"...Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать" (из послания старца Филофея о неблагоприятных днях и часах)
Став супругом Софьи Палеолог в 1472 году, Иван III Московский стал претендовать на роль преемника византийских императоров. В дальнейшем при Василии III идеология московского самодержавия оформилась в идею "Москва - третий Рим". Власть великого князя московского мыслилась как власть от Бога, а сочиненное в начале 16 века "Сказание о князьях владимирских" возводило родословие Рюриковичей к римскому императору Августу.
Псковский монах Филофей называл Москву преемницей Византии. В своих посланиях он видел Московскую Русь покровительницей всех православных народов. Считал, что в православии заключена сила Московской Руси. Писал, что первый Рим пал, погубленный ересями, второй Рим, византийская столица Константинополь, пал от унии с католической церковью (в 1453 году Константинополь был захвачен турками), "третий стоит, а четвертому не быти".
источник