Второй - плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке - был в ковбойке, жеваных
белых брюках и в черных тапочках.
М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита. Часть первая, глава 1. 1929- 40.
Так описывает Булгаков Ивана Бездомного.
А в вышедшем в 1927 году романе Ильфа и Петрова «12 стульев» читаем: «Воробьянинов и Остап спали вдвоем на дворницкой кровати. У Остапа под пиджаком оказалась рубашка « ковбой » в черную и красную клетку. Под рубашкой «ковбой» не было уже больше ничего».
Что же это за рубашка?
Как определяет «ковбойку» Кирсанова, это «рубашка из ткани в клетку с отложным воротником, длинными рукавами и накладными карманами».
В инете встретилось определение, что это рубашка со шнурком вместо пуговиц. Но эта рубашка из трикотажа называлась «соколкой». О ней как-нибудь в другой раз.
Как видим из названия пришла эта рубашка от ковбоев. Но посмотрев фотографии ковбоев, выяснилось, что клетчатые рубашки у них встречаются довольно редко.
Ковбой 1860-х-1880-х.
1890-е.
И хотя есть информация, что в 1850 году американская фабрика Woolrich одела рабочих во фланелевую рубашку в красно-черную клетку, а фирма Pendleton стала выпускать в 1920-х подобные сорочки, но где Америка и где Страна Советов?
Посмотрим ковбоев ещё. Бравые ребята, что и говорить.
И все-таки клетчатые рубашки у них были. Хотя и не у всех поголовно. Здесь следует обратиться к тому, какие рубашки предпочитали джентльмены в XlX веке.
Рубашки были в основном белые, покрой - со вставкой на груди, где и находилась застежка. Но перед был неразрезным.
Но откуда взялись ковбои в стране Советов? Да и слово явно иностранное.
Из кинематографа. Синематограф - любимое развлечение горожан начала ХХ века. И кинотеатры появились задолго до революции. Вот там-то отечественные зрители и могли увидеть столь привлекательную новинку, как рубашка у ковбоя.
Например Гарри Купер в фильме «Победа Барабары Ворт» 1926 года.
Или Гилберт М. Андерсон, больше известный как «Брончо Билли» сыграл довольно большое количество ролей ковбоев.
Брончо Билли и мексиканская жена (1912).
Правда здесь в клетчатой рубашке -вовсе не главный герой, но выглядит рубашка довольно экзотически на фоне тогдашней действительности. Дело в том, что в Российской империи было как мы помним две культуры: одна дворянская, городская (с модными журналами, товарами из-за границы или из столичных магазинов, индивидуальным пошивом и белыми рубашками) и крестьянская. С производством ткани самостоятельно, домашним пошивом, простым кроем и народным костюмом. Так вот в народном костюме применялись для рубашек различные цветные ткани, но в основном однотонные. Хотя были и с мелким рисунком, например узором «турецкие огурцы».
В начале XX века в городской одежде стали появляться светлые рубашки в полоску, но с белым пристежным воротничком. Но вот когда пришел гегемон и все пошло прахом, то рубашки из цветных тканей, а затем и клетчатые ковбойки получили широкое распространение.
На фото 1928-1933 года молодые люди в юнгштурмовках, но сзади - юноша в ковбойке.
Тут следует определить, какого же покроя была ковбойка и чем она отличалась от обычной рубашки? Как уже сказано выше, обычные рубашки были с кокеткой на груди. Но в 1920-х появились разрезные рубашки, где застежка шла сверху донизу.
На этом фото видны основные фасоны мужских рубашек конца 1920-х. Вышитая косоворотка, трикотажная соколка, косоворотка с белыми пуговицами (писк моды 1927 года), и даже нижняя сорочка без воротника у сидящего впереди мужчины, а вот солидный дяденька (третий с краю), кажется в той самой ковбойке.
Ковбойка же, согласно описанию, имела планочку, накладные карманы и пуговички на воротнике.
Фото отдыхающих 1931 год, Геленжик.
Здесь уже двое в пижонских клетчатых ковбойках.
Станция Шарья, 1932. Девушка в мужской ковбойке.
Хотя существует официальное мнение, что первой надела мужскую ковбойку Норма Джин Бейкер, более известная как Мэрилин Монро. Но неизвестная девушка со станции Шарья опередила звезду лет на 20-25.
В 1939 году Олег (Чинар) Черневский записал в своем дневнике: «5 июля. Сегодня с утра все бродил по магазинам. Встретил Васю, в универмаге постояли 2 часа и купили рубашки, я купил две ковбойки за 34 руб. Теперь я рубашками более менее обеспечен».
Но более широкое распространение ковбойки получили в 1950-х. «Товарный словарь» Т.3 достаточно точно описал ковбойку: «Верхняя мужская сорочка особого фасона из клетчатой х/б ткани: шотландки, рогожки, шерстянки. Рисунок клетки может быть как мелкий, так и крупный. Особенность фасона заключается в том, что спинка цельная, спереди разрез с планкой, воротник отложной цельный, сзади с заостренным мысом, накладные карманы с клапанами. Концы и мыс воротника, а также клапаны карманов застегиваются на пуговицы. Рукав с одинарной манжетой на двух пуговицах».
«Купил я себе в раймаге рубашку верхнюю - «ковбойку» за 52 р. В библиотеке сменил книжки. Получили номер журнала «Огонёк». Вечером ходил я в кино»,- записал в 1952 году Сергей Грамматин.