"Романтики высоких мачт" (из цикла "Сто дней в кругосветке "Седова") часть вторая

Oct 04, 2013 01:57


"Романтики высоких мачт", часть 1

«Становись, становись человеком скорее - это значит на море скорей становись моряком»

Итак, люди, ради которых, строго говоря, и существуют государственные учебные парусники - те, кто должен пройти плавательную практику прежде чем стать профессиональными моряками - это курсанты, будущие штурмана, механики, радисты профессионального флота. Вопрос, который непрестанно звучит в кабинетах ведомств-судовладельцев учебных парусников - это конечно, вопрос недешёвого содержания парусных гигантов из государственных бюджетов. Нужны ли они? А если нужны - то зачем?

Курсанты «Седова» - это в одном «призыве» около сотни человек, учащиеся средних или высших учебных заведений, подчиняющихся Росрыболовству. Это могут быть ребята из одного ВУЗа или из нескольких, возраст их может варьироваться от 17 до 23 лет. Иногда к ним присоединяются небольшие группы ребят из молодежных патриотических или морских клубов, обычно они немного младше. Живут курсанты в кубриках по 25 человек, для работы они разделяются на три группы - «мачты», подчиняются они руководителям практики и палубной команде (боцманам и матросам), а также другим членам экипажа - если выполняют работы по другим заведованиям. Курсанты - основная движущая сила в работе на палубе и с парусами, в судовых работах, они несут вахту на штурвале (а на «Седове»,руль которого управляется штуртросами, это 5 человек), также под руководством членов экипажа они обеспечивают жизнедеятельность корабля и свой быт - работают на камбузе, в столовой, на уборке судна, на утилизации мусора. Средняя продолжительность плавания для курсанта - 4-6 месяцев.



Конечно, для парня в 18-20 лет, тем более если он не из столиц, а из Астрахани или, например. Архангельска, сама возможность выйти в океан, побывать в дальних странах, пройти испытание в работе на высоких мачтах - это уникальный шанс. Большинство курсантов относится к этому как к приключению, но надо отметить, что не все ребята попадают в экипаж с таким уж горячим желанием плыть на паруснике - для многих это просто необходимая рутина, единственная возможность получить плавательный ценз, без которого не будет рабочего диплома, и такие персонажи любят побурчать и помутить воду в своей компании. Если добавить к этому нормальное желание молодого организма подольше поспать, съесть что-нибудь вкусненькое, посопротивляться взрослым и потребность выяснить отношения в коллективе сверстников - станет ясно, что в курсантских кубриках «групповая динамика» кипит вовсю. Здоровая психика ищет выходы для разрядки, и конечно, находит. Конечно, разумные воспитатели помогают молодежи в том, чтобы направлять их энергию в мирное русло. На протяжении всего моего путешествия курсанты радовали меня тем, как усердно они занимались спортом, создавали музыкальные группы, сочиняли сатирические куплеты и песенки. Чувство юмора на корабле - в целом одна из величайших отдушин, потому что если не смеяться над собой, над другими, над корабельной рутиной и скудностью быта - тогда точно можно сойти с ума, и к счастью, наш курсантский состав отличался выдающимся остроумием.

Еще одной «отдушиной» для курсанта является тяга к знаниям - самые сметливые из ребят не ленятся расспрашивать офицеров и членов экипажа, просить книжки по специальности для изучения, брать на себя дополнительные задачи. Я лично вносила посильный вклад в разнообразие досуга для курсантов - совместно с историком Никитой Кузнецовым мы провели несколько викторин, а самой большой радостью для меня стало, когда небольшая группа курсантов попросила меня позаниматься с ними морским английским, и в свое не такое уж обширное свободное (!) время они ходили на занятия и делали домашние задания. Мне было необычайно приятно общаться со всеми этими ребятами - искренними, одаренными, целеустремленными, и я от всей души желаю им дальнейшей успешной карьеры.

Как бы ни банально это звучало, за эти полгода они действительно ощутимо взрослеют, осознают особенности своей будущей профессии, на всю жизнь сохраняют для себя воспоминания о плавании, обычно - хорошие, зачем хранить память о неприятностях. Но главное - это надежные друзья, которые появляются во время этой «плавпрактики». За долгое плавание молодежь невольно начинают копировать своих наставников, перенимает от экипажа те самые идеи, отношение к жизни, модели поведения и традиции, которые так легко вычитать в книгах, но так трудно принять в сердце. А в длительном плавании, когда они каждый день видят перед собой примеры трудолюбия и стойкости, способы преодолевать себя, выполнять рутинную и специфическую морскую работу, тогда в каждом поступке и слове они привыкают ценить профессионализм, терпение, ум, силу, доброту и чувство юмора, которые так щедро демонстрируют их наставники. Как говорится - «чтобы огурец стал солёным, не надо ему твердить «стань солёным» или учить его формуле натрий-хлор - надо просто опустить его в рассол». Дай Бог всем будущим морякам - и торгового, и рыболовного, и военно-морского флота пройти через такое плавание.




Матрос по собственному желанию

Огромное влияние на жизнь корабля и на атмосферу на палубе оказывают так называемые «практиканты», по-английски trainees («трейнизы»). Это люди из разных стран, пожелавшие пройти на паруснике одну, две или три недели в роли курсантов и принять расходы за это приключение на себя (плавание курсантов оплачивается государством).



Конечно, человек, заплативший за «туристическую путёвку» поначалу ожидает чуть большего сервиса и внимания к себе, чем ему могут уделить на корабле, который приспособлен под аскетичное курсантское бытие и утомлен шестым или десятым месяцем пребывания в походе. И всё-таки практиканты - одни из самых счастливых людей на паруснике. Недолгий срок их пребывания на борту позволяет им взять всё самое лучшее от этого приключения - восторги первых подъемов на мачту, восхищение океаном, приступы исследовательского счастья при изучении мудрёной терминологии большого парусника, знакомство с интересными людьми - настоящими «просоленными моряками». А вот утомление от рутины, тяготы выстраивания длительных и глубоких человеческих взаимоотношений, тоска в оторванности от дома - трейнизов эти переживания почти не задевают - ведь они приехали неделю назад и через несколько дней вернутся домой.

Что касается быта практикантов - на «Седове» они размещаются на отдельной небольшой палубе в кубриках по 6, 8 и 10 человек. Они пользуются отдельным душем на этой же палубе, питаются они в курсантской столовой. Участвовать в ходовых вахтах на руле и в палубных работах - это личный выбор каждого. Конечно, большинство туристов приезжает именно за этим приключением, включается в жизнь палубной команды и участвует в работе с парусами, с такелажем, и даже в покраске, почистке и даже пошкурке чего-нибудь.

Для экипажа практиканты - источник дополнительной нагрузки, ведь их надо поселить, обслужить, развлечь, обучить. Представьте «радость» боцмана, который только-только месяц объяснял тридцати курсантам тонкости работы на верхотуре, и снова должен контролировать пять-семь совершенных новичков, про которых неясно - хватит ли у них физических сил не упасть с вант, не впадут ли они в истерику от страха на верхнем рее, и которым снова и снова надо рассказывать, чем гитов отличается от горденя - и так с новыми людьми каждые две недели. Также участие трейнизов, которые привязаны к датам своего отпуска и билетам на самолет из каждого порта захода делает гораздо более сложным график судна - парусник должен прибывать в порты захода строго в означенные даты, что в плавании, особенно с длинными переходами, не всегда легко обеспечить - например, «Седов» трижды за время кругосветки из-за шторма опаздывал на сутки-двое, и некоторые трейнизы опаздывали на самолет, а в четырех портах парусник прибывал раньше и стоял на рейде на якоре, дожидаясь времени захода.

Но нельзя забывать, что практиканты также - и источник позитива, ведь в большинстве своём трейнизы - публика благодарная и благожелательная. Они очарованы кораблём и экипажем, стараются доставить радость морякам - подарками, угощением, развлечениями, многие из них становятся «друзьями корабля», приезжают на парусник из года в год, делают судну полезные подарки и охотно помогают в решении организационных задач.

Так что вопрос совмещения на одной палубе длительной профессиональной курсантской практики и коротких учебных плаваний для туристов - вопрос сложный, многогранный и спорный. С одной стороны, трейнизы - это пополнение бюджета университета и судна, это лучший «промоушн» и укрепление имиджа судна и страны - нет рассказа лучше о прекрасном паруснике, чем искренние восторженные впечатления непосредственного участника плавания. С другой стороны - это нагрузка на команду, организация параллельно с курсантским бытом совершенно других условий и второй системы обучения и контроля. Многолетняя практика использования учебных судов разных типов за рубежом выработала два пути решения этой задачи - на некоторых парусниках на палубу принимают или полный экипаж курсантов - будущих профессионалов, или полный состав трейнизов - туристов от учебного паруса, никогда не смешивая эти категории в одном плавании. Другое решение - это выделение в экипаже большего количества членов профессионального экипажа, которые заняты только работой с практикантами - например, когда с практикантами работают не члены основного экипажа, которые должны в перерывах выполнять свои основные обязанности (учить курсантов, нести вахту на мостике и т.д.) а так называемые «watch leader» - кураторы-инструкторы. Хочется надеяться, что на русских учебных парусниках система работы с туристами-практикантами скоро станет более совершенной и это даст возможность еще сотням и сотням романтиков, страстно влюбленным в паруса, но выбравшим другую профессию, прикоснуться к миру путешествий на большом паруснике.

"Романтики высоких мачт", часть 3



(с) текст, фото - Злата Бредова
Previous post Next post
Up