Nov 25, 2013 12:10
Поговорим о ВВП, точнее, об отчётности по ВВП.
Пусть было два фермера (раньше я бы сказал «два колхоза»). И пусть оба сажали картошку и выращивали свиней. Часть картошки и часть свиней они ели, остальное продавали на внешний (для них внешний) рынок.
И вот произошли структурные изменения. Один фермер стал только выращивать картошку, другой - только разводить свиней. Возможно, на внешний рынок они теперь вывозят больше, но нас интересует не это, а то, что часть товара они теперь продают друг другу. И таким образом увеличился ВВП. Даже если картошки и свиней не стало больше , то ВВП увеличился! Но это не всё. Теперь им надо возить друг другу свиней и картошку. Значит, появился третий «фермер» - перевозчик. От его появления не стало больше свиней и картошки, но ещё больше увеличился ВВП, так как перевозка - это вполне материальная услуга. Конечно, перевозчик должен что-то кушать, и он съедает часть свиней и картошки. То есть, продукта на внешнем рынке стало меньше, а ВВП стал больше. Загнули один палец.
Это вовсе не значит, что надо вести натуральное хозяйство, это значит, что надо правильно считать ВВП. Ведь при структурном изменении производительность труда может не повыситься, особенно если сильно возрастут транспортные расходы. Но по отчётности - ОК.
Но это только первый палец, потому что обмен картошки на свинину предполагался бартерный. Для рыночного обмена нужен банк. Банковские услуги тоже входят в ВВП (по отчётам ЕС в ВВП входят даже услуги легальных проституток - а что? Услуги как услуги, для здоровья полезнее, чем, например, курение, видеоигры и бандитские сериалы…). Таким образом, ВВП ещё больше увеличивается, а свиней и картошки на рынке ещё меньше, так как и банкир тоже кушает. Загибаем второй палец.
Опять-таки оговорюсь, что это не значит, что не нужна специализация и не нужны банки. Это значит, что отчётный ВВП может расти без роста реального продукта. И вот мы читаем о росте ВВП и недоумеваем: где же он, почему мы этого роста не видим. А это - всего лишь отражение структурных изменений экономики, а не увеличение количества товара на рынке. В настоящее время учётно-отчётный ВВП в Европе на три четверти состоит из услуг, а не из реальных товаров. (Республика Беларусь и здесь выглядит белым зубром: у нас доля невещественного ВВП не только меньше 50%, но ещё и снижается, была одно время 51%).
Пальцы больше загибать не будем (а то получится фигура из трёх пальцев), но отметим ещё один момент. Рост ВВП надо ещё разделить на рост населения. В Белоруссии население не растёт. А в Европе? Официально не растёт, а нелегальных мигрантов учли? В Европе рост ВВП в этом году нулевой, в следующем планируется 1,1%. С учётом уменьшения доли реального продукта получается, что количество продукта на душу населения в Европе снижается. При этом европные политико-экономические «эксперты» обещают Украине, что она в случае присоединения к ЕС будет увеличивать свой ВВП на 6,5%, на 8,5% и даже кто-то ляпнул - на 15%! Это очень смешно, но с этим пусть разбираются сами украинцы: хотят верить - пусть верят, это нисколько не хуже, чем вера в милосердие божие.
Ещё один момент - это распределение доходов. Где-то читал, что рост ВВП России за год оказался меньше, чем рост капитала десяти ведущих абрамовичей-дерипасок. Может быть это и не так, но в статистических расчётах этот момент тоже надо учитывать, не правда ли?
эвристические соображения,
хиханьки и хаханьки,
экономика