Запрещенный Имам.Часть Первая.

Mar 22, 2007 18:58


  В моем архиве накопилось много доселе неопубликованных документов, интервью, фотографий, рассказывающих о том, как долго пробивалось к потомкам имя имама Шамиля, одно упоминание которого могло стоить человеку карьеры, а в некоторых случаях - и жизни.

Начинаю публиковать цикл этих материалов. В первой публикации рассказывается о трагической судьбе азербайджанского профессора  Гейдара Гусейнова, посмевшего в годы режима Сталина-Багирова назвать Шамиля героем национально-освободительной борьбы. Вот запись моей беседы с дочерью ученого - Сарой Гусейновой:

ГРАЖДАНСКАЯ КАЗНЬ ГЕЙДАРА ГУСЕЙНОВА 
-  22 октября 1997 года меня пригласили в Махачкалу, на конференцию, посвященную 200-летию со дня рождения Великого Имама. Этот день, это мое первое выступление на международной конференции - самое светлое воспоминание моей жизни. Я и не подозревала, что моего отца помнят столько лет!

Со дня  смерти отца прошло больше 50 лет. Кто бы мог подумать, что пройдет столько времени и, наконец вспомнят об имаме Шамиле, имя которого в России долгое время было предано забвению, с именем которого связана и жизнь моего отца. Поколение погибших в тридцатые годы, жертвы Сталина-Берии-Багирова , они даже не могли себе представить, что настанет момент, когда режим рухнет, им казалось, что культ Сталина - вечен и незыблем.

14 июля 1950 года отец мой Гейдар Гусейнов был "разоблачен" на собрании в Баку, как буржуазный националист, как пантюркист и панисламист. Он был обвинен по трем статьям, каждая из которых предусматривала 20 лет лагерей! Получалось, что он был приговорен к 60 годам. Отец не пожелал отбывать срок, он принял решение уйти из жизни добровольно, для того, чтобы спасти свою семью, свою честь, своих товарищей.

Как же готовились к уничтожению Гейдара Гусейнова?

Дело в том, что Багиров и его сообщники приняли решение отменить присужденную ему в марте 1950 года Сталинскую премию за книгу "Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане ХlХ века". Найдя там "крамольные страницы", посвященные Имаму Шамилю, Багиров и его сообщники написали письмо в Комитет по Сталинским Премиям с просьбой аннулировать ее. В мае 1950 года просьба эта была выполнена. Было сфабриковано дело, из Баку в Москву шли письма от различных организаций, включая заводы, колхозы, совхозы, от людей, которые не знали о том, кто такой Гейдар Гусейнов и какую книгу он написал. Еще в феврале отец мой был предварительно лишен звания академика, исключен из партии, освобожден от должности вице-президента Академии Наук Азербайджана и смещен с поста Директора Института марксизма-ленинизма.

Журнал "Вопросы истории", № 2.1951 г.
 "Из истории происков иностранной агентуры во время кавказских войн."
В мае текущего года Комитет по Сталинским премиям в области литературы и искусства в связи с предложениями общественных организаций Азербайджана обсудил вопрос о книге Г.Гусейнова "Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане  ХlХ века" и признал ошибочным свое прежнее решение о выдвижении этой книги на Сталинскую премию.Комитет отметил, что книга Гусейнова написана с неправильных политических и теориетических позиций и представляет в извращенном виде характер движения мюридизма и Шамлия, изображая их в качестве прогрессивного национально-освободительного и демократического явления. Такая оценка Шамиля и мюридизма является антимарксистской, противоречит историческим фактам и в корне извращает действительный смысл этого движения, которое было реакционным, националистическим и находилось на службе английского капитализма и турецкого султана. (...) Комитет по Сталинским премиям в области литературы и искусства вошел в с ходатайством в Совет Министров СССР об отмене решения о присуждении Сталинской премии за указанную книгу. Совет Министров СССР удовлетворил ходатайство Комитета.

Продолжение рассказа Сары Гусейновой:

- В ночь с 14 по 15 февраля отца моего вызвал Багиров и потребовал, чтобы он признал Шамиля агентом Турции и Англии. Отец сказал, что этого он никогда не сделает и дерзко заявил: "В полой голове и мысли полые" - примерно так звучит в переводе на русский азербайджанская пословица. В ту ночь судьба моего отца была решена. Он находился под домашним арестом. Возле нашего дома круглосуточно дежурили сотрудники НКВД в штатском. Потом, 14 июля на  собрании интеллигенции отец мой был публично осужден - это была его гражданская казнь. Абсолютно вся интеллигенция выступила против него, он оказался в западне.

- Неужели ни один ученый не поддержал его?

- Приезжал из Дагестана гонец от Хабибуллы Амирханова (тогдашний директор Дагестанского Филиала Академии Наук, член-корреспондент Академии Наук СССР) и сказал, что тот приглашает его в Дагестан. Но отец знал, что его достанут и на Северном полюсе. Вы помните, наверное, что Бухарина достали и на Памирском пике. Отец, предчувствуя это, просто сидел и дожидался ареста. У отца были верные друзья - Рашид Нуруллаев, Гусейн Бакиханов, Эльшад Алиев, Имран Сеидов - только эти четыре человека продолжали навещать нас. Отец знал, что все для него кончено и видел один единственный выход. Многие не понимают мотивов его самоубийства и до сих пор. Но он знал, что режим незыблем, что большевики будут у власти долго. Что это все будет длиться вечно. Он знал, что предстоит арест, и не хотел сдаваться врагу. Он сдался мертвым.

- С тех пор этот его труд о Шамиле не переиздавался?

- Книга "Из истории философской и общественной мысли" была переиздана после смерти Сталина и Багирова  товарищем и учеником отца Алевсетом Кулиевым. Это был 1958 год. Потом благодаря стараниям Алевсета Кулиева отец был перезахоронен в Почетной аллее. Издали книгу о нем. Я запомнила слова Муху Алиева, которые он произнес в Баку в 1997 году на конференции: "Гусейнов принадлежит к тем героям, костями которых вымощена дорога национально-освободительной борьбы народов мира".

Отец мой был необыкновенно мужественным человеком и он прожил все эти страшные месяцы, скрывая от детей свое страдание, он все пережил в себе и очень тщательно продумал свой финал. В истории немного  случаев, когда ученый так уходит из жизни. Ведь своей смертью он спас друзей, потому что, если бы его арестовали, его могли бы под пытками вынудить оклеветать их. Это произошло 15 августа 1950 года и первым об этом передало Турецкое радио.

Продолжение здесь: http://murtazali.livejournal.com/7951.html#cutid1

Запрещенный имам

Previous post Next post
Up