Oct 24, 2008 12:12
В четверг на внеочередном заседании Госдума частично поддержала требования правительства внести изменения в Бюджетный кодекс, которые кабинет министров отнес к антикризисным мерам. Новый закон фактически лишает депутатов их единственного серьезного конституционного полномочия - контроля за расходом бюджетных средств.
В течение 2009 года правительство сможет использовать Резервный фонд, и остатки средств бюджета (те деньги, что были по каким-то причинам не истрачены в предыдущем году) без санкции парламента. Сейчас подобные действия, согласно Бюджетному кодексу, необходимо обязательно закреплять законом.
Использовать вышеназванные немалые средства можно будет «на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета».
Еще одна позиция, которую думское большинство сдало без боя, - предоставление правительству права своей волей, без оформления законом, осуществлять в следующем году инвестиции в госучреждения и государственные унитарные предприятия. Власти субъектов Федерации получают такое же право - в пределах своей территории и своих бюджетов.
Дав правительству «карт-бланш» на беспрецедентное расширение финансовых полномочий, депутаты, даже совершенно лояльные и ручные «единороссы», контролирующие думский Комитет по бюджету и налогам, отказали лишь в мелочи. Не согласились предоставить Минфину право без внесения изменений в закон о бюджете оперативно перебрасывать деньги с одной статьи на другую, с одного года на другой (в пределах трехлетнего бюджета). Например, запланированные на поддержку сельхозпроизводителей средства, которые, кстати, с помпой пообещали в правительстве, передать на нужды Минобороны.
Кроме того, Минфин рассчитывал выбить полномочия самостоятельно принимать решения о финансовой поддержке негосударственных компаний (то есть тех же крупных корпораций). «Это было бы уж слишком», - в сердцах ответили депутаты. Поэтому новый закон был принят без шокирующей поправки Минфина. Но это только второе чтение. Так что у ведомства Кудрина еще есть время для маневров - третье и окончательное чтение закона состоится на следующей неделе. Депутаты говорят, что консультации по вопросу еще не закончились, идут поиски формулировки, которая бы устроила всех.
Зачем понадобилось принимать столь радикальный закон? Правительство Владимира Путина в этой Госдуме отказа никогда не получало, и депутаты готовы собраться в любое время дня и ночи и проголосовать за любое предложение о внесении изменений в бюджет. Наверное, Минфину просто надоело писать поправки, оформлять их в виде законопроектов, фантазировать по поводу обоснования тем или иным расходам. И. видимо, правительству надоела «игра» в демократию. Все равно все решения в стране принимаются фактически единолично.
В любом случае, если народные избранники к третьему чтению согласят с аргументами Минфина, они окончательно потеряют право именоваться законодательной властью. Роскошное здание в Охотном ряду можно переоборудовать в очередной торговый центр, а депутатов вообще распускать - за ненадобностью. Ну и далее - по списку: Госплан, единственный Госбанк, однопартийная система и тотальная национализация.
Ситуацию для обозревателя КМ комментирует политолог Андрей Савельев:
- Сейчас Госдума занимается полностью антиконституционными действиями. Она распоряжается и передает полномочия, которые не вправе передавать, согласно действующей Конституции России. Депутаты не вправе передавать свои права кому бы то ни было.
Такое уже было в российской истории, когда неограниченные полномочия передали президенту Борису Ельцину. Мы хорошо помним, к чему это привело - к событиям 1993 года.
Главный закон страны - Конституция - существует для того, чтобы его исполнять. Ни Дума, ни правительство не имеют право менять Конституцию.
Если в России остались хоть какие-то элементы правовой системы, то прокуратура должна опротестовать нынешние действия Госдумы, как полностью незаконные.
Факты: На днях правительство утвердило правила заключения соглашений «между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ о предоставлении субсидии федеральному бюджету из бюджета субъекта РФ». Ничего подобного практика межбюджетных отношений ранее не знала. Прежде не регионы спонсировали федеральный центр, а наоборот, государство оказывало им финансовую поддержку по целому ряду направлений, в первую очередь в области социальной политики. «Нет никаких сомнений, что у нас в виде субсидий хотят забрать профицит, чтобы использовать его на поддержку проблемных компаний и рефинансирование их долгов», - заявил Интерфаксу источник в правительстве Москвы.