось для того, чтобы сломить эту вертикаль в отношениях команд авиаперевозчиков, что в итоге положительно сказалось на безопасности полетов. И нам, малыши, потребуется определить, а затем неуклонно работать над перекодировкой каждого из нас, и в первою очередь себя, если мы хотим летать успешно, быстро, весело и красиво, пускай и на бревне.

(Бурные аплодисменты)

Мурзилка, самолет, рассказ

Previous post Next post
Up