Из обсуждений в предыдущем посте стало ясно, что, хотя многие понимают связь власти и ответственности, не многие понимают, что такое власть и как она влияет на волю.
В формуле АБВ - В означает те самые объективные границы: власть, влияние, возможность и волю. Последнее, то есть "воля" - очень важно, поскольку из формулы понятно, что воля это и есть власть и влияние человека на ситуацию, и если власти у него нет никакой, то нет и воли. Говорить о "добровольности" ("а сама то о чем думала, куда смотрела, зачем соглашалась") в случае В близкой к нулю невозможно, и даже если В не ноль, но существенно меньше Б (баланса вложений в отношения) речи о доброй воли идти не может, воли у человека - минимум. Он подчиняется ситуации и даже если ему кажется, что на то есть его собственная воля, это искаженное восприятие, невозможность увидеть собственную безвольность и подчиненность ситуации.
Я начну рассказывать про В в отношениях с самого начала.
Когда два человека вступают в плоскость новых отношений (знакомятся, начинают общаться) изначально их В=Б, а так как Б - общая граница, делящая территорию на две равные части, то В обоих равны, В=В. Это значит, что оба зависят друг от друга одинаково, чаще всего совсем никак не зависят оба, каждый - сам по себе. При этом их А могут быть разными.
Если встречаются два вежливых и воспитанных человека, у обоих А=Б, их общение очень комфортно для обоих, они приветливы, не позволяют себе никакой вербальной агрессии, ни скрытой (шутки, ирония, намеки, двусмысленности, обесценивающие иносказания, понижающие параллели) ни явной (критика, обструкция, требования, оценки сверху, оскорбления). Это очень энергосберегающее общение, каждый избегает задевать другого, сознательно обходит острые углы и скользкие места в общении, чтобы не вызвать в другом чувство растерянности, смущенности, стыда, неловкости, которые свидетельствуют, что В человека поползло вниз. Я прошу вас запомнить: любое агрессивное общение (агрессия может быть скрытой, и открытой) направлено на то, чтобы снизить В собеседника или партнера. Иной цели у агрессии нет, и не давайте сбивать себя с толку, размывая это понятие. Агрессия может быть защитной, когда оппоненту показалось, что вы сами пытались снизить его В, и он в ответ стал снижать вашу. Агрессия может быть завоевательной, когда оппонент решил, что имеет право на большую В (это бывает по разным мотивам, не всегда по каннибальским). Но любая агрессия всегда имеет целью снижение В другого: «опустить», «осадить», «поставить на место» и так далее.
Если встречаются два хама или агрессора (вербальная агрессия без защитного мотива называется хамством) они пытаются откусить друг у друга В, как два слизня перед половым актом. Тем кто не знает: слизни - гермафродиты, имеющие разнополовые наборы репродуктивных органов, поэтому при встрече каждый слизень пытается откусить член другого, чтобы затем оплодотворить его. Примерно это совершают агрессивные (пытающиеся навязать свою власть) люди. Они хотят самоутвердиться за счет другого, и если их визави такой же, возникает схватка. Схватка далеко не всегда выглядит неприглядно (хотя частенько). Если интеллектуальный уровень агрессоров высок и они получили неплохое воспитание, их схватка может напоминать тонкий язвительный диалог, в котором трудно обнаружить агрессию, но целью такого диалога является все то же внушение растерянности, слабости, неловкости и стыда, то есть понижение второго.
Если встречаются люди с разной А (у одного А=Б, у второго А>Б) то первый ощущает агрессию второго. Обычно это приводит к тому, что первый старается срочно дистанцироваться, либо проявить защитную агрессию. Однако, может быть по-разному. Иногда в ответ на агрессию второго (не обязательно грубую, агрессия может быть тончайшей, например ирония) первый реагирует иначе: теряется и ищет в себе недостатки, или смущается и чувствует влечение (сексуальное или платоническое). «Искусство каннибалов», о котором мы когда-то говорили, заключается как раз в том, чтобы начать захват территории тем методом, который пройдет с выбранной жертвой. Это может быть прямая атака, может быть подкоп, может быть гипноз, может быть ловушка или использование тонких орудий: крючков и игл, которые позволяют резко или постепенно проникнуть на территорию жертвы и обосноваться там (сделать ее В меньше, а свою больше, захватить над ней власть). Субъективно вторжение искусного каннибала отличается от вторжения простого хама только виртуозностью исполнения и тем, что каннибал знает, чего он хочет получить, а простой хам не имеет далеко идущих целей, он просто привык таким образом коммуницировать. Быть вежливым хам чаще всего не может (его А всегда больше Б) и если пытается, то чувствует себя униженным, стесненным, загнанным в угол. Можно представить хама как человека, который привык широко раскидывать ноги и руки, и если попросить его сесть прилично, ему будет очень неудобно и тесно. Многих хамов резонно считать мелкими каннибалами, они чаще всего и являются ими.
Что заставляет человека с А=Б, то есть вполне адекватного и уважающего себя, идти на поводу у каннибала и снижать свою В, пуская его на свою территорию и уступая его власти? Правильный ответ на этот вопрос «Ничего». Не снижает свою В человек, у которого А=Б. Снизить В человека относительно Б можно только снижая его А. И вот по части сминания субъективных границ каннибалам нет равных, поскольку А каннибала всегда больше Б, то есть он уверенно, спокойно и даже органично выставляет свои субъективные границы за субъективные границы человека. Человек, который не готов ко встрече с каннибалом, не читал про них, не имеет собственного опыта наблюдений и анализа, почти непременно теряется от такой формы общения. Надо хорошо понимать, что А, то есть субъективной личной границе человека, не на что опираться, кроме рациональных критериев, если они достаточно четки и логичны. Именно поэтому я хочу дать систему этих критериев. Если пытаться опираться на собственные ощущения, субъективные границы могут быть быстро смяты, поскольку нет ничего менее стабильного и более подвижного, чем самовосприятие и самооценка. Стабилизация самооценки - это целая система, и эта система тоже ориентируется на рациональные критерии, а не на субъективные ощущения. Понятно, что если измерять субъективные границы субъективными же ощущениями, то и другое может синхронно сползать вниз.
Мне приходилось видеть много зависимых женщин, в прошлом гордых и самостоятельных, которые, находясь в зависимости, отказывались признать свое плачевное состояние. Сидя у ног хозяина на полу, они утверждали, что это не имеет никакого отношения к унижению, поскольку они не чувствуют, что стали ниже, а чувствуют себя ок. Собирая по приказу хозяина пепельницы со столов в кафе, они точно так же не видели в этом никакого притеснения их прав, просто потому, что не ощущали сопротивления этому приказу и дискомфорта внутри. Если А=В, то будь даже В=0 (абсолютное рабство) это будет восприниматься согласно и «добровольно» (тут стоит вспомнить, что В - это и есть воля, то есть воля в данном случае = 0). Пока между А (самооценкой) и В (властью) нет разницы, человек не ощущает, что с ним что-то не так, даже если его самооценка давным давно ниже плинтуса.
Не стоит путать эти примеры растворения личности с игровыми практиками БД, в которых соль именно в том, что человек сознательно и контролируемо опускает свое А ниже Б в игровой форме, переживает «унижение» в игре, а по окончанию экшена поднимает А в исходную позицию, то есть к Б, возвращаясь в собственную личность. Такие игры иногда помогают отреагировать и отработать неосознанные колебания А относительно Б, отмечая и обрисовывая для себя нормальное положение А (=Б) и закрепляя его. Именно о такой пользе практик БДСМ нередко пытаются говорить ее адепты, но я пока не стала бы касаться этой темы. В теории такая отработка выглядит достаточно привлекательно и убедительно, на практике оказывается слишком много подводных камней. И это отдельная тема.
Последний случай, который хотелось бы описать, это встреча двоих, у которых первый имеет А>Б (агрессор, хам или каннибал), а второй имеет А < Б (так называемая «готовая жертва»). В этом случае не требуется особых приемов для вторжения на территорию второго, он и сам охотно открывает двери и принимает свой более низкий статус как справедливое положение дел.
Кроме случаев откровенной некрофагии (когда каннибал-некрофаг встречает съеденную кем-то жертву и доедает ее при ее "добровольном" согласии), такое еще бывает при некомпенсированном социальном мезальянсе или некомпенсированном гендерном. Первый я пока не буду рассматривать. А случай гендерного мезальянса, как всегда, кажется мне интересным. Для баланса энергии, а точнее для его видимости, гендерному мезальянсу придумана романтическая компенсация. В романтическом идеале, хотя женщина изначально смотрит на мужчину как на более сильного и могущественного, чем она (то есть снизу), мужчина как рыцарь опускается перед женщиной на одно колено (образно или буквально), то есть признает свою зависимость, ее власть и свою готовность служить. То есть в романтическом идеале баланс достигается за счет того, что В женщины изначально меньше, чем мужская, но Любовь мужчины поднимает женскую В до Б и до своей В. Именно поэтому сближаться (спать) с мужчиной женщина испокон веков могла только из нижней позиции, и это считалось ее унижением как личности, пока ей не сделали предложение руки и сердца, то есть не компенсировали ее меньшую В своей любовной зависимостью и официально заявленной привязанностью.
К сожалению, женщины, которые верят в романтическую компенсацию, тоже оказываются в ловушке. Срок обожания и трелей трубадуров обычно недолог, кроме того, романтическое обожание почти никогда не имеет отношения к личности конкретной женщины. Мужчина служит женственности как своему фетишу, но эту самую женственность он может найти в любой другой женщине, поскольку его фетиш безличен. Именно поэтому сближение мужчины и женщины это почти всегда завоевание женской территории (как избегать этого я еще расскажу). Пока мужчина влюблен, зависимость женщины не так очевидна, но как только его очарованность проходит или переходит на другую женщину, она утрачивает свое преимущество. То же самое касается красоты и молодости, которые быстро заканчиваются. Если проводить аналогию с бизнесом, это все равно, что считать активами арендованную площадь, срок аренды которой ограничен, и если других активов не будет накоплено достаточно, бизнесу грозит банкротство.
Как из положения В=В пары постепенно становятся неравноправными я расскажу дальше.