Перечитываю, вспоминаю...

Jan 19, 2023 21:46


За средизимным январским окном ползёт помесь марта с ноябрём.

Утром вышли с пёсом. Снега нет, на газонах повсюду грязь. На нашем месте выгула вообще невозможно пройти: там вырубали деревья и разъездили трактором дёрн. Вышли гулять в обед. Земля просохла (!при лёгком тумане), но задул сырой ветер, начали падать отдельные снежинки. Вышли гулять вечером. Снег покрыл землю, сильный ветер несёт мокрый снег. Под снегом раскисшая земля. Одно хорошо: собак никаких нет, гуляли свободно все три раза. Куда люди в плохую погоду девают собак?!

У меня стала неинтересной френд-лента. Старые друзья мало пишут. Новых друзей я набрал людей достойных, но почти все они пишут про текущую войну. Хорошо пишут, умно. И прогнозы дают обоснованные и логичные. Но...Но, но, но... На самом деле всё идёт совсем не по логике. Идёт явный договорняк. На фронте люди искренне стреляют друг в друга, в кабинетах политики искренне врут и им, и нам, и друг другу. Не могу читать. Пролистываю умные и логичные статьи. Моего любимого леса рядом нет.

Листал старые записи. Не совсем старые. В комменте на пост пятилетней давности меня друг упрекает за излишнюю художественность в выражении "прозвучала тишина". Я сейчас напишу, как я сам, лично слышал звенящую тишину.



Дело было в 1979 году. Я был членом Пленума Координационного комитета по вопросам вычислительной техники Академии наук СССР. Не бог весть какая должность. Это вообще не должность, а нагрузка, за неё ничего не платили. Но заседания проходили в зале Президиума Академии наук СССР (Ленинский пр., 14) и иногда совмещались с заседаниями Президиума.

И вот на заседании Президиума поднимается академик из Таджикистана и заявляет:

- Мне горько и удивительно, что в нашем коллективе академиков нет до сих пор выдающегося учёного, который внёс колоссальный и неоценимый вклад в маркистско-ленинское учение - Леонида Ильича Брежнева!!

И тут прозвучала тишина. Тишина ударила по ушам! Таджик стоял и ждал, наверное, оваций, но была тишина. Тишина звенела!

Потом старший товарищ уверял меня, что это звенела муха, которая билась в стекло. Потом он же мне разъяснил, чего все испугались. Голосование в академики - закрытое, и это соблюдалось во все времена, не даром, например, не лишили звания академика Сахарова. Сколько-то чёрных шаров Брежневу старые академики наверняка бы накидали, и протокол этот пришлось бы зачитывать и публиковать. Скорее всего это была провокация либо против Брежнева, либо против Президента АН СССР Александрова - вряд ли таджик был столь наивен, что предложил кандидатуру Брежнева искренне. Хотя, конечно, возможен был вариант, что он хотел выслужиться.

Как бы там ни было, но прозвучала тишина. И тут академик Александров показал, что он достойно занимает место Президента АН СССР. Он поднялся и внушительно сказал:

- Товарищи. Этот серьёзный политический вопрос рассматривается соответствующими инстанциями и в соответствующее время будет нам доложен соответствующим образом.

Поднялся радостный шум. Следующий вопрос (или даже два) скомкали и радостно разбежались, славя президента АН СССР.

Давно это было. Так давно, что я сегодня довольно долго думал, а неужели Александров был и президентом АН СССР, и председателем Координационного комитет по ВТ? Потом вспомнил: председателем комитета был академик Дородницын, но то заседание было отчётно-юбилейное, и поэтому председательствовал на нём Александров: он должен был дать оценку результатов деятельности комитета.

Как я мог забыть Дородницына! У меня с ним связано одно воспоминание про СССР. Он собрался по делам комитета приехать в Минск, а мы не смогли устроить ему достойную гостиницу. Как быть? Директор нашего ВЦ нашёл выход: он договорился о гостинице в Бресте, а Дородницыну, когда он приехал, сказали, что устроили ему поездку в Беловежскую пущу. Сразу его в "Жигули" - и по Брестскому шоссе с ветерком! Академик обрадовался и ещё попросил руль у нашего директора. Ох, поволновались мы! Лихач оказался. Два дня его водили по болоту, а за это время через президента АН БССР достали гостиницу. Вот же время было: кавказские торговцы проблем с гостиницами тогда не имели.

====

Ещё я читал мифическо-фантастический роман Козлова "Проситель" и сделал из него выписку, сейчас приведу. Козлов вводит понятие "физической экономики" и противопоставляет ей "ядерную". Интересно и, кажется, правильно.

Власть была дерьмо, не идея коммунизма, а конкретная власть конкретной КПСС. Она сама гнила, плодила гниль вокруг, но кое-что тем не менее при ней было совершенно невозможно, как, скажем, огонь внутри воды. Наличествовали определенные устои, которые были лучше власти и над которыми власть была не властна, как, допустим, человек - над структурой своего позвоночника.

Устои, которые были лучше власти и над которыми власть была не властна, заключались в том, что никто в стране, включая и представителей высшей номенклатуры, не мог иметь денег больше, чем мог физически потратить на себя, семью, родственников, друзей и знакомых. Все деньги сверх того автоматически превращались в некий мистический ноль: гнили в стеклянных банках, задыхались в чемоданах на антресолях, плесневели в сейфах, переводились в золотишко. Человек был истинной мерой вещей и, соответственно, был лишен возможности апокалипсически грабить окружающих. Рубль был неконвертируем, а бюджет - свят. Стало быть, в обществе отсутствовали механизмы функционирования сверхфизических, то есть выше потребности отдельной личности, капиталов. Кто пытался нарушить эти правила - автоматически срезался ОБХСС, потому что в обществе отсутствовали механизмы реализации, превращения, умножения капиталов.

Такая «физическая» экономика не защищала конкретно жизнь любого гражданина СССР, его могли убить по пьянке или за трояк, - но объективно защищала жизнь человека вообще. При физической экономике, то есть в отсутствие механизма реализации сверхфизических капиталов, практически были невозможны: реальный массовый голод, нищета, повальное бездомье, гражданские войны, терроризм, безработица, а также такое чудовищное, как сейчас, падение нравов. Потому что в основе всего этого лежат те самые пробужденные к жизни сверхфизические, надличностные капиталы. Они несут смерть. За работу ты получал, в сущности, не деньги, но обязательство государства обеспечить тебя, как теперь выясняется, по не столь уж и ничтожному минимуму. Твоя жизнь не потому что-то стоила, что государство тебя ценило, а в силу закона физической экономики, ибо ты и твои потребности являлись основной единицей ее исчисления. Сейчас ты не стоишь ничего! В ядерной - назовем ее так, потому что ее суть в повсеместном и постоянном расщеплении сущего, - в ядерной экономике ты будешь обречен без конца менять одни бумажки на другие: акции на рубли, рубли на доллары, доллары на новые акции - но при этом ты никогда не будешь уверен, что у тебя достаточно денег, чтобы жить спокойно и безбедно. Фундамент ядерной экономики - одновременная невозможность сбережения средств и… возможность их безумного приумножения. Это как казино, в котором идет вечная игра. Пока у тебя есть деньги, ты вынужден играть. Если ты не желаешь играть - не важно, есть у тебя деньги или нет, - в конечном итоге ты их все равно лишаешься. Физическая экономика стояла на том, что просто так убивать человека нецелесообразно, потому что, в сущности, его потребности минимальны. Ядерная экономика стоит на том, что людей необходимо убивать, потому что они ничто в сравнении с деньгами!

воспоминание, экономика, СССР, социум

Previous post Next post
Up