Я писал об этом в ЖЖ в 2019. Напомню.
Немцы построили в Белоруссии Слуцкий дрожжевой завод. Денег они вложили всего 10 млн евриков из общих 37 млн, но завод работает по немецкой технологии, экологичен, высокомеханизирован, управляется дистанционно из Немеции. Завод на 75% принадлежит немцам и хотя он на нашей земле и работают там наши люди, это по сути немецкий завод на нашей земле. Завод производит в год 20 тыс т прессованных дрожжей, имея предельную мощность 70 тыс т.
В Минске есть ещё старый Минский дрожжевой комбинат с филиалом в Ошмянах. Оборудование там старое, технология тоже, но он работает исправно, даёт 17,5 тыс т в год. В целом людей там работает больше, чем у немцев, а заработки существенно ниже. Но работа идёт без проблем, оборудование себя давно окупило, а завод - целиком наш.
В чём проблема? В самой Белоруссии потребляется всего 7,7 тыс т дрожжей в год (все цифры по 2019 году). То есть, два завода дают избыток почти 30 тыс т. Куда идут эти дрожжи? Половина в Россию, четверть в Евросоюз, про остальные не знаю, но как-то расходятся.
Так в чём проблема? Немецкие буржуи потребовали, чтобы мы закрыли наш комбинат, им, дескать, это пообещали, когда приглашали строить. В документах это нигде не зафиксировано, но я немцам верю: иностранные инвестиции у нас до 2020 были священной коровой, в погоне за ними наш чиновник готов жениться на своей тёще. В общем, немцы настаивали, наши чиновники отбивались. Дошло до президента.
Как это часто бывает, журналюги потеряли к теме интерес и не написали, чем кончилось. Но я в магазинах покупаю до сих пор и минские, и слуцкие дрожжи. Качество одинаковое, цена - тоже. Я был уверен, что наш президент наш завод не сдаст.
Вот давайте посмотрим. С одной стороны вроде бы выгодно комбинат закрыть. С другой стороны - зачем нам управлямый из Немеции завод на нашей земле? Это ведь то же самое, что покупать дрожжи в другой стране. Гайдаровщина. Представьте себе, если бы Минский завод был закрыт, а ЕС ввёл санкции и остановил Слуцкий завод. Каково? Вся Белоруссия - без дрожжей и без хлеба! Понятно, что нельзя выгоду считать деньгами. Системы жизнеобеспечения не должны зависеть от других стран. Кстати, АЭС в Белоруссии для этого же появилась.
Кому понятно, а кому и нет. Ведь пришлось решать этот вопрос президенту, хотя вопрос по моему мнению на уровне командира взвода. Чиновника, который не мог принять правильное решение, следовало бы попробовать на другом месте работы, например, кассиром в универмаге.
У меня ещё остались друзья (точнее, всё-таки, знакомые) в Министерстве экономики. Я не раз спрашивал их про этот случай. И наконец (через четыре года!) мне рассказали. Оказывается, Лукашенко, просмотрев бумаги, задал такой вопрос:
- То есть, вы предлагаете оставить на всю республику только один дрожжевой завод, причём, управляемый из Германии?
- Не я предлагаю, Александр Григорьевич, а немецкая фирма!
- А вы работаете на немецкую фирму или на Республику Беларусь? Если немцы недовольны, пусть продают свою часть завода.
Вот и всё. Но чиновника он не уволил. Здравомыслием Лукашенко мне напоминает Сталина, но не доводит дело до конца. Ещё один совсем свежий пример. На днях было совещание по мелиорации. Лукашенко спросил о состоянии техники, посмотрел бумаги и говорит чиновнику:
- Ты пишешь, что из 101 траншеекопателя 99 самортизированы на 100%. Ты их видел или подписал то, что тебе принесли?
- Да, подписал, что принесли.
- Так иди и проверь. И доложи не про амортизацию, а доложи, сколько их пригодных, сколько можно починить к началу сезона, сколько надо изготовить новых. Вот, что от тебя требуется!
Опять здраво и опять не до конца. Видно же, что чиновник - пень. Может, он и не дурак, но ленится (или не считает нужным) думать. Процент амортизации интересует бухгалтера, а не мастера, который будет работать на траншеекопателе. Если заменить этого чиновника пусть на такого же или даже хуже, то новый чиновник будет хотя бы стараться думать.
===
Случай из жизни про амортизацию. У меня проносились подошвы на двух ботинках одновременно. Новые я купил, но только через полторы недели. За это время на одном ботинке сломалась молния, а на другом выпал вовнутрь твёрдый задник. Когда у нас редкостью были иномарки, то ходили легенды, что если там что-то испортилось, то сразу же посыпятся все остальные детали.
===
За окном стучит дождь. Кошки спят.