Возвращение к теме предполагавшейся депортации дагестанцев

Apr 05, 2007 20:20


 Мой пост «Почему не депортировали дагестанцев» http://murtazali.livejournal.com/2218.html

вызвал неоднозначную реакцию.  В Живом Журнале и на некоторых форумах его обсуждали даже без моего участия. Одни читатели нашли «неточности» в рассказе кинорежиссера Юсупа Даниялова, у которого я брал интервью, вторые иронизировали по поводу того, что отец Юсупа  Председатель Совнаркома Абдурахман Даниялов активно противился планировавшейся акции: «Вот бы посмеялись Сталин и Берия!» Третьи попросту не верили: «Тогда можно написать, к примеру  - почему не выселили эстонцев».

В меру возможностей я отвечал. Ответы сводились к следующему: акция на самом деле планировалась, об этом знают все старожилы Дагестана и тут я не вижу необходимости приводить в доказательство архивные материалы, хотя имею их на руках. «Ляпы», возможно, были. Я не  комментировал и не поправлял своих собеседников, отложив эту работу на будущее, полагая, что формат блога освобождает меня от такой научной обстоятельности. Теперь же вижу необходимость расставить точки над некоторыми Ё.

Прежде всего хочу повторить, что автором проекта депортации дагестанцев был Первый Секретарь ЦК Компартии Азербайджана Мир-Джафар Багиров, который еще с начала войны вынашивал идею присоединения Дагестана к Азербайджану и всячески дискредитировал Дагестан и дагестанцев в глазах Сталина. Осуществлению этой идеи помешал Лаврентий Берия, которому в конце концов удалось с помощью других членов Политбюро переубедить вождя. Как рассказывал мне брат Абдурахмана Даниялова профессор Гаджиали Даниялов, он  действовал при его молчаливом одобрении , что, впрочем, не умаляет  решительности и смелости Предсовнаркома. Вот отрывок из воспоминаний видного государственного деятеля Шахрудина Шамхалова, долгие годы работавшего Председателем Верховного Совета Дагестана.

ЗАГОВОРЩИКИ

«В октябре 1942 года на дагестанской земле был высажен «десант» из 16 человек. Официально группа от­ветственных работников была направлена из Азербайд­жана «для оказания помощи партийно-советскому акти­ву в проведении кадровой политики». Мы прозвали их «26 бакинских комиссаров». Юмор оказался горьким, ибо чисто по-комиссарски, не поставив в известность партор­ганизацию ДАССР, «десантники» еще до приезда в Да­гестан уверенно распределили между собой ключевые должности в руководстве республикой.

Первым секрета­рем обкома в Баку был определен Азиз Алиев, вторым секретарем - Агабабов, первым заместителем председа­теля правительства - Рихирев, министром внутренних дел - Маркарян, заведующим отделом пропаганды и агитации обкома партии - Айдинбеков. Ряд приезжих были утверждены замминистрами, секретарями горко­мов и райкомов партии.

Эту акцию объясняли еще и так: надо было укре­пить подступы к бакинской нефти. Но ведь вскоре враг был отброшен от Кавказа, а бакинская нефть, добыва­емая трудолюбивым азербайджанским народом, «рабо­тала» на нашу победу.

Отношения дагестанцев с азербайджанцами исконно были прекрасными. Южные соседи во время войны гос­теприимно встретили и трудоустроили наших людей, бы­ли выделены земли для зимних пастбищ. Испокон веков горцы выезжали в Азербайджан на сезонные работы. И сегодня большинство жителей Юждага знают азербай­джанский язык, азербайджанцы традиционно уважают дагестанцев. Однако на этот раз азербайджанцы прибы­ли к нам в качестве кураторов, и постепенно стала вы­рисовываться истинная цель десанта «26-ти бакинских ко­миссаров».

Акция была задумана, как составная часть хитроум­ного, амбициозного "плана азербайджанского лидера Багирова, который решил «вос­соединить» Дагестан с Азербайджаном.

Прежде чем развернуть эту тему, хочу ответить на вопрос, была ли необходимость «экспортировать» в Да­гестан не знающих республику людей на высокие руко­водящие должности? Конечно же, не было. У нас име­лись свои кадры, отвечающие высоким требованиям. Пер­вым секретарем обкома был Линкун, ранее работавший инструктором ЦК РКП (б) и оттуда присланный в Ма­хачкалу. Правительство с 1940 года возглавлял Даниялов, секретарями обкома плодотворно работали Аликберов, Меджидов, Магомедов, Яковлев, Манапов, в совнар­коме заместителями председателя были Хашаев н Арбулиев.

И я еще не всех перечислил. Но, уверен, самые ответственные должности по праву за нимали работники, намного превосходившие приезжих по деловым, политическим и нравственным качествам. Но ни у народа, ни у коммунистов согласия не спросили, оттого-то и было  воспринято  неожиданное  решение  ЦК ВКП(б) как недоверие к нашей парторганизации и наро­ду, как вызов и едва ли не оскорбление.

К этому времени до 140 тысяч дагестанцев воевало на фронтах Великой Отечественной войны, появились первые Герои Советского Союза. Дагестанцы активно участвовали в строительстве оборонительных сооруже­ний, защищая тем самым и Закавказье, особенно Азер­байджан, к чьим нефтяным богатствам рвались фа­шисты.

В республике был организо­ван сбор золотых и серебряных украшений и денежных средств на строительство танковой колонны и авиазвена имени Шамиля.

Потому-то вдвойне обидным был факт засылки в рес­публику бакинского «десанта».

Справедливости ради скажу: среди «варягов» был  очень порядочный человек - Алиев Азиз Мамедкеримович (мы звали его Азиз Мамедович). Он искренне по­любил Дагестан и дагестанцев. И это чувство стало вза­имным. С первых дней на посту первого секретаря обко­ма ВКП(б) Азиз Мамедович проявил себя умным, доб­рожелательным руководителем. Он жил интересами Да­гестана и традиционную дружбу дагестанцев и азер­байджанцев использовал мудро и решительно. И уваже­ние к нему в сердцах дагестанцев останется навечно.

Вернусь, однако, к плану Багирова, примеривавшегося к самой высокой ро­ли на Кавказе.

Как я уже писал, после насильственного выселения чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев и калмы­ков в 1944 году началось «освоение» их земель терри­торию Чечено-Ингушетии передали по частям, оставшим­ся от вновь созданной Грозненской области, Дагестану, Северной Осетии и Грузии. Больше всех было переда­но Грузии, считая и часть Карачаево-Черкессии. Как мог Багиров смириться с тем, что Грузия получила новые земли, а Азербайджан остался в прежних границах?

Вот у Багирова и появилась возможность осуществить давнюю мечту - прирастить новые территории, присоединив Дагестан к Азербайджану. Проводниками этой линии должны были стать кадры, составившие «десант». В ЦК ВКП(б) по настоянию Багирова ими было подготовлено письмо, обосновавшее предстоящую акцию. Алиев знал, что такое письмо готовится, но организатором его стал Агабабов. Даниялов был категорически против постыдного письма, и был готов придать его огласке, чтобы народы Дагестана узнали, как без них решается их судьба. Тогда Багиров и его люди в Дагестане - Агабабов, Рихирев, Айдинбеков, Маркарян и некоторые другие - составили хитроумный заговор по дискредитации(…)

В первые годы войны я работал  председателем Буйнакского горисполкома и встречался с Багировым, когда тот, как член военного Совета Закавказского фронта и Первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана приезжал в наш город. О своем приезде в Буйнакск он никого не известил. Я встретился с ним на площади перед кинотеатром - его сопровождали два телохранителя, а одет он был в обычную шинель без петлиц. Он представился и сказал с какой целью приехал в Буйнакск. В городе формировалась азербайджанская дивизия со своим национальным командным составом. У меня к этому времени наладились контакты с командиром и комиссаром дивизии. Не раз наблюдал я, как велась подготовка к военным действия. Команды подавались на азербайджанском языке, солдаты были плохо одеты, вместо оружия использовались палки. Пока шла переброска на фронт, солдаты не сделали ни одного выстрела из винтовки. Было много больных, в основном из-за антисанитарии и недоедания. Женщины из аулов сердобольно подкармливали солдат, как своих детей.

Вскоре после приезда Багирова дивизия начала постепенно вооружаться, но времени для приобретения боевых навыков уже не оставалось. Впоследствии в боях почти вся дивизия погибла.»

На предположение, что удостоверение Османа Губэ, фотокопию которого я разместил в посте, - фальшивка НКВД, подтвержденное юзерами, профессионально занимающимися архивистикой, я  отвечал что даже если оно и так, то разве  это не доказательство тому, что такая работа по дискредитации народа велась самим НКВД.

Тем не менее, компромата на Дагестан и дагестанцев (как, впрочем и на остальные народы, некоторые представители которых тоже пошли на сотрудничество с немцами), думаю, у Багирова хватало и без этой фальшивки: общеизвестно, что в годы Второй Мировой войны в Германии формировались так называемые «национальные легионы», призванные отстаивать независимость от «старшего брата» России -  народов, входивших в состав СССР. Был сформирован и Северокавказский легион. Вот что писал известный в те годы деятель северокавказской эмиграции Аслан-бек в статье, опубликованной в журнале «Часовой», выходившем в Париже на русском языке:

«В 1942 году германские войска  стали приближаться к Дону и Кавказу. Высшее командование Рейхсвера хорошо знало о горцах Кавказа и казаках, как о воинственных и храбрых народах, и при занятии их земель, в 1942 году всем частям Южного фронта был отдан приказ: из попавших в плен советских воинов выделять горцев и казаков и формировать из них национальные части, как надежный элемент, ненавидящий Советскую власть. В Берлине был создан «Северокавказский Комитет» под председательством Ахмеда-Наби Магомы, который получил разрешение немецкого командования послать на Кавказ его членов во главе с генералом Султан Килич Гиреем… Но горцы и казаки недолго пользовались свободой, принесенной им Германской Армией.»

Другой северокавказец Рамазан Трахо на страницах русскоязычного мюнхенского журнала «Кавказ» так делился своими воспоминаниями: «Нам было совершенно безразлично, кто начнет войну, кто и откуда придет. Наконец, настал день, когда немцы объявили войну советам. Никто, конечно, не знал, что принесут немцы и что они из себя представляют. Тем не менее, все вздохнули как-то облегченно…» (Выпуск за сентябрь-октябрь 1951 год).

Предлагаемое вниманию письмо (по сути - статья) внука Шамиля Саид-бея на языке оригинала - турецком - было опубликовано в северокавказском эмигрантском журнале «Birlisik Kafkasya» («Единый Кавказ») в 1995 году. 
 http://proza.ru/texts/2007/04/05-184.html
  О Саид-бее Шамиле достаточно много информации в инете. Рекомендую этот обстоятельный труд (ищите интересующие нас темы в оглавлении):

http://militera.lib.ru/research/sotskov_lf/index.html

Тенденциозность некоторых положений этой книги, тем не менее, косвенно подтверждает  мои утверждения относительно намеренной дискредитации некоторых кавказских народов.  
  И в заключение - информация для скептиков: не желая более отвлекаться на зеркальный труд и возвращаться к этой теме на этом пространстве, прошу набраться терпения. Непременно представлю на ваш суд свою работу (по сути - это формат книги) со всеми ссылками и документами, как только закончу ее.

Урок Истории

Previous post Next post
Up