Почему нечему получаться у Навального, и что вообще может, в теории, у кого-то получиться.
Давайте честно признаем - у Ходорковского не получилось. Ничего из того, что он декларировал в качестве целей. И умище у него общепризнанный, деньги, связи, уважение и почет в мире, поддержка демократических сил в России, консультантов - целый отряд. А результат - нулевой. И даже если что-то в России вдруг изменится - вряд ли это станет результатом трудов МБХ, это ясно даже его фанатам. Но почему?
У автора этих строк, по итогам многочисленных встреч с Ходорковским после его освобождения, есть предельно четкий ответ на этот вопрос.
Где в действительности находилось ядро поддержки МБХ
В момент выхода из тюрьмы Михаил Ходорковский был надеждой далеко не только тех, кого в России называют «либералами». На него втайне надеялось и многочисленные представители элитарных кругов. Вы не ослышались - на Ходорковского рассчитывали представители именно элит, того самого «золотого миллиона» россиян, которые управляют всеми процессами в стране. Те, у кого, как принято считать, «все в порядке» и у которых к Путину по определению претензий быть не может, а может наличествовать только всепоглощающее обожание.
Однако претензий к Путину у них предостаточно. Главная из них - это чрезмерные как политические, так и деловые аппетиты так называемого «ближнего круга». Эти аппетиты настолько велики, что скрывать в тени свои распухшие авуары им уже не удается.
Экономика в стране - распределительная. Продаем нефть, раздаём деньги. Напрямую, в виде госконтрактов - сути дела это не меняет. С каждым годом укрепления действующей власти все больше ресурсов распределяется в пользу этих, теперь уже известных всем и каждому двух десятков человек. Остальному элитарному миллиону достается яростная нервная грызня за тающий на глазах кусок шагреневой кожи. Еще - этому же миллиону поручено усердно работать, обеспечивая дальнейший рост благосостояния топ-двадцатки.
Кроме того - представителям этого же миллиона положено сидеть. Путин ведь должен бороться с коррупцией. Искать ее среди друзей - как-то не по-пацански. А вот - незнакомые ему лично, внешне лощеные миллионеры, по меркам остального населения, столь же богатые, как ротенберги с ковальчуками на эту роль подходят вполне.
Но миллионеры-то в курсе, что, несмотря на имеющуюся у них возможность напиться в «Ритц Карлтоне» и записать на жену машину за $50000, сравнивать их с ковальчуками - это обидная фигня.
Они и обижаются.
Это они были на Болотной, а не придуманные Сурковым для успокоения шефа «креаклы» (как бы такие же либералы, но немного забуревшие в тучные годы). Тогда они думали, что, если Царь увидит их недовольство - он поймет, что в их руках, вообще-то, стабильность его власти, он испугается и даст им возможность конкурировать с ближним кругом.
Но случилось по-другому.
Царь наш - человек военный и ему не нравится, когда лица подчиненные массово высказывают свое неудовольствие лицу начальствующему, вместо того, что придурковато и лихо исполнять его приказы.
И опираться Царь решил и далее на верных ему гвардейцев Кардинала (которые тогда еще так романтично не звались, а были известны под простоватым ельцинским названием «силовики»).
Силовикам было поручено - миллион золотой приструнить, а по десятку от него в год - сажать. Чтобы другим возражать было неповадно, и чтобы остатки госдобра, случайно ушедшего от топ-двадцатки, хоть в каком-то количестве перепадали народу во избежание русского бунта. Потому как 100 миллионов человек беспокоят Владимира Владимировича, ввиду нехитрых математических изысканий, значительно больше, чем один миллион, пусть и более образованный, и при должностях.На что способен золотой миллион
На самом деле, один золотой миллион, в теории, способен в считанные дни полностью дестабилизировать власть даже всенародно любимого покорителя Крыма. Так или иначе, все его мудрейшие решения проводят в жизнь именно они, а никак не 20 нуво-мультимиллиардеров, еще толком не научившихся слово «офшор» без ошибок писать, и уж тем более, не доблестные борцы с коррупцией, начинающие, с должности младшего лейтенанта передвигаться по встречкам на пятерках БМВ.
Например, прекратят главврачи и завучи впихивать в урны бюллетени по разнорядке замглавы района за «Единую Россию». Ну и выиграет везде выборы КПРФ. И перестанет в тот же час быть псевдооппозицией.
Перестанут многочисленные медиаменеджеры убирать «на всякий случай» заметки об очередном трындеце. Ну и узнает 100 миллионов о непрекращающейся череде трындецов, задумавшись, кто за это в ответе и не пора ли его уже менять.
Перестанут в общении друг с другом (в соцсетях ли, вживую ли) представители золотого миллиона после жалоб на жизнь добавлять дежурную фразу, что все же «Путин порядок навел». В результате - самое главное СМИ страны, которое главнее Первого канала, а именно - великое и ужасное Сарафанное радио мгновенно разнесет по умам и умишкам весть о том, что к Путину у общества тоже должны быть вопросы. Причем серьезные.
А вот и самое интересное. Когда приблизятся сами собою времена перемен (а они приблизятся неизбежно, действительно сами собою, и только так, по другому у нас не бывает) - именно представители все того же самого золотого миллиона будут принимать каждый на своем маленьком участке - в какую сторону они позволят качнуться маятнику.
Это ведь все уже было. И собирал уже в своем кабинете старый прожженный коммунист-ректор проректоров помоложе, и давал им разнарядку - сколько студентов должны они мобилизовать на митинг против наглого выскочки Ельцина. А проректоры выходили из ректорского кабинета - и все как один сваливали на больничный.
Власть тогда стремительно десакрализировалась, и от всенародной поддержки курса правящей партии остался только карточный домик, развалить который не составило ни малейшего труда. Уровень поддержки населением формально был - все те же пресловутые 86%, что подтверждалось любыми выборами, так похожими на нынешние российские с их декларативной «конкурентностью и открытостью».
Однако первый же попавшийся харизматик заключил негласный договор с золотым миллионом, пообещав им превращение в вершителей судеб из их тогдашнего состояния исполнителей решений маразматических дедов - и все изменилось в одночасье.
Можно возразить, что у маразматических дедов не было под рукой хорошо натасканной армии силовиков, лично Путину обязанной своей пятеркой БМВ и не желающих снова менять ее на старый Москвич.
Но силовые методы, эффективные при разгоне толп, абсолютно бесполезны при попытке к чему-то принудить людей, находящихся внутри элит. Они ведь на митинги (после короткого и неудачного Болотного эксперимента) не ходят, громко не возражают, на амбразуры не бросаются.
Их страшная сила - саботаж. Если они едины в каком-либо мнении, если в чем-то заинтересованы - нет в природе таких гвардейцев, которые весь миллион переловят и заставят что-то сделать. Или чего-то не сделать.
Вспомните, сколько уже спустившихся с самого верха великих инициатив, реформ, разнорядок успешно торпедировали эти ребята? Ушедшим на дно инициативам - несть числа. Золотой миллион топил их либо потому, что был заинтересован в обратном результате, либо попросту не видел для себя прямой выгоды в их реализации.
Затравленный своим сомнительным статусом подносчиков фуа-гра к столу топ-двадцатки новых олигархов, уставший кормить еще и борзых ребят в погонах и уворачиваться от их загребущих рук, наш миллион на саботаж и сейчас настроен решительно.
Все, что им нужно - это восстановление в стране хоть какой-нибудь конкуренции в экономике и политике. Когда можно о чем-то спорить и что-то кому-то доказывать - элитарный миллион востребован и эффективен, он производит массу товаров и услуг, восстанавливает разрушенное, выводит всех из кризиса. И, конечно же, носит на руках топ-двадцатку во главе с главным повелителем миллионеров и миллиардеров.
Как МБХ утратил ядро своей поддержки
Именно в восстановлении конкуренции представители топ-миллиона ждали содействия от Ходорковского, идейно близкого им человека, который состоялся как раз в те годы, когда конкуренцию разрешили в прошлый раз. Они надеялись, что он сделает что-то для того, чтобы передать часть управленческих полномочий от топ-двадцатки золотому миллиону, который и внес бы такие необходимые стране коррективы.
Но вместо этого, бывший зэк со всей дурацкой мочи и с непонятно откуда у него-то взявшимся полным боезапасом маргинальной ненависти обрушился именно на этот самый несчастный элитарный миллион, сконцентрировав, тем самым, в итоге, всю полноту власти в руках ненавистного ему супер-элитарного ближнего круга.
Ходорковский последовательно сделал все так, что при одном упоминании его имени представители золотого миллиона машут руками, прячут головы в пиджаки и зажмуриваются, не желая иметь с ним ничего общего:
- Он объявил Путина своим врагом и провозгласил курс на его свержение.
Come on, Михаил Борисович. Нашему миллиону все равно, кто у власти, Путин, Кудрин или Вы. Им не важно - убивал ли когда-то их босс Петухова, воровал ли виолончели, отжевывал ли Крым у Украины. Все, что им нужно - возможность состояться и жить свободно. Когда Путин руками Медведева дал им такую возможность, а сам тихонько починял примус и наполнял панамские сейфы своих скрипачей - золотой миллион был счастлив. Абсолютно. Поэтому элитарный миллион ждал от Ходорковского содействия в возвращении середины двухтысячных, а не начала 90-ых.
- Он окружил себя людьми, не сумевшими стать представителями золотого миллиона, или вылетевших из него, всей душой ненавидя всех, кто там остался.
Ходорковский и сам прекрасно понимает, что любой, то есть 100% окружающих его людей охотно променяли бы статус «оппозиционера» на должность замдиректора департамента какой-нибудь госкорпорации, работай она в условиях года эдак 2009-го.
- Его политическая база сегодня - пресловутые «либералы».
В реальности - маргиналы, ничего общего с классическим либерализмом не имеющие. Таких «вечно всем недовольных» в России - несколько сотен тысяч обозленных неуспешных ни в чем людей. Они никак не приблизят Ходорковского ни к свержению Путина, ни к росту популярности, ни к победам на выборах.
- Он создал альянс с Навальным.
Главный идеологический враг Алексея Анатольевича - как раз и есть наш золотой миллион. Он атакует представителей топ-двадцатки исключительно в те моменты, когда ее представители выясняют отношения друг с другом (или пытаются избавиться от чрезмерного влияния одного из 20-ти самых близких). Все остальное время, Навальный, брызжа слюной, преследует несчастных менеджеров среднего звена, допытываясь, откуда у некоторых из них взялись 10 неучтенных тысяч долларов. Навальный обещает разобраться после своего прихода к власти с буквально каждым расхитителем бюджета. В итоге элитарные круги поддержат на сломе хоть Зюганова, хоть Миронова, да хоть черта лысого, лишь бы никто не спрашивал у них по-прежнему, где они взяли квартиру в Кунцево при зарплате в 300 долларов. В принципе, Навальный является одной из причин, почему золотой миллион до сих пор сплочен вокруг Путина, несмотря на всю неприязнь к его ближнему кругу и международные чудачества. Навальный, как это ни парадоксально, является одной из причин избыточной концентрации власти у топ-двадцатки.
- Он инициирует маргинальные акции протеста.
С учетом всего вышесказанного, акции протеста, которые поддерживает Ходорковский, выглядят как сборища демшизы. Такие акции только увеличивают пропасть между Ходорковским и его окружением и остальной страной. Которая тоже не слишком довольна, например, убийством Немцова, но не желает оказываться в одной компании с не выглядящими слишком здоровыми морально и физически маргиналами, жиденько скандирующими «Путин - убийца». Когда же возникают поводы для действительно массовых протестов (например - «Платон»), протестующие, готовые выступать против политики власти сами по себе, не готовы делать это вместе с Ходорковским. И это все, что нужно знать о своих перспективах политику в таких случаях.
- Он на стороне иностранцев в столкновениях интересов запада и России.
Публичному политику нельзя быть не на стороне собственной страны, когда она находится в состоянии войны. Даже если ты считаешь войну несправедливой с нашей стороны. В этом случае - молчи. Говори об убытках и кризисе, которые провоцирует война. Говори, что лучше было бы объединиться с соседями на мирных основаниях без издержек в виде санкций. Говори, что можно было бы присоединить Крым более законно с точки зрения международного права. Но не ограничивай одним махом свою аудиторию десятью процентами электората.
- Он не сделал вообще ничего для своей реабилитации перед 86-ю процентами населения.
86% лояльных власти россиян Ходорковского не любят. Да, пропаганда. Да, им, в общем, и не за что любить человека, на волне передела собственности завладевшего тем самым «народным достоянием». Но если Ходорковский хочет, чтобы после очередного «Платона» восставшие народные массы пошли именно за ним, а не, например, за Зюгановым - ему нужно было хоть как-то попытаться объясниться с населением.
Как МБХ мог использовать ядро своей поддержки
История знает сослагательное наклонение, поскольку движется по спирали и у каждого политика, находящегося на сцене много лет, есть возможность войти в ту же самую воду. Рано или поздно возникнут точно такие же обстоятельства, в которых он наломал дров в прошлый раз. Поэтому попробуем пофантазировать, как все может развиваться, случись с Ходорковским все то, что с ним однажды уже случилось.
Итак, 2036 год. Михаил Ходорковский вышел из тюрьмы, куда его отправил за неуплату в 2001 года налогов ЮКОСом президент России Алексей Навальный.
Ходорковский горит желанием отомстить свалившемуся в авторитаризм Навальному. Ну, и хоть как-то улучшить несчастную страну, перед которой он чувствует себя в неоплатном долгу за когда-то любезно предоставленные ему 50 миллиардов долларов, которые не кончились даже после его второй отсидки.
- МБХ не стал ни в чем обвинять Навального.
В многочисленных интервью он говорит только о достоинствах президента и о том, что у того еще есть потенциал. Критика - конструктивна и достается за конкретные недостатки конкретным чиновникам.
- МБХ спокойно относится к своей второй отсидке.
Говорит, что он не считает себя виновным, поскольку неправильно рассчитанные налоги ему вменили некомпетентные чиновники, которые, видимо, еще и завидовали ему. Президент же здесь не причем, он ведь не выносит приговоры.
- МБХ занимается проектами, помогающими президенту развивать страну.
Например, после того, как Навальный выразил обеспокоенность нечестной игрой некоторых партий на выборах - Ходорковский создал крупнейшее в России НГО по наблюдению за выборами. Антикоррупционный комитет МБХ, в соответствии с пожеланиями Навального, еженедельно предоставляет президенту доклады о нелицеприятных делах новых мультимиллиардеров, например, Леонида Волкова и Георгия Албурова.
- МБХ поддерживает независимость СМИ.
Он помогает профсоюзу журналистов, ряду демократических СМИ, учреждает журналистскую премию, но никак не пытается контролировать журналистов.
- МБХ скупил кредитные долги миллионов россиян у коллекторов.
И списывает или реструктуризирует долги тем, кто по объективным причинам утратил способность платить в кризисное время.
- МБХ обтекаемо говорит о присоединенном Навальным к России Приднестровье.
Да, людей тамошних жалко и они хотели в Россию, но ведь уже и вся Молдавия готова была объединиться с нашей страной, как ранее Белоруссия, и не было бы новых международных санкций, нового двукратного роста цен.
- У МБХ - большой сверхуспешный бизнес в России.
Это бизнес по оказанию услуг населению, у него отделения по всей стране, он социально ответственен, у него льготы пенсионерам, у него островок стабильности.
- МБХ развивает культуру и развлекает людей.
Он везет в Россию пояса богородицы и выставки Серова, построил долгожданный Диснейлэнд, его горнолыжный курорт на Кавказе - самый гламурный и недорогой.
- МБХ вкладывается в российский спорт.
Его футбольная команда выиграла Лигу чемпионов. Его детская школа наполнила все клубы маленькими россиянами. При его поддержке российские легкоатлеты выиграли Олимпиаду.
- МБХ на правах обычного члена входит в Социал-демократическую партию России.
Он не руководит ей и не финансирует (хотя с финансами у партии все хорошо), просто считает, что его голос нужен партии, которая помогает добиться справедливости для людей. В партию входят наиболее популярные независимые, но конструктивные, не маргинальные политики. На выборах, несмотря на попытки подтасовок (купированные наблюдением), партия набирает 20%. В Госдуме фракцию партии предложено возглавить МБХ. После долгих уговоров, он соглашается.
- Рейтинг Навального падает. Его обвиняют в коррупции, развале экономики и авторитаризме. В стране кризис. Ежедневно что-то падает и взрывается.
Госдума берет инициативу на себя, объяснив гражданам России, что все беды - от нашего суперпрезидентского строя, когда любой, даже кристальной души человек - становится узурпатором и коррупционером. На референдум выносится вопрос о преобразовании России в парламентскую республику. Решение проходит. Премьер-министром депутаты решают избрать МБХ.
Это понятно. А что же будет сейчас?
Да вот приблизительно так все и будет. Только вместо фамилии Ходорковского и Навального будут чьи-то еще. Кудрина, например. Или еще кого-то, кто выйдет на сцену году эдак в 2019-ом, после усталого избрания ВВП на его последний срок.
Все это давно описано в книжках по теории элит. А Россия - страна элитаристская. Россия - один из чемпионов мира по невовлеченности масс в политику. Так повелось, что свои права граждане уже сотни лет делегируют элитам. И только внутри элит у нас возможны перемены.
Пытаться добиться в стране перемен, будучи за пределами элит как физически, так и морально - глупость беспросветная.
Ходорковский же, разумеется, неглуп. И он прекрасно понимал, что со своими демшизоидами никаких успехов не добьется.
Хотя - смотря какого успеха, в реальности, он добивается. Если главный успех заключается в добром к нему отношении западных элит - то его проект сверхуспешен.
Только в плохом сне сейчас можно представить, что президент США, например, задает какие-то дурацкие вопросы о нелегальном происхождении капиталов сегодняшнему пламенному борцу с Путиным и либералу Ходорковскому. А ведь ежу понятно, что легальности в происхождении капиталов любого из олигархов девяностых - не больше, чем в состояниях нынешних топ-двадцати новых олигархов.
Но нынешним еще предстоит как-то отмыться (например, вышеописанным способом), а Ходорковский уже обезопасил себя и все последующие свои поколения от подобных дурацких вопросов.
Была ли вообще у него изначально цель что-то изменить в России? Думаю, да.
Помните, Михаил Борисович, Вы обсуждали все вышеописанное в этой статье с одним из своих консультантов, нанятых после Вашего освобождения для Вашего погружения в современную политологию?
Эти доводы еще находили живейший отклик в Ваших стальных глазах и приводили к поручениям разрабатывать те или иные немаргинальные стратегии? Ну, Вы еще довольно долго обсуждали все это, в течение встреч 20-ти.
Правда, Вам работа с российскими элитами как-то перестала быть интересной. Особенно после того, кажется, как зачастили на эти злосчастные закрытые встречи в Вашингтон, возвращаясь оттуда прямо образцовым «либерманом» и «демшизоидом»?
Какая-то нерусская фамилия была у этого консультанта Вашего? Как бишь его…
Ростислав Мурзагулов
Оригинал публикации Фейсбук автора