Правдивая история одного путешествия к Байкалу

Jul 09, 2017 02:24

Театр начинается с вешалки, а поход начинается с подготовки.

Поиск по истории говорит, что минута слабости у меня произошла 3 апреля, когда я сказал "сегодня я хочу на Байкал". С того момента Саша взял меня в оборот. Так чуть более чем через четыре месяца я оказался в Иркутске. На самом деле до последнего момента в это не верилось. Не так как не верится в чудо, а как не верится в то, что у тебя программа скомпилируется с первой попытки. То я проебланил всеобщую покупку билетов и особо не торопился брать свои, то по разным причинам начал отваливаться народ. Но в какой-то момент я понял, что мне надо идти. В каком-то смысле я тоже стоял в основании этого карточного домика. Мой уход мог критично сказаться на количестве людей, но дело даже не в этом. До того момента, как с нами согласился идти Вася, я был единственным "своим" для него. То есть, конечно, он был знаком со всеми остальными, но раньше их в первую очередь связывала Аня. Хотя, пожалуй, я преувеличиваю свою роль.

День 0.

Так или иначе, 6 августа я вылетал в Иркутск. Вылетал один, другой авиакомпанией, за что мне всучили нож, топор и травмат, которые вимавиа можно было везти только с солидной доплатой. Да, и пол литра спирта. Джентельменский набор, в общем. Во время сборов я понакидал каких-то вещей, зачем-то взял шапку, трое длинных штанов, две пары закрытой обуви в дополнение к своим сандалям. Уже в метро я подумал о том, на кой черт я взял столько теплых вещей, а полотенце, например, нет. Но возвращаться было уже поздно. Действительно поздно, я и так опоздал на аэроэкспресс, на котором собирался добираться до аэропорта, а следующий был только через 30 минут, и до вылета мне бы оставалось всего 1:40. Я уже года 4 не летал на самолетах, а один самостоятельно я это делал вообще один раз, но я подозревал, что это не очень много времени. В итоге зарегаться я успел за 5 минут до конца регистрации. Самое интересное, что ни полицию аэропорта, ни чувака на стойке регистрации пистолет не заинтересовал. Не суть.
  5 часов попыток впихнуть свои колени хоть куда-нибудь, и вот я в Иркутске. Пока летел, думал, о том, что поход -- отличный повод что-нибудь изменить. Может и пить начну. Осмелел настолько, что сожрал кусок помидора из обеда.

День 1.

В иркутском аэропорту мне предстояло провести еще 3 часа. Жопа и так плоская как старая шлюха, а заняться особо нечем. Написал маме и Саше смску, в автомате купил китайских маршмэллоу в качестве сюрприза. Правда, скупо ограничился одной упаковкой вместо семи, которыми набирались нужные 500г. Позавтракал в кафешке, заодно познакомившись с местным стилем обслуживания: на все кафе всего одно (два) меню, которые лежат у кассы, и забирать их нельзя. Там же у кассы ты заказываешь и сразу платишь. Зато никаких чаевых. Чуть было не проспал самолет.
  Приехали ребята. Дук с Антоном выглядели довольно помято. Но я читал, что трезвыми они (во всяком случае Антон) не летают. В общем, сели мы в два такси и поехали в хостел. Водитель другого такси был забавен: в какой-то момент на светофоре он выбежал к нашей машине и стал спорить о том, как же нам ехать. А когда ребята ему сказали, что потом нам надо будет заехать в супермаркет или на рынок за продуктами, он заявил, что нахуй нам не нужны эти супермаркеты с их ебаным ГМО и что там сплошная, блять, химия.
  Ладно, доехали мы до нашего хостела. Оказалось, что находится он в невзрачной 5-этажке в невзрачном подъезде без опознавательных знаков на невзрачном втором этаже. На двери был наклеен лист с приветствием, а на двери напротив надпись на английском, что это не хостел, а также какие-то иероглифы, означающие, видимо, то же самое. Видать, их крепко там заебывают. Нас поселили в тесную комнатку с тремя двухэтажными кроватями и парнем, разговаривающим на английском. Мы шутили, что надо будет его в 6 утра поднять петь гимн и сделать ему полог для кровати из советского флага. Но планам сбыться было не суждено -- пока мы ходили за продуктами, на его место пришел какой-то русский мужик.
  Долго мы не рассиживались -- пошли поесть, ну и едой для похода закупиться. Девочки из хостела посоветовали нам пойти в т.н. 130й квартал -- местный Арбат, там и супермаркет будет. По дороге мы зашли позавтракать в какой-то фастфуд, а из него, минуя памятник местному "покровителю" мифическому животному Бабру в сторону супермаркета. У Бабра мы встретили кучу китайцев, желающих с ним сфотографироваться. Вообще, когда я приезжаю куда-нибудь, в тот же Орел, я обращаю внимание на то, как в сравнении с Москвой там мало азиатов всех мастей. Но Иркутск -- не тот случай. Мало того, что тут пососедству расположена республика Бурятия, так еще и после того, как просел рубль, в Иркутск ринулась куча китайцев. Даже многочисленные вывески в центре дублируются не только на английском, но и на китайском. Хотя, скорее, не только на китайском, но и на английском.
  В супермаркете нам впервые довелось столкнуться с раскладкой -- Дукалис распечатал по экземпляру на каждого, и мы должны были набрать те 50кг еды, которые в ней были учтены. Среди всего прочего Дукалис эпично набирал 70 шоколадных батончиков, а Саша с Васей положили глаз на огромный 2,5-килограммовый куб "экспериментального" сыра. Простояв на кассе минут 15, ожидая, пока кассир пробьет всю эту кучу еды, и получив длиннющий чек на 20к, мы направились домой. Хотя это  было еще не все: сухофрукты и орехи мы оставили на рынок. На рынке нас мгновенно идентифицировали как русских москвичей. Впоследствии мы неоднократно замечали, что нас легко определяли по речи. Вася рассказывал, что ему даже в родном Челябинске говорят, что у него московский акцент. Интересно было бы сравнить классический московский и классический иркутский "говор". Наерняка есть какие-то опорные точки, на которые в первую очередь надо обращать внимание.
  Купив еще всякой мелочи типа губок и мешков для трупов, мы снова пошли домой. День казался очень длинным. И не только из-за того, что он начался довольно рано даже по иркутскому времени, но, как мне кажется, еще и из-за того, что мы довольно много раз выходили из хостела и возвращались в него. Во всяком случае, у меня каждый такой вход-выход как будто начинал свой маленький день.
  Тепрь, когда важные дела были сделаны, можно было осмотреть достопримечательности. В частности, появилась идея съездить на ГЭС. Добирались до туда на троллейбусе, познакомившись заодно с иркутской системой оплаты общественного транспорта, которая в каком-то смысле оказалась противоположной московской: ты заходишь через среднюю или заднюю дверь, а выходишь через переднюю, где и платишь водителю за проезд (15 рублей). ГЭС особо удовлетворения не принесла -- чисто техническое сооружение, никаких водопадов и прочих красот. Хотя Вася все равно достал свое фоторужье. Кто-то шутил, что за съемку ГЭС и забрать могут, и мы якобы не с ним. После ГЭС подошли к воде, посмотрели на купавшихся людей. Сашу в его желании зайти в воду никто не поддержал.
  На ужин зашли в ресторанчик, который нам сначала показался китайским. Позная. Когда мы спросили, а что это за такие китайские позы, нас пристыдили, что это национальное бурятское блюдо по типу хинкали. И делают их в каждом уважающем себя иркутском кафе/ресторане.
  После ужина купили себе в продуктовом хлопья на завтрак и окончательно вернулись в хостел. Договорились с Елизаветой, у которой мы арендовали байдарки, что на следующий день за нами в 7 утра приедет водитель и отвезет нас в начальную точку нашего маршрута -- Большое Голоустное. Дорогу пообещали ну оочень плохую. Пока народ еще что-то обсуждал-планировал, я на своей верхней кровати просто взял и вырубился.

День 2.

Самым сложным в том, чтобы собраться, оказалось то, что всем надо было посетить единственный в этом хостеле туалет. В итоге я успел позавтракать, отнести свои вещи, и только тогда подошла моя очередь. Водителем оказался приятный парень, который рассказал несколько интересных вещей про Байкал, дал пару советов (например, не срезать бухты). Сам он работает электриком, но в качестве дополнительного заработка возит группы типа нашей по ближайшим окрестностям Иркутска. Отвез он нас к югу от Голоустного, чтобы у нас было поменьше людей и подход к воде получше. Высадил, пожелал нам удачи и уехал.
  Первым делом мы нашли более удобное место для стояники, где и расположились. Из глобальных дел нам предстояло собрать байдарки и перебрать всю еду, чтобы удобно разложить ее по пакетам. Первое дело мы решили не откладывать в долгий ящик. Начать решили с одной из двоек. Открыли чехол и достали из него кучу металлических деталей. Я на байдарках ходил только один раз, и они были надувными, поэтому все это меня немного шокировало. Остальные тоже с тайменью дела не имели. Поэтому собирать пришлось в буквальном смысле на ощупь. Если детали влезали друг в друга, то положение считалось правильным. Думаю, где-то за час мы управились. Саша с Васей пошли на море тестировать байду, а Антон с Толей остались готовить обед, так как были первыми нашими дежурными.

День 3.
Чем палатка похожа на мою нынешнюю квартиру -- в солнечные дни она всячески способствует раннему подъему. Проснувшись после восхода солнца, улежать на месте довольно трудно -- в палатке быстро становится жарко и душно. Я встал первым, сходил умылся, вернулся в лагерь, но остальные просыпаться не торопились. На улице еще было достаточно свежо, поэтому я остался в флиске и спортивных штанах. Чтобы не просиживать их, дожидаясь кого бы то ни было, я решил куда-нибудь сходить. Прямо от нашей стоянки вверх шла тропинка, по которой мы с Васей в тот день ходили искать дрова. Подъем был довольно крутой, получилась утренняя тренировочка. Выйдя минут через 25 на более менее ровный участок, я посмотрел, что до вершины еще примерно столько же. Решив, что я так и к завтраку могу опоздать, я стал спускаться. Завтрака еще не было и в помине, но вскоре из палаток начали слышаться голоса. Основной темой утренних разговоров были мудаки из соседнего лагеря, которые своей музыкой не давали спать. Поступали предложения собрать травмат, поджечь их палатки, проколоть шины и многие другие.
Антон с Дуком остались готовить завтрак, а мы пошли искупаться. Вода была достаточно теплая, никаких обещанных 9 градусов. Я немножко покидал ребят с плеч, и мы решили, что это потом надо будет заснять на видео. После мы позавтракали и начали разбирать еду. К половине 12 обещали подъехать Аня с Деном, и к этому времени мы уже планировали быть собранными и почти погруженными. Но вместо этого мы преимущественно пинали хуи. В итоге решили, что сортировать еду вообще лишнее, и только мы отложили обед в сумку с канами, чтоб его было проще найти. Наступало наше дежурство (обед-ужин-завтрак) и хорошо, что в ходовые дни на обед предполагалась только колбаса и шоколадные батончики, никакого супа.

Вскоре приехали Денис с Аней. Их довез двоюродный брат Дена с женой. К этому моменту мы были почти уже собраны. Пора уже было идти на воду грузиться. Решили, что я поплыву с Деном и Аней в трешке. Мне показалось, что Аня отнеслась к этому несколько настороженно. Действительно, видела она меня всего раза 2-3, не больше, в чатике я так себя проявлял (точнее, не проявлял), что Дук, например, вообще сомневался, что я реально существую.
Вещей было так много, что мы сомневались, что сможем все загрузить. Минут, наверное, 40 мы занимались их распределением по байдам, но в конце концов уложились. Не пришлось даже ничего привязывать веревками, как мы это делали с одногруппничками.
Я обратил внимание на то, что камни на дне были достаточно острыми. Если бы я не знал, сколько Байкалу лет, я может предположил бы, что это достаточно молодое озеро (говорят, что местные никогда не называют Байкал озером, и мы тоже говорили про него "море". Но тут так.) И мне было очень жалко Дениса, который ходил к байде и на берег босиком.
В общем мы уложили, уселись (я в процессе плюхнулся в воду) и пошли. Я сидел сзади и должен был рулить. И вроде теория понятна: гребешь левой -- поворачиваешь направо, гребешь правой -- поворачиваешь налево, но на практике это оказалось совсем не так тривиально. Из-за большой инертности байда начинает разворачиваться, когда ты уже сделал таких гребков больше, чем надо было. Естественно, она поворачивает сильнее, чем то было необходимо, и ситуацию снова приходилось выправлять. В результате все повторялось снова и снова. Я это все понимал, старался поймать момент, когда пора было заканчивать грести, но тщетно. Я пробовал грести один, ребята пробовали грести без меня, но результат всегда был один и тот же -- нас разворачивало носом в море, и после этого идти прямо уже не получалось. У Саши с Васей была такая же проблема, но в чуть меньшем масштабе. В этом плане больше всего раздражала невозмутимость Антона с Дуком, которые гребли очень ровно, при этом совершенно не напрягаясь.
Одним из советов водителя было не резать бухты и не отходить от берега дальше чем на 200 метров. По моим ощущениям мы скорее не подходили ближе чем на 200 метров, а байда Антона иногда уходила до 700. На воде расстояния определять довольно сложно, особенно, не имя должного опыта, поэтому, например, Саша, считает, что цифры были сильно другими, но мне все равно было не по себе. Перевернись кто, до берега шансов доплыть минимум, даже другой байдарке дойти потребуется несколько минут.
В какой-то момент наши дела становились настолько плохои, что нас разворачивало перпендикулярно маршруту. В добавок мне начало хотеться ссать. Поэтому я безумно обрадовался, когда было решено остановиться на обед на ближайшей поляне.
Мучительнейшие минуты. Как только мы подошли к берегу, я попытался вылезти, в результате в очередной раз упал в воду, но в любом случае я был счастлив решить свои проблемы.
Небо к этому моменту заволокло серой пеленой, поэтому голому и мокрому на берегу было немного прохладно. Высохнуть мокрые вещи бы не успели, поэтому я залез в рюкзак, не вытаскивая его, и достал себе сухую футболку. В это время ребята уже порезали колбасу (разрезать 1,5 палки колбасы на 7 человек -- нетривиальная задача), раздали по батончику и по три горсти орехов.
После обеда грести стало чуть проще. Непонятно почему, но заносить стало меньше. К этому моменту уже было понятно, что запланированные 40 км до бухты Песчаная мы не пройдем. Даже 45, потому что стартовали мы не от Большого Голоустного, а на несколько киломитров ниже, за что наш водитель пару раз был упомянут недобрым словом.
Вечерело, и мы начали подыскивать себе место для стоянки. Но как назло берега стали довольно однообразными: узкий галечный пляж, а за ним или отвесная скала, или лес с таким уклоном, что спать там пришлось бы скорее не лежа, а стоя. Поэтому нам очень повезло, что между очередными двумя мысами нашлось достаточно ровное место. На берегу виднелись остатки походной бани. Дукалису сначала не понравились "мошкоульи", которые он нашел на деревьях, но Антон сказал, что это что-то вроде чайных грибов, и мы начали выгружаться.
Помимо бани на нашей стоянке было несколько скамеек, костровище, а также запас дров. Мы разбили лагерь, натянули длиннющую веревку для канов, еще одну для сушки вещей. Вскоре начался дождь, но поначалу мы не обращали на него внимания. У нас возникли проблемы с костром: развести его получилось, но он никак не желал переходить от веток к поленам. Дождь все усиливался, и уже реально мешал и так не блещущему костру; Антон растянул тент. В какой-то момент я уже начал думать, что с нашим дежурством можно и без ужина остаться, но вот вроде начали появляться пузырьки.
К этому времени уже окончательно стемнело, так что фонарик мы заметили издалека.За ним появились еще и еще один. Мы решили, что, возможно, это сотрудники заповедника. Территория Байкала -- заповедная зона и, во-первых, чтобы там находиться, необходимо купить разрешение за 90 рублей за человека в день, а во-вторых, на ее территории нельзя разводить костры, что гораздо серьезнее. Но на трех фонариках дело не остановилось, и суммарно мы насчитали то ли 13, то ли 17 людей. Стало понятно, что это другая туристическая группа. Они расположились на соседней стоянке метрах в ста от нас, и минут через 15 у них уже виднелся хороший костер. Наши же пузырьки категорически не желали превращаться во что бы то ни было.
Вскоре до нас дошел первый делегат из того лагеря. Им оказался мальчик Никита пятнадцати лет. Он рассказал, что у них что-то вроде исследовательской группы, которая изучает антропогенное влияние на Байкал. Они исследовали воду и обнаружили превышение концентрации фосфора. Но, как сказал Никита, возможно, виноваты просроченные реактивы, да и вообще лабораторию они в тот день умудрились где-то потерять.Зато нашли француза, который патался добраться до Голоустного, но потерялся в пути. Вообще паренек был не очень доволен своей группой: носки они не стирали, руководители людей боялись, его девушка на него кричала, и прочее. С нами ему было весело. Тут у нас уже и кан закипел, мы приготовили макарошек с тушней. Никита тоже попросил себе порцию. Достали гитару, начадся походный вечер, Никита, по-моему, заскучал. Слушать шутки про говно (хотя мы старались держать себя в руках) 15летнему пацану должны быть больше по душе, чем неизвестные песни. Хотя может я и додумываю.
Никита ушел, его могли начать искать. Через какое-то время разошлись и мы. Остались только игравшие с нашим тентом дождь и ветер.

Upd
Весь этот текст задумывался в первую очередь ради одного из последних дней, но сил, как видно, у меня хватило всего на три.