Пропал зимний орнамент

Nov 24, 2021 16:51

Куда пропал? - Растаял и покрылся туманом.
"Зимний орнамент" - это из Басё.
Сейчас это имя в ЖЖ в моде. Всяк изощряется. Много ещё у нас остроумных людей, а куда применить этот дар? Прочитал я огромную подборку на тему "Басё-кисё-колбасё". В целом интересно, хотя кое-кого занесло в приблатнённый юмор. И поймал я себя на том, что сам я хайки Басё мало помню. Мне вообще из японцев значительно больше нравились Сайгё и Арихира.

Правильнее: Арихира и Сайгё. Арихира - начало локальной поэтической вершины, Сайгё - конец. Эта вершина настолько в стороне от поэтических достижений других культур и других времён, что её невозможно сравнить с ними по высоте. Чтобы сравнивать - надо ставить рядом. Если смотреть оттуда, с Востока (можно с Юга, можно с Марса), то Толстой и Диккенс стоят совсем близко друг от друга, а весь Хэйан - вообще где-то за горизонтом. Если смотреть от нас, то Сайгё и Басё близки. Для меня - нет.
=
Не искусствовед я, не моё дело лекции по искусству писать. Я - потребитель, взгляды мои дилетантские. Люблю поэзию. В разные периоды любил разную. Нового интереса, однако, у меня давно не было. Выскажу догадку, почему мне особенно нравится Сайгё. У него на глазах рушился мир Хэйана. Для японского крестьянина в те годы наверняка ничего не изменилось, но для правящего слоя и культурной элиты произошла революция: культ эстетики заменился культом самурайской доблести. Внешняя сторона культурной жизни сохранилась, пример тому - появление Басё и взлёт театра. Но Хэйан умер в конце 12 века, умер вместе с Сайгё. Так же сейчас на наших глазах умирает наш мир. Я не про очевидное для всех разрушение советской эстетики. Рушится весь культурный мир. Что-то идёт на смену. Что? Потомки осознают, если смартфоны и прививки не вышибут у них мозги.
--
Вернёмся, однако же, к козлам и баранам.
К тому, что я написал сей пост, который и не по теме, и не по времени (я обычно пишу, когда уже темно за окном) была конкретная причина. Я её сейчас изложу в ритме "Басё-полосё".

Вызвал в Ворде я Басё,
Но пришёл ревнивый псё
И не дал мне помурлыкать
Ни с Басё и ни с кисё.

Когда я подошёл к креслу и взялся за ноутбук, на левый подлокотник сразу вспрыгнула Оторва и уставилась на меня огромным ярким глазом. Она уже оправилась, мне подумалось, что было бы естественней, если бы глаз был в центре мордочки (это не чёрный юмор, это действительно так). "Садись",- говорю. Она устроилась на левом предплечье.
Но тут подошла Тюпа и тоже вопросительно на меня уставилась. "Полезай",- говорю. Тюпа вспрыгнула на спинку кресла и перебралась мне на шею. Тёпленькая!
Но тут пришёл чёрный пёс и пожелал со мной играть. Собаки - моя постоянная печаль, моё постоянное расстройство. Потому что я не люблю собак, а они меня любят и считают главным хозяином. Передо мной раскрытый сборник Басё, слева и справа мурлыкают две кошки, а собака требует, чтобы я хлопал её ушами, брал у неё мячик, пытался выдернуть палку из зубов, и т.д.
В общем, не прочитал я Басё, так как пора уже было делать фарш для пирогов. Пока пеклись, написал половину поста, сейчас пью чай. А "снежный орнамент" во дворе растаял. Сейчас там куски грязного снега - никакой эстетики и лёгкий туман.

текучка, моя фауна, мрачное

Previous post Next post
Up