Этот пост - вне темы моего журнала. Это - выдумка, фантастика, худлит. В 70-х годах я участвовал в очень серьёзной и очень интересной коллективной работе в НИИ. Нужен был отдых для нервной системы - и я пописывал юмористические фантастические рассказы на научную тему. Не я один, в нашей лаборатории таких было ещё двое, да в соседней человека четыре. Мы не публиковали свои труды, но выпускали рукописный журнал «Красный компьютер». Я не знаю, где сейчас эти журналы: хранитель умер лет 11 назад и никому не оставил. Соседняя лаборатория тоже выпускала подобный журнал «Зело борзо», мы их взаимно читали. Про судьбу тех журналов я тоже не знаю: прошло 50 лет, полвека.
Год назад племянница нашла обрывок моей рукописи в старой книге. Мне захотелось его восстановить: это памятник наших тогдашних футурологических воззрений. Я постарался не привносить достижений за эти 50 лет, которые мы не предполагали (например, смартфоны). Я опубликовал этот опус поглавно в десяти разных постах. Сегодня я помещаю последнюю главу. Я хотел, чтобы тот, кому это будет интересно, не бегал по ссылкам, а получил весь текст сразу. Но новый редактор ЖЖ отказался принять длинный текст, и даже его треть. Ниже я помещаю ссылки на все предыдущие главы.
Глава 1. Поездка на кошкомобиле - Пост вне: murryc2 - ЖЖ (livejournal.com)
Глава 2. Наташка - Мемуары о будущем: murryc2 - ЖЖ (livejournal.com)
Глава 3. Искушение с негодными средствами - Мемуары о будущем: murryc2 - ЖЖ (livejournal.com)
Глава 4. Фрося - Мемуары о будущем: murryc2 - ЖЖ (livejournal.com)
Глава 5. ТУС - Продолжаю мемуары о будущем: murryc2 - ЖЖ (livejournal.com)
Глава 6. Допрос на дому - Мемуары о возможном будущем: murryc2 - ЖЖ (livejournal.com)
Глава 7. Временный эпилог - Заканчиваю мемуары о будущем: murryc2 - ЖЖ (livejournal.com)
Глава 8. Ожидание будущего - Мемуары о будущем: murryc2 - ЖЖ (livejournal.com)
Глава 9. Ожидание неприятностей -
https://murryc2.livejournal.com/115626.html Глава 10. Незапланированные нежданные повороты -
https://murryc2.livejournal.com/124351.html ============
Глава последняя
Когда случается что-нибудь плохое, то следует ждать следующей неприятности, как правило, более серьёзной. В эпоху индустриализации в цехах с громкими ударами для защиты ушей рабочих перед ударом молота по местной радиосети передавали звук громкого удара - и тогда рабочий был готов услышать более громкий удар. Почему вместо этого не затыкали заранее уши? - А как работать, общались тогда голосом. Мне кажется, боженька применяет что-то подобное: перед очень большой гадостью всегда случается гадость поменьше. С хорошим такой закономерности нет. С хорошим вообще никакой закономерности нет.
Новый директор оказался деловым человеком: уже на следующий день после того, как прокурор разрешил списать робота, мы с главным инженером начали оформлять акт. Но ещё раньше, по дороге на работу, была предварительная "приятность". Человек-охранник высветился на стене подъезда и сказал, что про гловача Прима я могу забыть: его больше нет в штате Министерства безопасности.
- Он живой? В тюрьме или болота осушает? Или повысили?
- Мне поручено передать вам, что его нет в штате.
- А был?
- Этого я не знаю, я видел только его удостоверение,- и охранник погасил стену.
Я, конечно, знал, что он ничего не скажет, но не следует показывать себя слишком умным, слишком догадливым или слишком послушным, практика показала, что выставить себя любопытным - кажется более естественным и совершенно не опасно.
---
Потом у меня был сеанс искреннего удовольствия. У какого-то писателя 19 века я читал, что самый искренний смех - "хе-хе-хе", то есть, злорадный. Наш главный инженер - дурак и при этом страшно завистлив. Тех, кто его моложе, но обошёл по служебной лестнице, он люто ненавидит и старается сделать какую-нибудь гадость. Лет пять назад с ним самим обошлись нечестно, но виноват был он сам. Он был зам зав лабораторией и старался подсидеть своего шефа. Чтобы избежать внутренних дрязг Метел, который тогда заправлял в вычислительном центре, предложил ему повышение - должность главного инженера НИИ. Этой должности в штате не было, её ввели. Когда молодой карьерист радостно заглотил наживку, оказалось, что в его обязанности входит командовать электриками и временными рабочими, которых нанимали для ремонта здания. Ехидный Метел ему поручил ещё следить за уборщицами. При этом формально он был выше по должности заведующего лабораторией, но так как должность была не научная, то оклад жалования был как у молодого специалиста. Вместо того, чтобы уйти в другую контору, он старался по возможности пакостить всем, кто попадётся. Я был к этому готов.
Когда переходили на новую систему имён, он получил имя Гущ, но добился, что его изменили на Гус, так как, мол, нельзя записать латиницей: а вдруг за границу пошлют? И вот этот Гус радостно предвкушая мои неприятности стал оформлять акт на списание робота и якобы невзначай напомнил, что надо указать наличие драгоценных металлов. Так как акта о их наличии у нас не было, то он предложил указать тот же процент, что в вычислительных машинах от веса робота (который тоже нигде в актах не был зарегистрирован). Я согласился и напомнил, что теперь надо указывать и наличие фосфора. Написали и про фосфор. Запечатали электронными печатями и зарегистрировали документ.
Тут Гус радостно меня вопросил, когда я сдам положенные драгметаллы и фосфор от списанного робота. Я сделал голубые глаза и сказал, что сдавать металлы и фосфор - это ЕГО дело, потому что акта передачи мне материальной части робота - НЕТУ! Есть акт о возложении на меня ответственности за исследования робота и за управление им, а передача материальной части нигде не зафиксирована, а в таких случаях ответственность за ценное оборудование несёт главный инженер, а ответственность за малоценные предметы - зам директора по общим вопросам.
Документ уже был зарегистрирован, отозвать его было невозможно. Чтобы Гус не запустил в меня чем-нибудь, я отогнул полу юнифы и положил руку на пуколку. Хотелось мне ещё посочувствовать ему: сказать, что плохо быть бестолковым, и пожелать поймать собаку, чтобы добыть из костей фосфор, да решил, что его может хватить кондрашка, и у меня тогда будут неприятности.
---
Два фрукта скатились за день в руки. Я шёл домой в ожидании третьего. И нате вам: опять засветился на стене человек-охранник.
- Я хочу предупредить. Вас ждут. Я пустил гостя в тамбур блока, чтобы он не попался на глаза другим жильцам и не было лишних разговоров.
Я не сказал ничего и прошёл мимо. Гость? Пришли меня брать? Тогда почему предупреждает охранник? Межведомственные стычки, и кому-то нужно, чтобы я оказал сопротивление? Для чего?
Но выбора у меня не было. Дверь из тамбура в квартиру я не закрывал, так как замок барахлил, а я никак не мог собраться его исправить. Пуколку я сунул за пояс открыто, чтобы видели, что у меня в руках нет оружия. Мамину антикварную бухолку я снял с предохранителя и придерживал в кармане, чтобы можно было быстро выхватить. Я решил, что если мне не предъявят сразу ордер, ударю первым бухолкой в висок. Сталь! Настоящий металл хорошо лежал в руке и грел ладонь. А там и выстрелить можно. Грохот будет ужасный, я прошлый раз у мамы пробовал.
Дверь я открыл ногой - и сразу увидел знакомую голубую тунику.
- Ефросинья! Откуда? Как прошла? Почему в тунике?
В руках Ефросинья держала коробку от генорга. Вместо ответа на мои вопросы и вместо выражения радости она затарахтела, в точности копируя выговор сварливых жён из комедий позапрошлого века.
- Так вот на кого ты меня променял, вот почему ты не приехал на выходной, тебя ждут, ждут, а ты с пособием по онанизму балуешься!
- Да ты посмотри, он не распечатан! Я его для маскировки купил, чтобы тебя не искали. Ты скажи, как дошла, как прошла, почему так одета.
- Для маскировки! Что же ты наташку не купил, как все? - я только подивился совершенно человеческой речи с человеческими интонациями; у неё и раньше был не "машинный" язык, но сейчас она говорила в точности как в старых водевилях.
- "Как все" наташек сейчас уже не покупают, наташки считаются плебейством.
Ефросинья замерла, как она делала раньше, когда слышала незнакомое слово.
- Плебейство... Есть. Плебейство в переносном смысле?
- Конечно. Да ты прочитай инструкцию, и сразу поймёшь, что этот прибор я использовать никогда не буду. Ну! Поймёшь?
Я смотрел, как она листает инструкцию, мысленно отсчитывая секунды. Зная алгоритм поиска (сам писал!) и мощность обработчика, я пришёл к убеждению, читает она не буквами, а словами, то есть, у неё сформирован словарь образов слов. Мозг продолжает саморазвиваться... М-да..., какое же из моих усовершенствований сработало? И этого ли я ожидал...
- Ты опасаешься, что ток от электродов, погружённых в тело, пройдёт через сердце и нарушит электрические импульсы, управляющие сердцебиением?
- Ефросинья, тебя можно сразу ставить учёным второго ранга: ты за полтора десятка секунд заметила опасный промах наших изобретателей. Только это не промах, это запланированная особенность: те, кто будет экспериментировать с программами для своих генераторов оргазма, доиграются и не будут докучать правительству.
- Я не сама заметила, я почувствовала твои мысли. Ты слишком громко думал, что ток внутри тела идёт по кровеносным сосудам как по проводнику второго рода. Этого в книгах нет, это у тебя в мозгу.
- Ну, успокоилась? У нас был рабочий выходной, я не мог об этом тебя известить, с заповедником нет связи. Ты скажи, наконец, как ты сюда попала.
- Как ушла, так и пришла. Тунику мне посоветовала надеть Екатерина Васильевна. Она сказала, что в любом платье я привлеку внимание, а если меня увидят на морозе в тунике, то сразу поймут, что это - робот. Робот куда-то идёт - значит так надо. Тунику она мне заштопала и зашила. И ещё хорошие боты дала. Охраннику я сказала, что я - твой робот, и он меня ни о чём не спрашивал и открыл дверь. Кофе пить будешь, или сразу пойдём отдыхать?
---
Кофе мы пили той ночью три раза. Я говорю "мы", хотя пил я один, потому что варила кофе Ефросинья. Варила она его замечательно. На просьбу записать рецепт она сказала, что это невозможно: для хорошего кофе надо учитывать насыщенность воды воздухом, в частности, кислородом, и минерализацию. Как их определять на глаз, она не знает, а просто чувствует.
Во время третьего кофе Ефросинья заявила:
- Ты всё время думаешь о чём-то важном, что касается меня, и сомневаешься, надо ли мне говорить.
- С сегодняшнего дня ты официально не существуешь. Можно считать, что теперь я тебя украл полностью и никому о тебе не обязан давать отчёт.
- Это замечательно! Теперь я только твоя, а ты - всегда был мой, и мы с тобой можем уехать на Туамоту!
Опаньки! Приехали...
- Фрося...
- Ефросинья!
- ... Фроська, ты откуда взяла про Туамоту? Кто подсказал? Кто-то с тобой на связи?
- Никто не подсказывал, я всегда с самого начала знала.
- Если с самого начала, то почему ты произносишь "Туамоту" по-русски? Я тебе в супервизор этого слова не записывал. Если оно было на молекулярном уровне и осталось при записи нового супервизора, то должно быть по-немецки.
- Откуда мне знать? Что было раньше - я ничего не помню. Ты скажи, когда мы на Туамоту поедем!
- Не поедем мы на Туамоту. Не поедем, не поплывём, не полетим. Нету Туамоту. Там на этих островах Французская Тихоокеанская империя...
---
- У меня все книги по географии в архиве записаны! Там и карты есть.
- Прочитай год издания. Образованная после Большой Войны Организация Хозяев Земли запрещает публикацию карт других стран, это считается вмешательством во внутренние дела государства. Все карты, что у тебя - старые, сейчас многое не так.
- А откуда люди знают как? Откуда ты знаешь?
- По закрытым прямоточным каналам кое-что можно узнать. А когда попадаешь в другую страну, то там их собственные карты есть, у нас ведь тоже наши карты есть. У тебя нет права их копировать, но запомнить ты можешь. Я за границей был, о многих странах знаю, а о некоторых - ничего не знаю. Если они не входят в Организацию Хозяев Земли, то даже не знаю, есть ли они. Франции на том месте, где она была - нет, но французы на своих островах образовали новое государство и в Организацию Хозяев входят. Они там и несвои острова прихватили, и ещё там новые острова образовалось после снижения уровня океана, их тоже прихватили.
- Но я ничего не читала про войну! В моём архиве книг про неё нет.
- У стран - членов Организации Хозяев Земли есть соглашение о войне не писать, а упоминвть только в крайних случаях. Но люди узнают. В странах, которые не входят в Организацию, о войне пишут. Но врут много, а никак не проверишь. Да и то, что врут, очень трудно достать. Во-первых, сношений с этими странами нет, ну, почти нет. А во-вторых, пишут-то они на своих языках. Кто у нас знает тайский или персидский? А перевод на языки членов Организации - уголовное преступление.
Больше я ничего не сказал Фросе. Не так давно я много узнал о Большой Войне, после которой установился нынешний порядок, но знания эти были хоть и похожи на правду, но ведь правда - далеко не всегда истина. В порядочности и правдивости источника я не сомневался, но знал ли истину он сам? С этим парнем мы начинали работать вместе, но потом его забрали в экспедицию в Пуштунию, а там произошла очередная революция, и он застрял там аж на десять лет. Чтобы вырваться оттуда, ему пришлось принять ислам и завести трёх жён. Когда у него появилась куча детей, местные власти решили, что он теперь свой, и перестали за ним следить. В России ему не поверили и тоже задержали, но он и оттуда сбежал. Я не стал его спрашивать про брошенных жён и детей, но он сам обмолвился: махнул рукой и сказал: "А что о них думать: бусурмане!". Я не стал уточнять: должно быть очень там было тоскливо.
По поводу исчезновения, а потом возрождения Франции у него (точнее, в Пуштунии) версия такая. Война хоть и охватила полмира, но шла лениво и громко одновременно. Воюющие между собой страны имели общую навигационную сеть и общую энергетику. Межнациональные корпорации поставляли оружие обеим (точнее, всем) воюющим сторонам. Продолжал действовать общий рынок продовольствия, а банки переводили деньги, не обращая внимания на войну. Солдат при этом убивали всерьёз и оказавшихся рядом с боями мирных жителей тоже. Из-за того, что навигационную сеть не трогали, все стороны всё видели у противника и в основном сбивали друг другу самолёты и ракеты, летящие ниже 15 км, а на земле колотили друг друга по большей части автоматические танки. Перелом в войне, приведший к глобальной катастрофе, но временно остановивший войну, внёс капитан подводного дредноута Славянско-Корейской конфедерации. По пуштунской легенде он был капитаном первого ранга, хотя по уставу таким дредноутом командовать должен адмирал. Подводный дредноут отключил все приборы навигации, даже пассивные радары - и стал невидим для электроники. Отключили также компьютеры, так как к ним возможен был доступ через сеть. Выбросили электронные часы и стрелковое всё оружие с электроникой. Ориентируясь по звёзлам, пользуясь только оптическим секстаном и механическим хронометром, капитан вывел дредноут в Атлантический океан и установил водородные 50-мегатонные бомбы под водой в заранее вычисленных местах. Дредноут могли бы заметить простым глазом, но электроника его не видела, а люди смотрели не на море, а на экраны приборов.
Волна поднялась высотой в четверть поприща и пошла на Северную Америку. Теоретически ожидали, что она проделает там пролив и заранее назвали его "Пролив Сталина". Но то ли была ошибка в расчётах, то ли в навигации, но волна не пробила Кордильеры. Скалистые горы устояли, пошла обратная волна и смыла всю Францию с Бенилюксом, чудом пройдя мимо Британии. После такого катаклизма война прекратилась сама собой. Правительства не прочь были ещё повоевать, но нечем было, надо было восстанавливать индустрию. Сейчас снова машут друг на друга бомбами, но почти во всех странах изменился социальный строй, и стало не понятно, кто кому союзник. Немецких государств сейчас четыре, и они собачатся между собой, чтобы выяснить, кто из них главный.
***********
Вот, собственно, и всё; что будет дальше, никто не знает, но все гадают. Мы живём с Фросей и четырьмя кошками, два кота так и не вернулись. Фросе я сделал на лицо маску робота как в старых книжках, с номером на лбу, а на руки она надевает рукавицы. В таком виде мы ходим с ней по улицам, ездим к маме в заповедник, ходит она и одна. В разговоры она не вступает, мне обещала, что если кто будет приставать, она его стукнет током, но до этого пока не доходило.
Срок моей должности кончается, предложат ли новый срок - не знаю. Мест, где платили бы по Третьему рангу, то есть, 400 национальных престижей каждую луну, не так много, будут проблемы. Но я ещё не докладывал результаты на ТУС. Мне кажется, после доклада найдутся желающие предложить мне работу.
За фроськиной кожей я ухаживаю, как за дорогими кожаными ботинками. В конце концов, у людей с годами тоже кожа портится. Буду заклеивать трещины эпоксидной смолой, а вот деменция ей не грозит. У меня ещё три года, чтобы раздобыть для Фроськи два фунта плутония. Есть соображение, где взять. Черниговская котловина сейчас заполняется постепенно водой из двух Днепров сразу: Верхнего и Нижнего (перетекает из бывшего Чёрного моря). Но пока пройти туда ещё можно. там огромные склады оружия времён Большой Войны. но из-за высокого уровня радиации туда не могут пройти ни люди, ни обыкновенные роботы. Фрося имеет защиту от всех видов излучения и может действовать самостоятельно, без внешнего управления. Но надо всё хорошо разведать. На это нам ещё три года.