- Очень трудно донести до ребенка, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми. Взрослые люди что-то вежливо спрашивают у ребенка, просят помочь, обещают что-то показать, как-то отблагодарить.... Ребенок не понимает, что добрый, вежливый взрослый может представлять опасность. Он думает, что маньяки и убийцы, как в кино - страшные, с клыками или с ножом в руке...
"Бабочки и кот"
Когда мне исполнилось 9-10 лет, мама решила поговорить со мной на тему уличной безопасности. Поскольку она хорошо понимала, что просто лекция на тему "нельзя" совершенно бессмысленна, то и решила преподать мне урок на красочном примере.
У нас в Бибирево, - рассказала мне мама, - случилось такое вот происшествие. Мужчина позвал девочку, которая играла во дворе, к себе домой. Дома он ее топором разрубил на куски, куски сложил в коробку из-под телевизора, а коробку вынес на помойку. (Бибирево в рассказе возникло не случайно. В те времена мы жили в Марьиной Роще, а на работу мама ездила в поликлинику в это самое Бибирево. Вот в рассказе и решила конкретизировать ситуацию, не абстрактно «где-то в Москве», для пущей жизненности и яркости описания).
Рассказ действительно потряс меня до глубины души жестокостью и бессмысленностью происшедшего. По прошествии 30 лет я до сих пор помню его во всех деталях, практически дословно, как и всю гамму своих чувств. В частности, и невыносимый страх за маму, еще год терзавший меня изо дня в день, пока она там работала.
В результате я до сих пор терпеть не могу хороший московский район Бибирево. Всё. Я не сделала никаких правильных выводов, которые ожидала мама. У меня в сознании намертво отложилось только одно: в Москве есть отвратительный район, населенный людьми, способными среди бела дня на самые жестокие и бессмысленные поступки. Сейчас, конечно, я понимаю, что это не так, но осадок-то остался, как в известном анекдоте. Самое главное - урок безопасности не был усвоен, ребенок в моем лице получил психотравму и нажил первый невроз. Ошибка моей мамы в том, что она, придумывая способ, как донести до меня одно из правил безопасности, решила, что я ДОЛЖНА понять ее взрослую мысль. Безусловно, взрослый человек, услышав такую историю, сделает совершенно правильные и логичные выводы. Но у детей свой мир, свой язык, и очень отличная от взрослой система восприятия. Мамина попытка имела эффект, правда, совершенно не тот, которого она добивалась, обычно же родительские наставления терпеливо вслушиваются и напрочь забываются через секунды.
Подросла старшая дочь. В третьем классе она стала бороться за свободу и независимость, право гулять одной и особенно активно за право самостоятельно ходить в школу и возвращаться из нее. Я пыталась самыми разными способами объяснить ей возможные опасности, и своими разными словами, и показывала страшные статьи в газетах, при этом постоянно вспоминая провалившуюся акцию мамы, изобретала всевозможные подходы. Дитя внимательно слушало, говорило - да, я все поняла, хорошо, кивало головой. В один прекрасный день, в самом начале сентября, опоздав к окончанию уроков минут на 15, я в школе ее не нашла. Она отправилась домой - без ключей - и, к счастью, добралась благополучно. Чего мне стоили 20 минут дороги домой, не передать. Дня два-три после этого, правда, деточка не дергалась, видимо, ее впечатлило, как у меня отнялись ноги, когда я ее увидела, ворвавшись в квартиру к соседке. Спустя это время мне бабушки во дворе по возвращении с работы настучали, что она в мое отсутствие одна выходила во двор. Правда, ненадолго, постояла у подъезда и вернулась, но лиха беда начало. Я поняла совершенно однозначно, что все мои воспитательные упражнения пустым звуком рассеялись в воздухе.
Маленькое отступление - тем августом, перед третьим классом, у нас в квартире было нашествие бабочек. Под вечер они откуда-то собирались в квартире, ночевали, а по утрам мы их отправляли на волю. Тех, кто уцелел - поскольку в доме живет кот, часто по возвращении мы находили на полу растерзанные тельца. Но одним утро началась осень, резко похолодало, зарядил дождь, и двух заночевавших накануне бабочек пришлось оставить. Освободили книжную полку, поставили туда цветы и поселили бабочек. Кормили разведенным медом, пускали полетать по квартире, изолировав хищника, в итоге они прожили у нас почти месяц, до своей естественной кончины. И - подали идею, как достучаться до девочки.
Вот посмотри, - сказала я ей перед полкой. В полке бродили бабочки, за ними с пола, не моргая и подергивая хвостом, следил кот. - Конечно, бабочки хотят на свободу и стремятся к ней. Но за окном дождь и холод - и это для них смерть. В квартире тепло и сухо, но посмотри - вот она, их смерть, неотрывно следит за ними. Как ты думаешь, они понимают эту опасность? И то, что они никак не смогут сами себя от нее защитить? - Нет… - Конечно, не понимают, они маленькие и глупые, и очень хрупкие. А ТЫ понимаешь? - Понимаю… - Конечно, понимаешь, ты же умнее и видела, что произошло с теми бабочками, которые на свою беду попались коту. Может быть, бабочки и в претензии к тебе за свою несвободу, но ты, когда держишь их за стеклом и выпускаешь погулять только под присмотром, не власть свою над ними показываешь, а просто заботишься о том, чтобы они жили. Жили, а не погибли мучительно в лапах кота, которому их смерть - развлечение и игра. А заботишься потому, что их любишь. Тот, кто сильнее и умнее, кто видит и понимает опасность, должен заботиться о слабых и легкомысленных и оберегать их от нее, ты согласна?
Часов через несколько деточка подошла ко мне и сказала - мама, ВОТ ТЕПЕРЬ я поняла, что ты мне пыталась говорить все это время. И - больше таких глупостей не было.
Мне посчастливилось найти пример, который сформировал базу для доверия и понимания, перевел в сознании дочки мои поучения из проявлений родительского деспотизма и самодурства в проявлении любви и заботы. Я долго эксплуатировала этот удачно найденный образ - бабочка и кот - он стал своего рода кодом. Позже мы говорили еще и о том, что «кот» поумнее может пытаться заманить «бабочку» какими-нибудь интересностями, обещать подарить телефон или компьютер, или даже просить о помощи - поискать щенков, донести сумки, при этом самое главное для «кота» - выманить бабочку из зоны присмотра и безопасности. Ну как же не помочь, если человек просит помощи? - сомневалась детка. - А ты сама подумай, чем бабочка может помочь коту? - Ничем… - Все, что ты можешь сделать - это предложить позвать родителей или других взрослых, не может ребенок помочь взрослому человеку, и никогда нормальный взрослый человек не попросит о помощи ребенка. Если только это не «кот». Ну и так далее и в том же роде.
Не примеряйте на себя слова и образы, которыми вы пытаетесь привести ребенка к каким-то выводам. Найдите образы, близкие и понятные ему, но не унижающие его в собственных глазах, и на их основе постройте объяснение. Мы, взрослые, для ребенка слишком большие зануды, постоянно говорящие нудные вещи на нудном языке, вспомните себя в детстве и то, как вы воспринимали родительские поучения (помните фильм Буратино? Поучаааают, поучаааают, поучайте лучше ваших паучат). Научитесь говорить на языке ребенка, и это будет залогом его безопасности. И вашей дружбы.
Мирослава Юнусова
https://www.ufamama.ru/forum/messages.aspx?TopicID=31367&Page=0 Комментарии оттуда же:
1) - Очень трудно донести до ребенка, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми. Взрослые люди что-то вежливо спрашивают у ребенка, просят помочь, обещают что-то показать, как-то отблагодарить.... Ребенок не понимает, что добрый, вежливый взрослый - это опасность. Он думает, что маньяки и убийцы, как в кино - страшные, с клыками или с ножом в руке...
У нас недавно была ситуация, когда сын по телефону незнакомому человеку (который представился знакомым родителей) нашел нужную информацию (нашел номер телефона). Я спрашиваю, зачем он это сделал. А он не может понять, почему было нельзя, его вежливо попросили, потом поблагодарили. Я говорю: подумай, почему обратились к тебе, маленькому мальчику, а не ко мне, папе, дяде? Откуда взяли твой номер телефона? Ведь не так просто найти твой номер, проще найти номера взрослых. Мы, взрослые, наверняка бы не дали ему то, что он хочет, и он выбрал тебя... А сын просто не хотел показаться невежливым незнакомому человеку, просто захотел сделать приятное.
В социальных сетях где-то прочитала про метод пароля, придумали его и всегда прошу его использовать. Иногда не могу отвезти дочь на тренировку, бывший муж присылает своих сотрудников. Говорю дочери: спрашивай пароль. А она отвечает: ну его же папа послал, значит, можно доверять.
2) -Самые правильные слова в статье - о том, что ребенок по-настоящему ничем не может помочь взрослым людям. Честно говоря, мысль о таких реалиях полезна и взрослым людям. Вспомните фильмы да и подлинные истории про маньяков - в большинстве из них жертвой становился тот, кто бездумно шел на призыв. "Коллекционер": "Ох, мисс, я собаку сбил, вроде дышит еще - помогите мне, а?". Зачем вы пойдете? Вы ветеринар? Вы реально можете помочь прямо сейчас, оказав собаке помощь? Или вам просто любопытно посмотреть и ощутить себя сострадательной и деятельной? "Молчание ягнят": "Давайте я вам помогу затащить кресло в машину?" Вы будете помогать затаскивать что-либо взрослому мужчине? Зачем? Вы что - носильщик?" Попредставляйте такие ситуации, проанализируйте, зачем бы вы пошли с незнакомцем даже к машине? Что вами движет на самом деле? Правда ли вы можете помочь?
А с ребенками есть одна очень беспощадная штука. "Нет" взрослому человеку может сказать только тот ребенок, который знает, что имеет право отказать. Имеет право не делать то, что ему не хочется. И его за это не накажут. И получить такой опыт можно только дома. Подумайте, насколько вы готовы принять отказ ребенка и по какому поводу.
Из моего опыта.
Мне очень часто приходилось в детстве находиться дома одной и мне всегда говорили: "никому не открывай". Но я каждый раз подходила к двери и спрашивала: кто там? И если меня просили открыть, то открывала. Слава богу, ничего страшного со мной не случилось. Но став взрослой, я попыталась понять, почему я не выполняла указания взрослых? Наверное потому, что у нас всегда взрослые открывали дверь, если кто-то в неё звонил. У меня не было наглядного примера не открыть дверь, если в неё звонят. Один раз я оставила дочку одну на 15 минут. Сказала: никому не открывай. Когда я пришла домой, ребенок был в слезах, потому что она открыла дверь агитататору, но тот сразу же, поняв, что не дома взрослых, ушел. Ребенок испугался, что не выполнил указание взрослых. И тогда я устроила тренировку. Я стала звонить в дверь и велела детям не реагировать и не подходить к дверям. Сказала, что у родных всегда есть свои ключи, то есть звонят чужие, а если взрослых дома нет, то и нет смысла им открывать. Хотя мои дети редко оставались дома одни, но пару раз они все же не открыли, когда кто-то приходил в отсутствие взрослых.