Вторая главная (самая раскрученная, популярная, дорогая) достопримечательность Стамбула после Софии. Главный дворец Османской империи, сейчас считается одним из богатейших музеев мира.
Состоит из 4 дворов (2 - официальных) 3 и 4 - внутренние покои. Первый бесплатен, там и стоит церковь св. Ирины, а дальше уже за деньги. Туристов там всегда много. Просто от сезона зависит, будет ли их просто много или толпа. В идеале, посещать дворце со всеми его внутренними дворами, павильонами, беседками и т.д. надо весной - когда все зелено, посажены цветы и работают фонтаны - тогда можно получить какое-то более менее точное впечатление об атмосфере. Но как раз весной в Стамбуле высокий сезон и все будет забито так, кто не протолкнетесь.
Для осмотра предлагаются павильон, пара миленьких беседок (одна из них - библиотека), диван, сокровищница, зал реликвий. Гарем - за отдельную плату. Скажу сразу - не пошла. Во первых устала, во вторых стало жалко денег, в третьих мне уже было нехорошо от лицезрения этой бесконенчной керамики.
В общем, ходишь ты из помещения в помещения, везде видишь своды, колонны, ступеньки, стрельчатые окна и нескончаемое количество керамической плитки, которой тут обложено все. Керамическая плитка весело расписана голубыми узорами - то птички, то листочки. Расписана разнообразно, выложено тоже разнообразно - в смысле, что в одном помещении много разной плитки, от чего в глазах начинает рябить со страшной силой - такое ощущение что входишь в ванную комнату (да. ДА! я ненавижу керамику!!! особенно такую однообразную и грубую. Это вам не китайская роспись тончайшего фарфора).
Почти все помещения пусты - или в них стоит (лежит) какой-нибудь низкий диван. Библиотека, впрочем инкрустирована перламутром и черепашьими панцирями - вот там здорово - не просто красиво - но и ощущение какого-то тепла, жизни. В общем, никакого экстаза вся эта архитектура у меня не вызвала, но для осмотра предлагается то, за что потраченных денег не жалко - сокровищница.
Ну что тут сказать - вы бы видели те бриллианты. Вы бы видели их количество и размеры! Там находится четвертый по величине бриллиант в мире - 84 карата. Я его так и принимала за что-то ненастоящее... Сразу хочу отметить - освещение там отвратительное. Каждый экспонат лежит в отдельной черной витрине, и освещен он на удивление плохо, так что получить можно лишь какое-то общее впечатление, но в деталях рассмотреть это малореально. Единственное объяснение подобного странного решения - лишение туристов возможности делать фото.
Кроме бриллиантов потрясает количество золота - золотая колыбелька, золотой трон, усыпанный драгоценными камнями и громадные, в кулак величиной, неограненые изумруды. Роскошь просто ошеломительная. И удивляет, что на изделиях 16-17 веков сплошь неограненые камни. Да и в целом многие выставленные вещи оставляют впечатление грубых, что ли... Я уже сама над собой смеялась - кидаюсь к витрине, восхищаясь тонкостью работы, а в пояснении тут же и указано, что это то ли орден от австрийцев, то ли подарок от индийцев, то ли сувенир от Фаберже...
Имеется павильон, где выложена султанская (и не очень одежда). вот там есть пара ритуальных рубах (?), расписанных буквами-цифрами (прямо мечта шизофреника), которые фонят. Действительно, очень интересная штука.
Самое популярное место среди мусульманских посетителей - Павильон святой мантии, где хранятся исламские реликвии, привезенные султаном Селимом I в 1517 г. из Египта: волос, зуб, отпечаток стопы и мантия пророка Мухаммеда, а также личные вещи первых четырех халифов и священный штандарт, под которым мусульмане шли на священную войну с неверными. Еще там вроде выложена рука (мощь) апостола Иоанна в золоте. Врут, по моему, ибо сия моща (не знаю, как правильно) не фига не фонит. Про волосы и зубы пророка сказать ничего не могу - там к витрине не пробиться... Вообще, по моему место неприятное, видимо, все таки, рассчитанное только на истово верующих.
Ну что еще добавить - виды на Босфор открываются замечательные, весной, наверное птицы поют, а во всех помещениях от этой плитки холодно... Интересно, как отапливали.... .