Контраст по цвету-самый простой из всех семи. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности.
Так же как черный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и темного, так и желтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным контрастом по цвету. Для того чтоб убедиться в этом, нужно, по крайней мере, три чистых и достаточно удаленных друг от друга цвета. Данный контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности.
Интенсивность контраста по цвету всегда уменьшается по мере того, как выбранные нами цвета удаляются от основных трех. Так оранжевый, зеленый и фиолетовый по своей контрастности уже гораздо более слабее, чем желтый, красный и синий. Когда каждый цвет отдален друг от друга черными или белыми линиями, то их индивидуальный характер становится выраженным более резко, а взаимные излучения и взаимные влияния тем самым уменьшаются.
Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить множество совершенно различных сочетаний.
Включение белого и черного в палитру зависит от темы и индивидуальных предпочтений художника. Белый цвет ослабляет прилегающие к нему цвета и делает их более темными, черный, наоборот, усиливает и делает их более светлыми. Поэтому черный и белый являются важными элементами цветовых композиций.
На рисунке 8, ставилась задача так расположить заданное количество желтых, красных, синих, белых и черных квадратов в горизонтальном и вертикальном направлениях, чтобы предельно усилить ощущение цветовой напряженности.
Композиция на рисунке 9, состоит из локальных цветов максимальной чистоты, а так же их осветленных и затемненных градаций и включенных сюда белого и черного цвета.
Когда схема цветовых сочетаний, показанных на рисунке 6, окажется усвоенной, можно быстро подобрать цвета для упражнений рисунка 10.
Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах - лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета. Подчеркивая какой - то один цвет, мы усиливаем общую выразительность работы.
В пределах контраста по цвету может быть решено множество живописных тем. Этот контраст дает ощущение особой пестроты жизни, порожденной стихийной силой. Незатемненные цвета первого и второго порядка всегда вызывает в нас ощущение первородных космически-светоносных сил и жизнеутверждающей материальности. Поэтому они хороши как для темы "Коронация Марии", так и для реалистического натюрморта.
Е. Шаронтон Коронация Марии 1453-1454. Дерево, темпера. Франция
На контрасте по цвету основано народное искусство различных стран. Пестрые вышивки, костюмы и керамика свидетельствуют о естественной радости, которую вызывают яркие краски. В украшениях миниатюрами ранних средневековых рукописях контраст по цвету используется в самых разных вариантах, причем в меньшей степени в мотивах духовного порядка и в большей-в целях создания радостного декоративного многоцветия.
Борецкая роспись
Риштанская керамика
Узбекские народные промыслы. Хорезмская керамика
Контраст по цвету можно очень часто найти в витражах, особенно ранних, где его стихийная сила берет верх над пластическими формами архитектуры.
Стефан Лохнер, Фра Анжелико, Боттичелли и другие художники строили свои картины, используя прежде всего принцип контраста по цвету.
Фра Анжелико Благовещение Марии.1430-1432. Алтарь центральная часть. Дерево, темпера. Италия Мадрид, Прадо
Стефан Лохнер Страшный суд.1435. Дуб. Кельн, музей Вальраф-Рихарц
В картине Боттичелли "Положение во гроб" контраст по цвету, на котором построена картина, дает художнику возможность показать захватывающее величие этой сцены. Ее общее цветовое решение символизирует космически-значимое мгновение этого мирового события.
Сандро Боттичелли Положение во гроб. 1495-1500. Мюнхен. Старая Пиникотека
Может быть, самым замечательным примером проявления смыслового начала данного контрастного соотношения является работа Грюневальда "Воскресение Христа", поскольку здесь он передает ощущение некой всеобъемлющей вселенской выразительности.
Маттиас Грюневальд Воскресение Христа 16 век
Следует признать, что выразительные возможности контраста по цвету могут проявляться самыми разными способами. С его помощью можно выразить бурное веселье, глубокое горе, земную первородность и космическую универсальность.
Ряд современных художников, как, например, Матисс, Мондриан, Пикассо, Кандинский, Леже и Миро, очень часто работали, используя контраст по цвету. Особенно Матисс, который писал множество натюрмортов и фигурных композиций, используя пестроту и силу этого контраста. Хорошим примером здесь может служить женский портрет "Янтарное ожерелье", написанный им чистыми цветами-красным, желтым, зеленым, синим, красно-фиолетовым, белым и черным. Эти сочетания служили ему выразительной характеристикой молодого, живого и умного существа.
Анри Матисс Женский портрет. Янтарное ожерелье
Анри Матисс Красные рыбки
Пит Мондриан Натюрморт
Пабло Пикассо Сон. 1932
Василий Кандинский Осенний пейзаж с лодками. 1908
Фернан Леже Две женщины с цветами. 1954, Галерея Тэйт, Лондон
Хуан Миро Ласточка/Любовь
Художники группы "Синий всадник"- Кандинский, Франц Марк и Август Маке в ранние периоды творчества работали почти исключительно на контрасте по цвету.
Франц Марк
Август Маке
Василий Кандинский