C~тоотеческое пониманiе поста (3): авторитетное мнЬнiе

Apr 21, 2009 00:46


Всѣмъ, кто заинтересовался полемикой относительно сущности поста, предлагаю ознакомиться съ авторитетнымъ мнѣнїемъ однаго уважаемаго лица истинно-православнаго вѣроисповѣданїя, пожелавшаго остаться неназваннымъ. Я съ удовольствїемъ публикую его письма, поскольку полностью съ ними согласенъ.

1. С~тоотеческое пониманїе поста и его актуальность въ наше время.

«Могу только высказать свое мнение, которое является моим личным мнением и ничем более. Оно больше не теоретическое, а практическое.

1. Священное Писание подразумевает под постом полное воздержание от пищи (напр. Деян.10:30) и нам нет никакой причины переиначивать установленное Духом Святым.

2. Всеобщее оскудение веры и ревности привело к тому, что большинство христиан не понимают толком что такое пост и воспринимают за полноценный пост изменение качества пищи.

3. Изменение качества пищи является постом в его расширенном толковании, как воздержании вообще.

4. Церковь должна рекомендовать и поощрять соблюдение настоящего поста (не как особый подвиг, а как норму. На самом деле, если есть привычка, то это вовсе не трудно сравнительно здоровому человеку.)

5. Не все способны (по разным причинам) не есть весь день, такие не должны наказываться. От всех необходимо требовать только изменение качества пищи (и то, с учетом состояния здоровья)».

2. Проблема отступленїя отъ с~тоотеческаго пониманїя поста.

Съ моей стороны былъ заданъ также слѣдующїй вопросъ (съ подвопросами): почему же неправильная практика утвердилась въ Ц~рви какъ негласная норма? Почему молчали отцы, архипастыри? Почему допускали ко Причастїю здоровыхъ людей, по сути, отказывавшихся поститься? Почему молчанїемъ своимъ ввели въ заблужденiе невѣдающихъ о правильномъ постѣ?

Отвѣтъ былъ таковъ:

«В монастырях (общежительных) проблем с этим не было - там трапеза по уставу. Благочестивые русские люди еще и в 19 в. не ели до окончания литургии (а постом до вечерни, это описано в литературе), а об окончании можно было узнать по звону. Завтракать, если верить еп. Афанасию Сахарову, на Руси вообще было не принято, если не было тяжелого физического труда. А кто и кого допускал до причастия, или не допускал - трудно сейчас выяснить... а если еще и учесть вопиющий уровень общей духовной безграмотности людей во все времена... короче говоря, я не могу ответить на эти вопросы, потому что практически ничего не знаю об эволюции повседневных норм поста, да, признаться, не очень и хочется узнавать: есть евангельская и уставная норма и есть мы сегодня, а каждое поколение должно делать свой выбор и совершать свои поступки...»

Лично мнѣ хотѣлось бы сдѣлать упоръ на послѣднихъ словахъ: «есть еѵ~льская и уставная норма и есть мы сегодня, а каждое поколенїе должно дѣлать свой выборъ и совершать свои поступки».  Преступно оправдывать своё нерадѣнїе отступленїями прошлаго. Грознымъ осужденїемъ чревато лукавое воздвиганїе на аналояхъ тѵпиконовъ, которые попрали отцы наши. Задумаемся лучше надъ словами дивнаго во с~тыхъ Нила, Сорскаго игумена:

«Подобаетъ преданїя с~тыхъ имѣти и хранити заповѣди Б~жїя и творити преданїя с~тыхъ отецъ, а не вносити извѣты и непщевати вины о грѣсѣхъ и глаголати: нынѣ не мощно по Писанїю жити и послѣдовати с~тымъ отцемъ. Но аще и немощни есмы, а елика сила достоитъ подобитися и послѣдовати приснопамятнымъ и бл~женнымъ отцемъ, аще и равности тѣхъ намъ достигнути невозможно».

Previous post Next post
Up