Миссионеры в Полинезии

Sep 12, 2013 11:01

На всех островах, где мы побывали, местное население очень религиозное. На каждом шагу попадаются церкви, причем самых разных конфессий. Даже мормоны есть. По воскресеньям все закрыто - церковный день. Местные одеваются в белое и идут петь в церковь песни. На Ниуэ по правилам острова даже рыбу ловить запрещено в воскресенье. Мол надо думать и высоком. Любопытно, что то ли из-за климата, то ли из-за религии, не знаю, но народ в Полинезии отличается большой доброжелательностью и открытостью. За всю поездку я не видела ни одного грозного взгляда. Везде и всех можно фотографировать. Везде тебе стараются помочь. Причем и взрослые и дети. Даже на рынке никто не подбегает и не пытается что-то втюхать. (Очень приятно, когда религия выражается не только в абстрактном и малопонятном слове «духовность», а в манере поведения.)

Важно понимать, что религия в Полинезии сыграла очень важную не только культурную, но историческую роль. Роль конквистадоров в Полинезии сыграли миссионеры. Они определили курс будущей колонизации. Именно о роли миссионеров в Полинезии я и хочу сегодня немного рассказать.

В конце 18-начале 19 века в Полинезии появились первые английские миссионеры. Часто это были люди с авантюрным духом, действующие под прикрытием религиозных организаций. Из первых 30 миссионеров, высадившихся на Таити, лишь четверо имело духовный сан.

Деятельность первых миссионеров была весьма многогранна: европеизация местных жителей, торговля, географическое изучение островов, создание морских баз. Часто миссия действовали на свой страх и риск, поначалу даже без особой поддержки государства. Подарками и алкоголем они смущали нежные души вождей племен и вмешивались в местные вооруженные конфликты, которых всегда было предостаточно. Огнем пушек с вызванных военных кораблей они поддерживали племена, принявшие христианство. Достаточно было появиться у острова военному кораблю и вопрос об открытии миссии и гарантии безопасности миссионерам был решен. Позже миссионеры становились советниками местных правителей по важнейшим политическим и экономическим вопросам, решали вопросы военной помощи и торговли.

Через некоторое время миссионеров начали готовить среди местных жителей в специальных учебных заведениях. Особо одаренных возили на большую землю и потом уже образованных отправляли на острова. Все это финансировалось государством.

Cфера интересов миссионеров расширилась. Теперь туда входило не только наблюдение за правоверностью полинезийцев, но и искоренение пьянства и разврата на курсирующих по Полинезии торговых кораблях. Кроме того им приходилось ловить многочисленных дезертиров, бежавших с кораблей в поисках райской жизни.

После англичан в миссионерскую гонку активно включились Соединенные Штаты. Поначалу они неплохо уживались с английскими миссиями и в некоторых случаях даже оказывались сильнее. Например на Гаваях, при поддержке местной знати, американские миссионеры создали гавайскую письменность и организовали школы для всех взрослых местных жителей и детей с восьми лет. После этого вопрос о том, кто на Гаваях главный был решен. В XIX веке там насмерть схватились миссионеры-протестанты и католики из Франции. Американцы победили. Обращенные на свою беду в католичество аборигены были подвергнуты жестоким наказаниям. В попытках вернуть Гавайи, французы послали к его берегам военный корабль и нацелили пушки на берег. Соглашение между миссиями было достигнуто.

В том же духе развивались отношения между аборигенами протестантами и католиками по всей Полинезии. Рано или поздно в эти отношения стали вмешиваться местные консулы и правительства больших государств. Cудьба островов решалась за много тысяч километров отсюда. В результате получилась довольно пестрая картина протекторатов и независимых государств, которую мы видим сегодня.

Удивительно, что несмотря на большое количество миссионеров, трудившихся в Полинезии канонизирован здесь всего один католический священник, отец Пьер Шанель,
проповедовавший на острове Футуна и убитый топором.
"Первоначально группа миссионеров была принята благосклонно королем Ало Ниулики, который тогда владел всем островом. Но как только миссионеры изучили местный язык и стали проповедовать, король начал высказывать своё недовольство. Он полагал, что христианство помешает ему как первосвященнику и королю. Когда сын короля Меитела решил принять крещение, король послал лучшего воина, своего зятя Мусумусу, чтобы тот воспрепятствовал этому. Мусумусу первоначально пошёл к Меителе, и они подрались. Раненый в драке Мусумусу пошёл к Шанелю, симулируя потребность в медицинской помощи. Когда Пьер Шанель ухаживал за ним, Мусумусу ударил Шанеля топором по голове. От полученной травмы святой отец скончался 28 апреля 1841 года."

Уже в 1889 году Шанель был беатифицирован как мученик и канонизирован в 1954 году римским папой Пием XII.

Важным моментом послужного списка Святого является то, что жители острова после его мученической кончины очень быстро уверовали. Это было обнаружено миссионерами, которые были доставлены на Футуну в 1842 году французскими военными кораблями. Вскоре после этого острова Футуна и Уоллис объявили себя «свободными и независимыми под защитой Франции» с подписанием договоров дружбы.

До Футуны мы к сожалению не дошли. Но главную религиозную достопримечательность, собор столицы Уоллиса и Футуны, Матауты, видели. Ниже немного фотографий церквей и соборов с Раротонги, Ниуэ, двух Самое и Уоллиса.

Собор Матауты в столице Уоллис и Футуны


Раротонга


Американское Самоа


Американское Самоа


Американское Самоа


Токелау. Первый остров.


Токелау. Второй остров.















тихоокеанэксп, полинезия

Previous post Next post
Up