Любителей писать о репрессиях 30-х годов сразу успокою: это не для них, это про то время, когда я жил и был в сознательном возрасте, это про то, что я видел собственными глазами, про ту жизнь, участником которой я был. Свято-бандитский перестроечный период я трогать не буду, а время после 1993 года - тоже, так как социально-криминальные структуры наших государств тогда разошлись и с каждым годом расходятся всё больше под радостные рапорты о растущем сближении. Да, есть тенденция (ма-а-аленькая) сближения в экономике и особенно в вооружённых силах, но социумы расходятся всё дальше... но я не об этом.
"Сижу" я только в ЖЖ (единственная сеть, где не изгаляются над русским языком), а пролистываю (без участия) ещё Рамблер и Дзен. В Рамблере доминируют темы - кто где ради чего обнажился или показал фигуру в бикини и какая фря (или спортсмен) что сказала о политике или экономике. В Дзен главная тема - как всё было гаже и хуже на самом деле. Особенно любят ругать советский период и Отечественную войну. Почитаешь - так и танки немецкие были лучше, и самолёты лучше, и сражение под Прохоровкой выиграли немцы, а уж наши генералы...
Один популярный блогер, называющий себя партизаном [Пока я писал, его промо-пост куда-то исчез, поэтому ссылку не даю], пишет: "Настоящая память нынче не в моде. Другие ценности в приоритете. Теперь память сочиняют серьёзные дяди под текущий момент. А вокруг декорации нормальности...". Я в целом соглашусь, но уточню: "серьёзные дяди" задают тон, а массу делает куча блогеров, которые стараются бежать впереди паровоза. Один "серьёзный дядь" хватанул, что Великую Отечественную СССР выиграл благодаря вмешательству Бога. И никто не плюнул ему в рожу! Никто не сказал публично, что этим он оскорбил память наших отцов и дедов, а также матерей-бабушек-дядей и тётей, бившихся со страшным врагом и победивших его. Как-то коряво получается, если тех немцев, которых они убили, убил Бог, а не они. И те танки, самолёты и патроны, что делали в тылу СССР, тоже Бог делал. Ободрённый молчанием "серьёзный дядь" пошёл дальше... Ну, дальше я повторять его гадости не буду, я хотел писать про репрессии, которые видел сам.
Когда при Хрущёве начали много говорить про репрессии, то сначала всегда говорили о "необоснованных репрессиях", потом слово "необоснованные" как-то потерялось. А ведь оно очень важно! Я перебрал всех своих "репрессированных" знакомых. Набралось полтора десятка. Необоснованно репрессированных я не помню из них ни одного. Другое дело, что для многих вменённые им в вину преступления - фарцовка и спекуляция - сейчас преступлениями не считаются.
Я думаю, что необоснованные репрессии в 60-70х конечно же были. И среди моих друзей и френдов кто-нибудь наверняка такие случаи вспомнит. Но... но среди моих личных знакомых не было, а я не в чулане всё это время сидел. Но... не было. Допускаю, что мне просто повезло с местом, где я жил и с учреждениями, где работал. Был случай, когда я репрессии счёл чрезмерными. Моего одноклассника выгнали из консерватории за распространение порнографии. Мы не были друзьями, но мне его было жалко: он был очень способный музыкант. Я не знаю, что с ним стало. Думаю, что с ним, возможно, и перегнули палку. Но... Но ведь если бы ему простили потому, что он хорошо играет, он мог бы увериться, что можно нарушать закон, если ты хорошо играешь.
Но "под раздачу" попасть было можно. Был очередной всплеск борьбы с алкоголизмом. И тут такой случай. Это осень 1978, Академия наук БССР.
Сотрудник Института электроники поступил а аспирантуру Института ядерной энергетики. Выбрав время, когда зав его старой лаборатории уехал в командировку, он к концу дня явился на старую работу угостить друзей шампанским. Подозреваю, что они добавляли машинным спиртом (в Институте электроники он был). И случилось несчастье. Единственный техник лаборатории (остальные были инженеры и научные сотрудники) вывалился из окна. Этаж - четвёртый. Окна были поворачивающимися. Техник сел на подоконник и прислонился к стеклу спиной, рама повернулась, и он вылетел под раму. Я рассматривал такую раму и не мог понять, как можно было выпасть, но ведь есть же способные люди.
Трагедия временно превратилась в анекдот. Снизу к стене был приделан сарайчик. техник задницей пробил его шиферную крышу и упал в контейнер с ветошью. Выпустили его из больницы на следующий день, но случай получил огласку и протоколы из милиции и из больницы. Дошло до Президиума Академии наук.
Тут опять трагедия. Приказ отдал Президент АН БССР Борисевич. Виновными был признан весь состав лаборатории, включая отсутствовавшего заведующего, новоявленного аспиранта и (!) заведующего соседней лаборатории, который "знал о пьянке, но не принял меры к её пресечению". Итог: Всем сотрудникам лаборатории и соседнему заведующему назначена внеплановая переаттестация, аспиранта отчислили из аспирануры, то есть, выгнали в никуда. Итог переаттестации: всех сотрудников лаборатории понизили в окладе и в должности, кроме тех, кого понижать было некуда, а это и был тот самый летающий техник. Оба заведующих были на выборной должности, их должен был переаттестовывать Учёный совет. Заведующего преступной лаборатории Учёный совет сохранил в должности, а заведующему соседней предложил идти искать работу. Думаю, на него был зуб у начальства, не иначе.
А как летающий техник, что с ним? А ему ничего не было, но сотрудники лаборатории потребовали, чтобы он убирался. Он и ушёл "по собственному желанию".