Большой удачей было наткнуться на цикл романов Ругон-Маккары Эмиля Золя. Стоит себе собрание сочинений на полке - разве ж я знала, что это за вещь! От нечего делать начала читать в деревне, причем в 8-го тома ( в домашнем собрании это 7-й) "Страница любви". Очень сильно. По мере прочтения хочу составить некоторую субъективную рецензию. Пока сил особо много писать и сидеть вообще нет (т.к. арбуз проглотила и пока не рожу его, сижу с трудом), просто поставлю оценки по 5-ти бальной шкале каждому тому.
- «Карьера Ругонов» (1871) 5+ баллов, лучше всего начать с этого тома, в нем происходит знакомство со всеми героями
- «Добыча» (1872) 5- баллов. не скажу, что очень сильно, может даже на 4-ку
- «Чрево Парижа» (1873) 5 баллов, половину повествования занимает описание жратвы, но это не спроста
- «Завоевание Плассана» (1874) 3 балла, учитывая, что Золя реалист, как-то не правдоподобно и вообще не ясно о чем
- «Проступок аббата Муре» (1875) 5 баллов, половину повествования занимает описание цветов, может показаться нудно, но стоит дочитать до конца. Цитаты: "Вокруг них буйно цвели розы. То было царство влюбленных цветов -- красных, розовых,
белых улыбок. Живые цветы раскрывались в своей наготе, будто расстегнутые корсажи, показывающие роскошную грудь. Тут были желтые розы, похожие на золотистую кожу берберийских дев, розы соломенного и розы лимонного цвета, розы цвета солнца -- все оттенки человеческих тел, расцветших под палящими небесами. Затем шли более нежные тона: чайные розы самых
очаровательных оттенков выставляли скрытые красы, недоказуемые уголки тела, нежно шелковые, с просинью прожилок. Затем распускалась улыбчивая, смеющаяся жизнь розовых красок: первым шел розовый цвет блестяще-белого оттенка, чуть
тронутый камедью, цвет белоснежной девичьей ножки, пробующей воду родника; затем бледно-розовый цвет, более скромный, чем теплая белизна просвечивающего сквозь чулок колена, более стыдливый, чем отблеск юной ручки
в широком рукаве; яркий розовый цвет, напоминающий цвет крови под атласом кожи, цвет голых плеч, обнаженных бедер, всей наготы женщины под лаской лучей; затем еще тот живой розовый оттенок бутонов девической груди, бутонов
полуоткрытых губ, от которых исходит аромат теплого дыхания. Дальше начинались вьющиеся розы, большие розовые деревья, усеянные множеством белых цветов. Они покрывали все остальные розы, все эти воздушные тела, кружевом
своих гроздьев, легкой кисеею своих лепестков. Розы винного оттенка, почти черные, точно запекшаяся кровь, то и дело как будто пронзали эту непорочную
чистоту жгучей раною страсти. То были брачные ночи этого благовонного леса, соединявшего в себе девственность мая с плодородием июля и августа. Тут был и первый робкий поцелуй, сорванный, как цветок, в утро свадьбы. И даже в траве росли махровые розы, ждавшие часа любви в своих наглухо застегнутых платьях из густой зелени. Вдоль тропинки, пронизанной солнечными лучами, цветы словно бродили, склонив головки и зазывая пролетающие ветерки. Под раскинутым шатром прогалины как будто блестели улыбки роз. И не было ни
одного цветка, который походил бы на другой. Каждая роза любила на свой лад. Одни едва соглашались приоткрыть свой бутон,--эти были очень робки и краснели; другие, распустив корсет, задыхаясь от страсти, совсем раскрывшись, казались смятыми, обезумевшими до потери сознания. Были тут и
маленькие, веселые, проворные, тянувшиеся вереницей розочки вроде бантиков на чепце; другие -- громадные, лоснившиеся здоровьем, как разжиревшие султанши из гарема. Были тут и розы бесстыдные, словно кокотки, выставлявшие
напоказ свои прелести, с лепестками, точно осыпанными рисовой пудрой; были, наоборот, и честные, с допускаемым в буржуазной среде декольте -- и только; были и розы-аристократки -- элегантные, гибкие, предельно оригинальные,
мастерицы на тонкую небрежность в туалете. Розы, распустившиеся, как чаши, подносили свой аромат, точно в драгоценном хрустале; розы, опрокинутые, как
урны, точили благовоние капля за каплей: круглые розы, похожие на кочаны капусты, издавали нежный запах, как ровное дыхание во сне. Розы в бутонах сжимали свои лепестки и только испускали смутные вздохи девственниц.
- «Его превосходительство Эжен Ругон» (1876) 3 балла, слабовато. Цитаты: "женщина всегда проведет вас, если только захочет потрудиться"
- «Западня» (1877) 5+ баллов, очень сильно
- «Страница любви» (1878) 5+ баллов, можно начать с этого тома, он совсем отстранен от общей линии
- «Нана» (1880) 5+ баллов
- «Накипь» (1882) 5+ баллов, можно читать как самостоятельное произведение, никакой связи с общей линией нет, если хотите узнать кто есть главный герой, нужно читать "Завоевание Плассана", но это совершенно никакой дополнительной информации не даст, там немного про его детство, а в основном про его родителей; произведение очень сильное и с литературной точки зрения и с психологической и просто с точки зрения инересного чтения, насыщено сарказмом, это первое произведение Золя из прочитанных мной, которое не заканчивается трагично, хотя и далеко не оптичистично.
Цитаты:
" лучше оставаться порядочной женщиной и иметь право кричать у себя в доме сколько вздумается!"
"И как бы ты ни был образован, если ты плохо одет, люди не станут тебя уважать. Пусть это несправедливо, но так уж повелось на свете..."
"Поймите раз навсегда, что поскольку у нас нет денег, вы должны привлекать мужчин чем-то другим... Делаешь любезную мину, строишь глазки, не отнимаешь своей руки и, словно невзначай, позволяешь кое-какие шалости. Вот так только и поймаешь мужа..."
11. «Дамское счастье» (1883) 5 баллов, это супер учебник истории коммерции, да и не только истории, а вполне даже основ современной коммерции, просто во Франции это начало зарождаться в середине 19-го века, а у нас в России в начале 21-го, это про то как появились Меги, Ашаны и прочие. Ну очень интересно! Сюжет так себе, на 4, написано как всегда восхитительно, литература очень качественная. И это первая книга у Золя, которая заканчивается на позитивной ноте, не для всех, конечно, но вобщем, даже удивилась, причем не очень приятно, мне нравилось, что всё всегда идет к разочарованию.
Цитаты:
"женщина бессильна против рекламы и ... ее фатально влечет ко всякому шуму"
"если бы девушки представляли себе, сколько горя влечет за собой легкомыслее, они были бы куда осмотрительнее"
"Я сдал экзамен на бакалавра, только чтобы не огорчать родных, но, раз уж я его сдал, я вполне мог бы стать адвокатом или врачом, как другие. Однако эти профессии пугали меня: слишком уж многие из тех, кто пошел по этому пути, подыхают с голоду... Вот я наплевал на диплом - о, без всяких сожалений!" - это прямо про меня
12.
«Радость жизни» (1884) 5+
в книге есть описание тяжелых родов
Цитаты: "Все зло происходит от глупых, легкомысленных женщин, которые, вызывая страсть, тем самым увековечили страдание; а любовь не что иное, как обман, и в основе ее лежит эгоистическое стремление наших потомков воплотиться в жизни."
"Радость рождается в деятельности"
"Так вот что значит умереть! Это значит уйти безвозвратно..."
13.
«Жерминаль» (1885) 4-, не могла дождаться когда ж книга закончится; социализм, революция, товарищи, марксизм и все так тягомотно, в общем не мое, скучно, кроме того, много страшного и неприятного, видимо Золя был в плохом настроении, когда писал это произведение, очень уж мрачно, а ближе к концу просто жесть началась, события развернулись, за это дотягивает до 4-х баллов, а так бы тройбан. С литературной точки зрения претензий, конечно, нет, оцениваю, еще раз повторяю, только с позиции интереса для меня лично
Цитаты:
"Пока молода, воображаешь, что счастье когда-нибудь да придет, надеешься на на что-то; а потом видишь - одна нужда да нужда, и нет из нее выхода...Я никому зла не хочу, но бывает, что эта несправедливость и меня возмутит"
"Одному быть лучше, - по крайней мере ни с кем спорить не приходится."
14.
«Творчество» (1886) 5 -, минус за то, что страшно, особенно ужасен один момент из-за которого знала бы вообще не стала бы читать; в книге появляется сам Золя в лице Сандоза и его устами говорит, что думает, объясняет почему он реалист и произведения его максимально реалистичны, почему он считает что искусство и литература должны быть только такими; как и в предыдущим произведении, здесь революция, но только теперь революция в искусстве; заканчивается трагично, что характерно у Золя и теперь я понимаю почему: потому что в реальности не может быть иначе.
можно читать сразу после Чрева Парижа, те же лица, хотя произведение самостоятельное
Цитаты:
"если хочешь заниаться каким-нибудь ремеслом, неплохо сначала изучить его"
"Жизнь, жизнь! Уловить ее и передать во всей правдивости, любить
такой, какая она есть, видеть в ней истинную красоту, вечную и вечно
меняющуюся, не стремиться кастрированием облагородить жизнь, понять, что так называемое уродство - всего лишь характерные черты; творить жизнь, творить людей - вот что равняет нас с богом!"
15.
«Земля» (1887) 4 балла Крестьянский быт: забавно....но грубовато....понятно: реализм. А под конец вообще жесть.
Цитаты: "Скажи себе...что деньги - химера. Если в твоей душе мир, ты счастлив, ты обладаешь истинным счастьем"
"Кормилица-земля всегда будет кормить тех, кто на ней сеет. Земля тоже находится во времени и в пространстве, она будет сама по себе давать хлеб, пока люди не научатся получать от нее возможно больше...Земля не вмешивается в наши распри, распри свирепых насекомых, мы для нее так же мало значим, как копошащиеся на ней муравьи. Великая труженица, она вечно за работой...Быть может, для существования этого мира нужно, чтобы проливались слезы и кровь. Что значит наше горе в великой механике звезд и солнца?...Мы добываем наш хлеб в страшной каждодневной борьбе, и только земля остается бессмертной - мать, из которой мы выходим и куда мы возвращаемся. Из любви к ней совершаются преступления, а она постоянно воссоздает жизнь для своей неведомой цели, как бы мерзки и жалки мы ни были."
16. «Мечта» (1888) 3 балла. Первое, что пришло в голову по прочтении книги "Какая чушь". Это не имеет никакого отношения к реальности, к реализму. Это чистая фантастика, вымысел, сказка. Причем сказка неудачная, потому что скучная. Совершенно пустое произведение.
17. «Человек-зверь» (1890) 4 балла, слишком страшно; кто маньяк, а кто здоровый - как отличить, если все убивают, и психически здоровый вроде человек убивает легче чем психически больной.
18. «Деньги» (1891) 5 баллов, очень интересно
"Ах, эти деньги, растлевающие, отравляющие деньги! Из-за них черствеет сердце, они убивают доброту, нежность, любовь к ближнему! Деньги - вот единственный виновник всех человеческих жестокостей и подлостей."
"Он испытывал к евреям древнюю расовую ненависть, которая особенно коренилась на юге Франции; при виде их вся его плоть возмущалась, словно это был физический рефлекс, а при мысли о малейшем соприкосновении его охватывало непреодолимое отвращение и совершенно безрассудное бешенство. Но самое странное было то, что он, Саккар, этот беззастенчивый делец, этот денежный палач с нечистыми руками, забывая о том, какими делами занимался он сам, говорил о евреях с резкостью, с мстительным возмущением честного человека, как будто бы сам он жил трудом своих рук и не был причастен ни к каким ростовщическим сделкам. Он произносил обвинительную речь против всей расы, этой проклятой расы, у которой нет родины, нет государя, которая живет, как паразит, у других народов, делая вид, что признает их законы, но на самом деле подчиняясь только своему грабительскому, кровавому и свирепому богу; и он доказывал, что эта раса всюду старается выполнить миссию жестокого завоевания, которую на нее возложил этот бог, что она сидит на шее каждого народа, как паук в центре паутины, подкарауливая добычу, сосет у всех кровь, жиреет за счет других. Видели ли когда-нибудь еврея, который работал бы своими руками? Существуют ли евреи крестьяне, евреи рабочие? Нет! По их мнению, работа позорит человека, их религия почти запрещает её и поощряет только эксплоатацию труда других. Ах, негодяи! Саккар, казалось, ещё больше бесился оттого, что в душе он восхищался ими, завидовал их удивительным способностям в финансовом деле, этому врожденному умению обращаться с цифрами, этой естественной легкости, с которой они производили самые сложные операции, этому чутью и удачливости, обеспечивающим успех всему, что бы они ни предпринимали. Христиане, говорил он, не способны к мошеннической игре, они в конце концов всегда идут ко дну. Но возьмите еврея, который не знает даже бухгалтерии, бросьте его в мутную воду какого-нибудь темного дела, и он выплывет, да ещё вынесет на спине всю прибыль. В этом дар их расы, причина их живучести среди других национальностей, которые появляются и исчезают. И он в бешенстве предсказывал конечную победу евреев над всеми народами, когда они захватят всё богатство земного шара; ждать этого недолго, раз им позволено с каждым днем расширять свое царство и раз какой-то Гундерман уже пользуется в Париже большим почетом и располагает более прочной властью, чем сам император."
"чтобы быть всегда счастливым, достаточно желать этого"
"есть люди такие печальные, что никогда не радуются и сами отравляют себе жизнь, представляя её себе в черном свете... О, я совсем не считаю её прекрасной и легкой. Для меня она была очень тяжела, я видела её вблизи, всегда с интересом наблюдала её. Она отвратительна и печальна. Но что же делать! Я люблю её. Почему? Сама не знаю. Вокруг меня всё гибнет и рушится. И всё же, наперекор всему, на другой же день я снова весела и полна надежд, сидя на развалинах... Я часто думаю, что со мной в малом масштабе происходит то же, что с человечеством,- оно живет среди ужасных бедствий, но каждое новое поколение вливает в него бодрость. После каждого потрясения я ощущаю как бы новую молодость, во мне пробуждаются весенние соки, сулят мне надежды и согревают сердце. Это действительно так; стоит мне после какого-нибудь большого огорчения выйти на улицу, на солнце,- я тотчас снова начинаю любить, надеяться, чувствовать себя счастливой. И годы ничего не могут со мной сделать, я так наивна, что старею, не замечая этого. Видите ли, для женщины я слишком много читала и теперь даже не знаю, куда стремлюсь, как, впрочем, не знает и весь этот необъятный мир. Но только, вопреки рассудку, я уверена, что и я и все мы идем к чему-то очень хорошему и страшно веселому."
"Конечно, существующий общественный строй обязан своим многовековым процветанием принципу индивидуализма, который, благодаря конкуренции и личному интересу, вызывает все большую производительность. Будет ли так же плодотворен коллективизм? И какими средствами можно повысить
производительность труда, если исчезнет стимул наживы? Вот это для меня неясно, это меня тревожит, здесь наше слабое место, и нам нужно будет долго бороться, чтобы социализм когда-нибудь восторжествовал."
"при существующей капиталистической системе она (заработная плата)не соответствует стоимости продуктов труда, а всегда приравнивается к прожиточному минимуму трудящегося. И нужно признать, что виной этому только существующий строй, что даже самый
честный предприниматель вынужден подчиняться суровому закону конкуренции, эксплуатировать своих рабочих, если он хочет жить."
"Когда отдаешь себя в руки божии, возмущение исчезает, всякое незаслуженное страдание - залог спасения."
"Ах, эта радость бытия! Да разве, в сущности, есть на свете иная радость? Жизнь, как она есть, во всем ее могуществе, как бы оно ни было страшно, жизнь с ее бессмертной надеждой!"
"жизнь была явно несправедлива и неблагодарна, как и сама природа. Но почему же мы так неразумно любим ее, стремимся к ней и, как ребенок, которого все время обманывают обещанием игрушки, мечтаем о какой-то далекой, невидимой цели, к которой она нас постоянно ведет?"
"деньги все еще служат тем удобрением, на котором произрастает человечество будущего; отравляющие и разрушающие деньги становятся ферментом всякого социального роста, перегноем, необходимым для успеха всех великих начинаний, облегчавших существование человека."
"О боже, неужели над всей этой развороченной грязью,
над этим множеством раздавленных жертв, над всеми этими невыразимыми страданиями, которыми человечество платит за каждый свой шаг вперед, возвышается неведомая и далекая цель - нечто совершенное, прекрасное, справедливое и окончательное, - цель, к которой мы идем, сами того не сознавая, и которая наполняет наше сердце непреодолимой потребностью жить и надеяться?"
19. «Разгром» (1892) 4 балла, слишком много кровавых подробностей
20. «Доктор Паскаль» (1893)
Цитаты:
"Мне нужно знать, мне нужно быть счастливой сейчас же. Познать все сразу и быть счастливой бесконечно и навсегда... Вот, видишь ли, от этого и тяжело мне, что абсолютное знание недоступно сразу, что нет полного безоблачного счастья, свободного от всяких подозрений и сомнений. Разве жизнь - это медленное движение вперед впотьмах, когда нет ни единого часа спокойствия, когда все время дрожишь при мысли о новых мучениях? Нет, нет! Все знание, все счастье сразу!.."
"весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном
усилии познать больше!"
"единственное счастье в жизни - это постоянное стремление вперед! Ибо
теперь невозможно найти покой в неведении! Нет ни отдыха, ни спокойствия в
добровольном самоослеплении. Нужно идти, идти, несмотря ни на что, вместе с
жизнью, которая движется неустанно"
"О, жить, жить - это важнейшее из дел, это долгий подвиг, завершающийся на
закате жизни вместе с самой жизнью!"
"О, какая пытка - чувствовать жажду, бороться с нею и оставить ее неутоленной!"
"жизнь отвратительна, как же можно провести ее мирно и счастливо?"
"В исполинском труде человечества, в его упрямом желании жить - его оправдание и искупление."
"Воля к жизни, участие в выполнении ее далекой и таинственной цели оправдывают самое жизнь, и счастье, единственно доступное на земле, - в радости, которую дает
осуществление этой воли."
"Ах, этот мир животных, влачащих свое существование и страдающих у наших ног! С каким огромным сочувствием следует отвести ему место в истории нашей жизни!"
"Все зависит, видишь ли, не от лекарств, а от руки, которая их дает."
Итак, дочитала серию романов 16-го января 2011 г.
Еще у меня есть два самостоятельных произведения Золя - Лурд и Труд.
Лурд прочла, Труд не буду пока.
Лурд - прекрасное произведение литуратуры, однако произведение атеистического характера и следовательно противно мне. Это первое произведение, заставившее меня по настоящему плакать. Будет время, напишу все свои мысли по поводу прочитанного, но пока времени нет.
"Et exsultavit spiritus meus in Deo salutari meo... {- И возрадовался
дух мой о боге, спасителе моем... (лат.).}."
"страдание всегда избирает лучших"
"О господи! даруй мне силы избегнутьвсякого зла, творить всяческое добро и пережить все муки!"