(no subject)

Oct 24, 2009 21:40

«БЕЛИКОВщинка». Юмореска. Было бы смешно, если б не было так грустно…

Этим летом на одном фольклорном фестивале произошло нечто. Случай практически курьезный.

В череде мастер-классов под занавес фестиваля состоялось одно «удивительное» выступление. Выступал человек, в общем, уже даже примелькавшийся в фольклорной среде, вида весьма к себе располагающего, даже авторитетного. Только до его выступления большинство участников фестиваля не ведало, кем он является. Седая борода и осведомленность в фольклоре говорили в пользу его отношения к группе фольклорных мэтров.

И вот что он рассказал. Зовут его Беликовым Александром Степановичем, он представился академиком и психологом (в интернете Беликов А. С. значится как ведущий школы ведарей, и академик МАЭН http://sobor-duha.h18.ru/?Kontakty_s_orgkomitetom. Относительно этой академии много непонятного, так как в России существует только одна официальная академия РАН, а все остальные являются общественными организациями). Представлялся он вообще довольно долго, а заодно просил его не перебивать, потому как критике, по его словам, здесь не место. Во время своего выступления он разрешил слушающим делать только некоторые подтверждающие дополнения к своим словам. Это уже показалось странным…

Итак, маэстро Беликов повел рассуждения необычные, даже необычайные. Рассуждения эти были обо всем на свете: о жизни, зарождении человечества, русском язычестве, йоге, ариях, ведизме, фольклоре. Такую «одержимую муть» можно услышать в любом модном ныне центре «развития человека» и магазинчике типа «Пути к себе». К ней можно по-разному относиться. Но слушать такого рода речи в данной ситуации научной конференции было смешно, нелепо и даже обидно. Мы сидели, лишенные возможности его перебить, чувствуя как он делает нас дураками, и вынужденно молчали, будто соглашаясь с ним. Поначалу просто потому, что были шокированы от неожиданности, до этого все выступления были вполне научными, узкоспециализированными. Выступали известные фольклористы. А тут вдруг такое… Но это не главное. Главное, что многие принимали эту эзотерическую чушь за правду! Сидели и конспектировали, а потом повторяли.

Что, собственно, так нас возмутило? Поделюсь парой цитат.
Первая, заставившая засомневаться в нормальности выступающего, состояла в следующем рассказе. Товарищ Беликов однажды в метро решил помочь старушке поднять по лестнице сумки. И только он хотел их взять, как старушка, стоявшая до этого к нему спиной, вдруг обернулась, и… на его счастье, Беликов успел отшатнуться, так как у бабушки вдруг из пальцев выросли длинные огненные когти, которые хотели вцепиться в беднягу. С тех пор он больше не помогает старушкам… (Кажется, этот случай из жизни он рассказал, описывая современную манеру девушек красить ногти красным лаком). Надо сказать, что говорил господин Беликов как сказочник, рассказывая то об одном, то о другом, но главной своей задачей почитал научить молодежь как следует правильно жить на белом свете.

Далее рассказ маэстро переместился на описание Всеясветной грамоты, адептом коей он является. Эта грамота вроде как была создана 7 тысяч лет назад. В ней очень много букв, а звуков еще больше. У нас музыкантов возник тогда совершенно резонный вопрос: каким образом до маэстро дошли звуки грамоты, если 7 тысяч лет назад еще не существовало фонографа. В ответ он очень возмутился, и ответил: «Как откуда, ОТТУДА!», и указал рукой в небо. А потом добавил, что если писать буквы этой грамоты много тысяч раз, что звуки букв (а у каждой буквы их, вроде как, несколько) сами собой придут!

Для каждого русского слова у Беликова было свое объяснение его этимологии, (например, слово «история» объяснялось, как «ист - ария», то есть истина Ариев). Постепенно его рассказ все больше превращался в сказку. Мы ничего не имели против хорошей сказки, но только рассказ этот проходил как в страшном сне - даже без тени улыбки.

Маэстро также пустил по рядам свою книгу, изданную малым тиражом за счет средств автора. Это мы успели рассмотреть, хотя Беликов запретил открывать и читать свою книгу! Тогда спрашивается, для чего он ее давал? Только для психологической нагрузки и повышения своего авторитета?? Кстати сказать, книга содержала в себе массу рецептов и советов, надерганных из многих источников, начиная от йоги и кончая народным целительством.

Ну и последнее, но самое мощное из запомнившегося, потому как, услышав это, трудно было усидеть и не упасть под стул от смеха. Господин Беликов говорил о русском народном костюме и каких-то энергетических полях, которые на юге России расположены ближе к земле, а на севере - чуть ли не на уровне пояса, именно отсюда у него вытекали различия в костюмах. В подтверждение очередной идеи Беликов задал вопрос - как мы думаем, что из себя представляет традиционный женский головной убор на юге России. Слушающие стали отвечать - сорока, кичка. Беликов тогда повторил вопрос - «так на что он похож?» Услышал в ответ - «на рога». Это его не устроило. «Ну на какой предмет похож головной убор?» - не унимался Беликов. Все сидели в замешательстве. Тогда ему пришлось самому провозгласить истину: (цитирую) «Он похож на трамплин для взлета космических летающих объектов!»
Думаю, какие-либо комментарии здесь излишни.

Это все из того, что мне запомнилось. Может быть, кто-то присутствовал при сём знаменательном выступлении и может вспомнить больше. Тогда буду очень признательна, если вы меня дополните цитатами. Мне кажется, стоит собирать такие перлы и высмеивать их. Иной формы борьбы они не заслуживают.

К сожалению, по-моему, это сейчас очень распространенное явление - компилировать известные научные факты и делать из них совершенно нелепые, ложные и смешные выводы. И, что самое обидное, подавать их под соусом науки. Такую ситуацию в современном мире тонко и иронично описал Умберто Эко в книге «Маятник Фуко», назвав людей, придумывающих псевдонаучные теории «одержимцами».

И ведь многие люди ведутся на таких «Беликовых», потому что их теория получается очень красивой. Однако давным-давно известно, что современнон русское язычество (неоязычество) абсолютно недоказуемо с научной точки зрения. А особенно недоказуема заманчивая идея о русском единобожном ведизме! Не сохранилось ни одного достоверного свидетельства о тех или иных обрядах. Так, например, в среде филологов существует негласное правило не допускать даже к утверждению темы диссертаций, содержащие те или иные наклонения в сторону язычества. Потому как все это эзотерика, бред психически больных людей или коммерческий ход.

Однако во всеобщем неверии, заманчиво найти свое пристанище в такой подчас идеально выдуманной теории. Как нашел его и один из педагогов гнесинского училища, который не только привез маэстро Беликова в этом году на фольклорные фестивали, но и разрешил ему читать лекции в училище. Вот это, на мой взгляд, уже нехорошо, и даже очень, так как 16-ти, 17-тилетние дети еще не могут отличить правды от вымысла, за что могут потом сильно поплатиться.
Previous post Next post
Up