Был сборник рассказов Житкова с таким названием. А если рассказывать, что на Руси, да в России бывало... Чего только ни придумают...
Вот придумали День Народного единства России. Придумали ему дату - 4 ноября. И год события обозначили - 1612. Но совсем рядом, а именно 6-го, значительное событие действительно было: 412 лет назад покинули Кремль останки осаждённого польского гарнизона. Хорошо тут напомнить, что решающее сражение на Девичьем поле произошло ещё в сентябре, а война с поляками длилась ещё ажно 6 лет.
Но имело ли отношение это событие к народному единству? Можно ли считать народное ополчение и его победу торжеством народного единства? Скорее наоборот: это было восстание народа против власти, против Семибоярщины и назначения ей русским царём польского королевича Владислава. Никак не единство народа с властью, а восстание народа против компрадорской власти. Славное было событие. К сожалению, не надолго: после победы Пожарского отставили от войска, Минина - от жизни.
Историки называют этот период Смутным временем. Россия тогда едва не закончила существование. По крайней мере, верхушка власти продалась. Но народ ещё не был разложен и оболванен. Нашлось достаточно патриотов в разных слоях общества, в том числе среди князей и попов. Но так как патриоты заранее захват власти не планировали (верили своим царям), боевой партии не имели, газету не выпускали, то восстание народа против компрадоров не сразу получилось и тянулось долго. Ополчение Минина-Пожарского было второе, первое полякам удалось развалить. Но власть у поляков и компрадоров всё-таки взяли. Взяли - и отдали: позволили избрать царя. Не остался у власти славный воин Пожарский, не остался в живых талантливый организатор Минин (правильно - Козьма Минич Захарьев-Сухорук). Что ж удивительного? - другой формы правления, кроме царской, не представляли, а самим избираться царями - совесть не позволила: не Минина-Пожарского совесть, а совесть народа, такова уж тогда была совесть, таковы понятия. Большевики эту глупость не повторили.
Идеологические службы России я хочу защитить от излишней критики. Они ведь поступили полностью в традициях аврамических религий. "Приватизация" народных праздников (а 7 ноября стал народным за 70 лет, хотя и остался чуждым для антисоветчиков) - давняя церковная традиция. Солнцеворот отдали Рождеству, летнее солнцестояние - Иоанну Предтече (Купале), весеннее равноденствие - Пасхе, осеннее - Богородице. Если Местоблюститель публично объявляет себя верующим, патриарх уверяет, что победу над фашизмом дал Бог, а само фашистское нашествие - наказанье Божье... что ж тут делать? Сказали "А", так и твердите весь алфавит, не забудьте "ять" в конце добавить. И ижицу! И ижицу не забудьте! Ижицу!
---
При чтении исторические источников многие события трудно осознать, если не учитывать, что участники (большинство) были верующими, в той или иной мере - почти все. Власти предержащие хорошо понимают выгоды веры в управлении народом. Перед тем, как навязать каноническую религию, для расшатывания атеизма были в Перестройку выпущены в официальные СМИ экстрасенсы, полтергейсты. колдуны, гороскопы, Джуна, Ванга, Кашпировский и образцовый мошенник Чумак.
Но тяга ко всяческой эзотерике была в обществе и раньше, причём у самой образованной части - в НИИ. Я расскажу реальный случай, больше похожий на анекдот. [А что? Разве не анекдот - Камала на посту президента США?] А одна моя знакомая, кандидат биологических наук, молчание Чумака по радио слушала; две моих сотрудницы (не кандидаты, правда) - воду через телевизор "заряжали". Были случаи помягче. Мой друг не мог вылечить парадантоз. Ему сказали, что есть человек, который может "заговорить" зубы. Кто его знает? А вдруг это настоящий врач, который выдаёт себя за колдуна, чтобы заработать? В том случае не получилось, деньги пропали зря.
Тот случай-анекдот был в 1972 (плюс-минус год-два) не где-нибудь, а в академическом НИИ (я работал в соседнем, но случай был громкий, обсуждала вся Академия). Один молчел решил навести порчу на другого и обратился к колдуну. Во времена глубокого социализма про забобоны и увлечения мистикой открыто не писали, разные Чумаки и Тарасовы публичных сеансов по ТВ, не проводили, но мистики были, и кто хотел, о них знал. Так вот этот колдун запросил для наведения порчи какую-нибудь часть тела будущей жертвы: остриженные ногти, волосы или ещё что-то. Заказчик никак не мог добыть, но тут НИИ организовал поездку за грибами, и жертва туда записалась. Заказчик тоже записался и стал в лесу ходить следом и ждать, не присядет ли жертва под кустик. Дождался и радостно ухватил кусок говна. Но попался на глаза другим грибникам НИИ. Был скандал с мордобитием, из-за чего случай дошёл до милиции и публичного веселья в соседних НИИ.
Нынешнее мракобесие - не изобретение капитализма. Просто при капитализме оно стало легитимным, как спекуляция, проституция и гомосексуализм.