Очень интересный комментарий в одном из блогов. Познавательный.
«
Владис К. 23 августа 2018, 02:52:52 До 1916 года он [В. И. Ульянов (Ленин) - прим.] существовал на ренту от семейного имущества - 2 имения 4000 руб общего дохода + 2000 руб общего дохода, потом одно лично на него в год выходило до 1500 рублей. Был в его биографии и 5-летний период, когда он управлял собственным имением - вроде не особо удачно - сказалась природная мягкость Владимира Ленина - там, где помогла бы только палка, он ограничивался словом. В итоге Ульяновы вынуждены были нанять австрийского управляющего, а имение в год давало только около 400 рублей чистого дохода. Впрочем, в течение 5 лет Владимир Ленин участвовал в жизни своего имения: выписывал семена клевера из Восточной Пруссии, хлопотал о доставке туков (так тогда называли химические удобрения).
Какое-то время выступал адвокатом - про гонорары не скажу.
Время от времени Владимиру Ленину приносила доход переводческая и литературная деятельность.
С образованием РСДРП Ленин начинает получать деньги от партии. Точнее - от марксиста Александра Богданова, бывшего финансистом партии. Но получка была нерегулярной (обычно это были не очень большие деньги - 50-70 рублей в месяц) и, главное - Ленину часто приходилось отказываться от этих денег, если превалировали интересы партии - финансирование печати, помощь политэмигрантам, приезжавшим из России в Швейцарию без копейки денег.
Всё же основным доходом для Владимира Ленина стала семейная рента. Это был доход от имения в Кокушкине, а также от другой недвижимости, управляемой матерью. Как правило, она пересылала Владимиру 300-500 рублей 3-4 раза в год (см. выше про имения).
Другой неожиданный источник ренты пришёл со стороны родителей жены Ленина - Надежды Константиновны Крупской. Семья Крупской не была богата: отец отставной офицер, мать, Елизавета Васильевна - автор книжек для детей. Сама Елизавета Васильевна находилась на иждивении Ленина и Крупской, проживая с ними в эмиграции. Но в конце 1913 года умирает сестра Елизаветы Васильевны, и оставляет той наследство почти в 7 тыс. рублей. Однако около 3 тыс. рублей из этой суммы было истрачено на операцию Надежды Крупской - та страдала базедовой болезнью, и её оперировал в Берне профессор Кохер (кстати, лауреат Нобелевской премии по медицине 1909 года). Отступая от темы, скажем, что операция хоть полностью и не излечила Надежду Константиновну, но болезнь прогрессировать перестала.
Надо отдать должное, из оставшихся 4 тыс. рублей от наследства Ленин в конце 1915 года отдал 1 тыс. рублей на возобновление издания газеты «Социал-демократ»
Продержаться это трудное время Ленину и Крупской помогла помощь с неожиданной стороны - от эстонского националиста Александра Кескуэлы. С октября 1916 года по февраль 1917 года он перечисляет им примерно по 100 рублей в месяц. Позднее антибольшевики утверждали, что через Кескуэлу деньги передавал бизнесмен Парвус, член левого крыла германской социал-демократии, а через Парвуса - немецкий Генштаб (основанием служило то, что Кескуэла был приятелем немецкого посланника в Берне барона Гисберта фон Ромберга) - (т.е. про немецкие деньги со слов контрреволюционеров).
А с февраля 1917 года Ленин снова получает бесперебойное финансирование за государственную работу.»