Оригинал взят у
marinagra в
Проект "Год японской кошки". Май: прекрасные коты Леонарда Фужиты и сказка о кототерапииУчастники проекта "Год японской кошки"
alise84,
dhyul,
iris_flower0802,
marinagra,
volha_l,
archigenova,
ekolovrat предлагают вашему вниманию майский выпуск.
ЯПОНСКИЙ КОТОКАЛЕНДАРЬ 2014 можно посмотреть здесь.
Герой нашей майской странички - Цугухару Фудзита, он же Леонард Фужита, японский художник,
покоренный Парижем и покоривший Париж, и, конечно же, большой любитель и друг кошек.
Фотопортреты с кошками
Цугухару Фудзита родился в 1886 году в Токио, в благородном семействе, ведущем свой род от самураев, но открытом современным европейским веяниям. Юноша хотел оправиться в Европу сразу после окончания школы, но прислушавшись к совету друга семьи, известного японского писателя и военного врача, генерала Мори Огая, который заменил ему рано умершего отца, поступил учиться в Токийский национальный университет изящных искусств и музыки. Выпускнику была обеспечена удачная карьера на родине: он был обладателем нескольких медалей и призов, сам японский император купил одну из его работ. Но после окончания университета уже ничто не могло удержать Фудзиту в Японии. В 1913 году он, оставив дома невесту Томико, отправляется в Париж и сразу же становится своим среди дерзких гениев Монпарнаса, собравшихся здесь со всего света и впоследствии названных художниками парижской школы.
Фудзита, который вскоре стал зваться Фужита (так на французский лад он изменил свою фамилию) приехал в Париж, не зная никого, но вскоре уже стал завсегдатаем знаменитого кафе "Ротонда", приятельствовал с Амедео Модильяни, Хаимом Сутиным , Фернаном Леже, Хуаном Грисом, Пабло Пикассо, Мойше Кислингом, Анри Матиссом, Гийомом Аполлинером, Жаном Кокто, расхаживал в греческой хламиде, "приобщаясь к естественности" под руководством Айседоры Дункан и ее брата Раймона, у которых брал уроки хореографии. Особенно подружился он с Модильяни, соседом по мастерской на улице Форгьер, в недорогом районе Монпарнаса.
Фужита, завернутый в циновку.
Фото знаменитого фотографа-авангардиста Андре Кертеса. 1923
Жан Кокто и Фужита на конкурсе кошек, который спонсировал парижский клуб друзей кошек.
Фужита держит на руках коронованную победительницу конкурса - королеву кошачьей красоты.
Годы идут, уходят друзья, но котенок всегда рядом...
Традиционный японский мотив - гейша, играющая с кошкой.
Автопортрет в мастерской: японский уголок на Монпарнасе.
Среди художников парижской школы французов было меньше, чем приезжих, и Парижу было не привыкать к экзотике, но Фужита выделялся даже на этом фоне. Став парижанином, он не переставал оставаться японцем. Его мастерская, тщательно запечатлённая на многочисленных автопортретах и фотографиях, была скорее японской, чем французской: в ней были татами, подушки, низкий столик котацу, бумажный фонарик, принадлежности для чайной церемонии. Илья Эренбург в своих мемуарах вспоминает японского художника, который расхаживал по Парижу в домотканом кимоно. И в то же время он был современен как никто другой. Жан-Поль Креспель в книге "Повседневная жизнь Монпарнаса в великую эпоху. 1905-1930 гг." называет Фужиту «монсеньором Глициниевых Полей (фамилия "Фудзита" переводится как "поле глициний"), на добрые полвека опередившим хиппи своими бусами и серьгами».
Автопортрет в мастерской.1932.
Шелк, авварель, карандаш. тушь.
Автопортрет с кошкой. 1926
Он мог напялить на голову абажур вместо шляпы, и в то же время оставался "молодым человеком из хорошей семьи". Хаима Сутина он пытался (насколько успешно, неизвестно) приучить чистить зубы и правильно пользоваться вилкой и ножом, а у своей музы, легендарной натурщицы Кики, интересовался, почему у нее грязные ноги ("королева Монпарнаса" любила ходить босиком).
Автопортрет с кошкой. 1928
В отличие от многих других непризнанных в ту пору парижских гениев, этого японца, который стремился, по его собственным словам, "сочетать строгость Японии со свободой Матисса", ждало в Париже быстрое признание. Традиционные приемы и техники японской графики и каллиграфии он органично соединил с уроками европейского искусства и с находками авангарда. Французскую публику и критиков, уже уставших от кричаще-ярких полотен, покорили почти монохромные, словно светящиеся изнутри работы Фужиты, тем более что мода на все японское в то время еще держалась в Европе.
Автопортреты в мастерской с кошками напоминают об известном автопортрете
Утагавы Куниёси, который украшает
АПРЕЛЬСКУЮ СТРАНИЧКУ нашего котокалендаря.
Фужита был не только живописцем и графиком, но и керамистом, фотографом, модельером (на одном фото он запечатлен за швейной машинкой), иллюстратором. В 1930 году совместно с американским поэтом и прозаиком Майклом Джозефом он издал удивительную "Книгу кошек" - 500 экземпляров с двадцатью графическими котопортретами, выполненными в уникальной технике на особой бумаге и подписанными автором.
Кот кутюрье. 1927
Вандомская площадь. 1951
Пале-Рояль. 1951
В июне 1917 года в галерее Cheron состоялась первая персональная выставка Фужиты, его работы хорошо продавались. Некоторые исследователи считают, что именно с этой выставки начался золотой век Монпарнаса. За первой выставкой следуют другие - во Франции, Бельгии, Германии, США, Японии. Знаком успеха и благосостояния Фужиты стала роскошная, по парижским меркам, мастерская на Монпарнасе - особняк, в котором была даже горячая вода и ванна! Гости, в особенности женщины, стекались в мастерскую Фужиты - и потому, что все любили милого японца, и потому, что надеялись, что смогут с комфортом помыться).
Девочка с кошкой. 1923
В нем самом, в его рисунках и картинах чувствуется что-то детское. Возможно, поэтому Жан Кокто назвал Фужиту "Льюисом Кэрроллом в красках". Его бледно-фарфоровые женщины с сияющей кожей похожи на девочек, его пушистые кошки сохраняют очарование котят. У женщин - кошачья грация, у кошек - почти женская улыбка.
Девушка с кошкой на пляже
Женщины и кошки - любимые модели и постоянные спутницы Фужиты. Женщина с кошкой - как это по-японски! Однако Фужита смело переосмысливает японскую традицию на европейский лад. «Однажды я внезапно понял, что в японской живописи очень мало обнаженной женской натуры. В картинах Харунобу или Утамаро едва видны лишь части руки или небольшой участок кожи возле колена. Я понял, что они выражают ощущение кожи только в этих местах. Я первым решил попробовать изобразить наиболее прекрасный из материалов: человеческую кожу. Восемь лет я рисую обнаженных и достиг в этом действительно исключительных успехов»
Портрет мадам Y с кошками. 1935
Женщина с кошкой. 1937
Создание шедевра под наблюдением кошки. Фужита пишет картину "Nu á la toile de Jouy",
которая принесла ему славу.
Фужита, Кики и кошка за работой. 1931
Похоже, он относился к женщинам и к кошкам одинаково нежно и игриво. Кики, которая часто позировала Фужите, писала в своих воспоминаниях: " Продав картины, для которых я позировала, он давал мне две-три сотни франков. Иногда он складывал трубочкой сорок су и держал ее в руке как можно выше. Видели бы вы, как я за ней летала! Но я была просто без ума от него! Он был прелесть. Я часто заходила к нему и наблюдала за ним в работе. Он просил меня спеть Луизу, и я начинала изображать оркестр. Одна из флейт немного выбивалась, и он взрывался смехом и говорил: «Отинь смисно!» Еще один славный парень, простой и милый". Обнаженную Кики - то с кошкой, то без кошки - Фужита запечатлел десятки раз. Одна из этих работ "Nu á la toile de Jouy" была продана в парижском Осеннем салоне 1922 года за более чем 8000 франков.
Фужита писал об этом в своем предисловии к «Мемуарам Кики» (1929): «Я написал большую картину “Nu couche de Kiki”. Наступила осень, и я послал картину в “Осенний салон” - впервые в жизни я выставил такую большую картину. С утра о картине судачили все газеты. В полдень меня поздравил министр. Вечером картина была продана за 8 000 франков известному коллекционеру, а государственный покупатель немного опоздал. Это был замечательный успех». В 1925 году Фужита получил бельгийский орден Леопольда, а французское правительство наградило его орденом Почетного легиона.
Юки с кошкой. 1923
Если мы начнем рассказывать обо всех браках и увлечениях любвеобильного художника, этот пост придётся снабдить пометкой 18+. Скажем лишь, что его первая жена Фернанда Баррей, которую Фужита полюбил с первого взгляда, была звездой эротической фотографии и женщиной очень свободных нравов. Нельзя не упомянуть вторую жену Фужиты Люси Бадуй. Рассказывают, что после "ночи знакомства", продолжавшейся трое суток в гостинице в Пасси, Фужита, наконец, поинтересовался, как зовут новую возлюбленную. Имя «Люси» ему не понравилось. «Ты будешь Юки - “снег” по-японски», - объявил он ей. Юки со снежно-белой кожей стала любимой моделью Фужиты.
Групповой котопортрет. 1963
Две кошки. 1957
"Кошка с тюльпанами и "Летающие коты". 1940
В начале тридцатых годов Фужита совершил триумфальное выставочное турне по Южной Америке. В Буэнос-Айресе
60000 человек посетили его выставку, тысячи людей стояли в очередях за автографом.
В годы Второй мировой войны Фужита жил в Японии и был военным художником, из-за чего его репутация заметно пострадала, хотя он нарисовал не так уж много плакатов по заказу военного ведомства.
В 1950 году художник с последней женой, японкой Кимие, окончательно поселился в Париже. Именно он поставил точку в истории "парижской школы": в 1953 году Фужита, единственный из художников монпарнасского братства, проводил в последний путь Кики со словами: "с ней закончился Монпарнас". В 1955 году Фужита стал гражданином Франции, а в 1959 году принял католичество и имя Леонард в честь своего кумира Леонардо да Винчи и японца-иезуита, мученика Леонарда Кимуры. Собственно, друзья уже давно называли его Леонаром или Леонардом…
Последняя работа Фужиты - проект и роспись часовни Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Реймсе, в которой художник, умерший в 1968 году в Цюрихе, был похоронен. Сейчас храм называют «Часовня Фужиты».
Кошка. 1920
До 2008 года Фужита был самым дорогостоящим японским художником, его работы по сей день успешно продаются, но в истории парижской школы его имя заняло не столько почетное место, как имена товарищей юности - Пикассо, Модильяни, Сутина. Почему? Это - тема отдельного большого и серьезного исследования. А мы с вами просто полюбуемся на прелестных женщин и славных кошек японца-парижанина Леонарда Фужиты.
Два рисунка из "Книги кошек", изданной совместно с поэтом и писателем Майклом Джозефом.
Covici, Friede New York 1930
Рисунок из "Книги кошек"
Другие произведениях Фужиты представлены в видеоклипах
Click to view
Click to view
Фужита и его модели крепко прижимают к себе кошек - и правильно делают!
Ученые неопровержимо доказали, что кошка - лечебный зверь. Контакт с кошкой не только снимает стресс,
но облегчает и даже излечивает многие болезни. Об этом - старинная японская кототерапевтическая сказка
Жил в старину бедный плотник, и была у него кошка. Любил хозяин свою кошку, каждое утро, как уходил работать, оставлял ей еду, а вечером рыбы приносил. Кошка тоже любила плотника. Так они и жили. Но вот как-то напала на плотника хворь: глаза заболели. Осмотрел лекарь хворого и говорит:
- Тяжкий недуг, ведать не ведаю, как тебя лечить.
Разболелся плотник, работать не может, денег совсем не стало. Как тут купишь кошке рыбу? Вот он и говорит кошке:
- Хоть и бедно мы с тобой жили, но все же сносно. А теперь я совсем ослеп, исцелить меня никто не может. Мне
нечем тебя кормить. Уж не сердись, придется, видно, тебе другого хозяина искать. Заснул плотник. И кошка будто поняла слова хозяина. Подошла к нему, села на подушку и стала плотнику глаза вылизывать. Сначала левый, потом правый, левый - правый, левый - правый.
Ночь прошла, день наступил, а кошка все глаза хозяину вылизывает. Вот так диво! Резь в глазах у бедняги утихать начала.
Прошло десять дней, а на одиннадцатый глаза у плотника перестали болеть, и стал он видеть так же хорошо, как и прежде. Только у кошки глаза стали слабеть, день ото дня все хуже она видела. А однажды, когда хозяин спал, тихонько исчезла.