Забавно, как иногда складываются и накладываются друг на друга впечатления от казалось бы разных вещей. Позавчера я все-таки открыла и осилила пару глав из "Victorian America" (увы, увы, название оказалось интереснее содержания, которое я бы все же прочла на русском, но на английском оно меня откровенно утомило сухостью и научностью изложения). Одной из этих глав было предисловие составителя сборника, где в том числе и упоминались и викторианская вера в абсолютность моральных принципов и идеалов, приверженность порядку (нет ничего странного в том, что, находясь в путешествии по африканской саванне, джентельмен устраивает себе five o'clock - и не походный вариант из котелка, а столик, стулья, фарфоровые чашечки, куртуазные беседы и все прочее полагающееся) и вытекающая отсюда назидательность литературы и прочего искусства (искусство ради искусства?! Что за странные вещи вы говорите, сударь!), и массовые тиражи всяческих инструкций типа "Как вести домашнее хозяйство", "Как должно выражаться и поступать джентельмену" (названия взяты с потолка) и т.д., и т.п.
Не могу сказать, что мне не нравится вот эта идея - в чем-то даже замечательная. Единые моральные идеалы как точка опоры, позволяющая находить общий язык и разделять общие убеждения разным людям. К тому же в идеале чем больше людей (в первую очередь подразумеваются люди благородного происхождения, леди и джентельмены) будут вести себя соответствующим и приличествующим образом, тем меньше надобность во внешних властях с их ограничивающими и карательными функциями (административные пусть остаются, так и быть) - восхитительный анархизм под оболочкой аристократичного педантизма, не находите? ;)
Так вот, о чем я? А, о книгах! Вчера все же решилась открыть зачем-то купленную книжку
"Тайцзи для идиотов". И с первых же страниц начала над ней улыбаться. Ибо начинается эта книга до боли знакомым манером: "раньше я был лохом и неудачником, но потом я открыл для себя ЭТО, и Это изменило мою жизнь! Теперь я умный, крутой, богатый и, без сомнения, счастливый". Ну, я, может, слегка и преувеличиваю, но смысл примерно такой. При этом в качестве волшебного ЭТОГО может выступать что угодно - отказ от курения, беспроигрышная система обжуливания казино, пикап, НЛП, авторский курс по обретению уверенность в себе, искусство складывания самолетиков из бумаги, йога, какая-нибудь аэробика, ну или тайцзи в данном случае. Да большинство из вас если не читало что-то подобное, то взглядом наверняка не раз натыкалось на обложки. "Как завести друзей и заставить всех себя уважать", "Как бросить курить", "Как обрести идеальную фигуру" - чуете, чем пахнет? Излюбленные викторианские инструкции, полные уверенности в том, что если читатель будет тщательно следовать всем мудрым советам, то все у него, у читателя, будет зашибись - как и у автора. Косвенно к этому же жанру относятся и автобиографии, по сути являющиеся такими же инструкциями, только советы там перемешаны с перипетиями авторского бытия - "я вырос в бедном квартале, воровал, прокалывал колеса и нюхал клей, попал в тюрьму, а потом Бог/сосед по камере/пришельцы с Тау Кита открыли мне глаза, и теперь я добропорядочный WASP и вам того желаю". Я вот только не знаю = характерная ли это черта только американского книжного рынка, или на британском и прочих такого тоже навалом (у нас в пост-СССР подобного имхо пока очень мало, и то явно калька с американских).
Ну да, ну да, я знаю, что в лучшем случае не открыла Америку, а в худшем и вовсе перепутала ее с Индией, но все-таки наверняка ведь связь есть? Преемственность эпох и все такое.
И еще немного про преемственность веков, но в другом смысле. Взять, к примеру, театр. Сейчас - считающееся одним из самых интеллектуальных и приличных способов провести досуг. В викторианское время в Европе, а затем и в Америке - развлечение как минимум сомнительного толка. О нет, на сцене могло происходить и самое что ни на есть прелестнейшее и невиннейшее зрелище. И зрители в т.н. "dress tier", т.е. первом, самом дорогом и престижном ярусе, и во втором, чуть более дешевом и менее гламурном - "family tier" - могли быть самыми достопочтенными гражданами и гражданками. Но вот галерка... Ох уж эта развеселая галерка! Не зря ее называли "guilty third tier" - ибо обитавшая там публика не раз становилась если не причиной закрытия театра, то его общественного порицания. Интересно? Добро пожаловать под кат, ибо далее речь пойдет именно о том, о чем некоторые из вас наверняка подумали ;)
Бедные добропорядочные викторианцы! Все их усилия изгнать из человека похотливое животное оборачивались лишь тем, что животное это находило все новые и новые лазы. Вот взять хотя бы театр. Общественное заведение, место встречи, социальные функции которого не слишком-то изменились - что тогда, что сейчас люди по-прежнему приходят не только насладиться зрелищем на сцене, но и себя показать и других посмотреть. Покрасоваться нарядами, обменяться новостями и сплетнями, ну и пофлиртовать, как же без этого. Последнее искусство, кстати, в те высокоморальные и ханжеские времена было куда как искуснее развито, ибо вынуждено было преодолевать массу преград. К примеру, каждая юная (и не очень) барышня и каждый юный (и не очень) джентельмен обязаны были знать и понимать с полунамека тонкий язык вееров, взглядов и жестов. С помощью которого можно было как и воодушевить поклонника, назначить время и дату свидания, так и изящно послать его куда подальше. А "зашифрованные" газетные объявления из так называемых
"agony columns" , разгадывание которых было чуть ли не в национальной забавой наподобие кроссвордов?
Впрочем, речь сейчас не о том. Хотя вышеперечисленные методы коммуникации использовались не только добропорядочными обитателями первых ярусов, но и теми, кто стабильно оккупировал галерку, самый высокий, далекий от сцены, дешевый и непрестижный ярус. Окроме бедных слоев населения, тем не менее желающих приобщиться к прекрасному, на галерке также можно было встретить и тех, кто желал приобщиться к несколько другому виду прекрасного. Проще говоря, галерка служила в том числе и местом встреч "падших женщин" и их клиентов. Практика эта была общепринятой и общепорицаемой, но тем не менее продолжалась довольно давно (не скажу за всю Европу, но в Америке полвека точно, аккурат в викторианское время). Учитывая контингент и то, что на третьем ярусе располагался в том числе и бар, можно представить, как заботило галерку происходящее на сцене. Нет, за порядком там следили - полиция, ага. Но все же нередки были и жалобы приличной публики с нижних рядов на то, что уж больно сильно шумит и напоминает о себе эта самая галерка, и неплохо бы увеличить число наблюдающих за порядком констеблей - или и вовсе запретить дамочкам легкого поведения появляться в храме искусства!
Прежде чем перейти к причинам, не позволяющим владельцам театров так просто взять и выгнать проституток и их клиентов с галерки, отмечу один весьма примечательный факт - эта категория зрителей попадала внутрь театра не через главный вход по парадной лестнице, как и обычные посетители, но через отдельный "черный" вход, обычно располагавшийся сбоку здания или сзади. Короче, подальше от глаз почтенной публики. И к тому же занимали они свои места на час-полтора раньше, чем начинала собираться основная публика - опять же для того, чтобы не дай Бог не смутить взоры добропорядочных матерей семейства, юных барышень и джентельменов, тусуясь у входа. Однако было бы ошибкой думать, что эти же дамы не могли появиться среди "приличной" публики в нижних рядах. Могли, но только в сопровождении спутника-мужчины - фаворита, сутенера и т.п. Наверху же они обычно тусовались стайками.
И кстати, мне пока не попадались упоминания о том, что жрицы любви занимались своим бизнесом непосредственно на галерке - все же до появления хиппи было далеко, и думается, дальше поцелуев и кокетства, пусть и порой тяжелого, не доходило. Так что театр был местом встреч, своеобразной "ярмаркой" и аналогом ночного клуба, а продолжение банкета происходило или на съемной квартире, или в борделе, или в многочисленных ресторанчиках с не совсем чистой репутацией и массой отдельных кабинетов для интимного ужина при свечах.
И опять же кстати, на галерке, как вы могли уже догадаться, нередко появлялись и обитатели прочих ярусов - обитатели мужского пола, разумеется, и не обремененные компанией матушки/жены/невесты/пассии. А уж насколько легкомысленными могли считаться бедные студенты, купившие билеты на галерку исключительно из-за их цены! (примечание - при всем при том угадайте, кто считался виноватым, если, допустим, юношу из приличной семьи застукали с проституткой? ;)
Так вот, что же заставляло владельцев театров не только терпеть столь сомнительную публику, но и порой даже привечать и завлекать ее туда? Ну да, ну да, вы, разумеется, догадались - деньги! И сами "девочки", и желающие воспользоваться их услугами мало того, что покупали билеты и обеспечивали хотя бы видимость наличия зрителей, но и на полную катушку пользовались баром. И вполне возможно, владельцы театра получали своеобразную "арендную плату" от самих дамочек или их мадам/сутенеров. Но при этом случалось и так, что менеджеры, крайне обеспокоенные катастрофическим уровнем сборов и продаж билетов, сами заявлялись в бордели с пачкой билетов и умоляли посетить их театр - иначе актеры могли бы играть для почти пустого зала.
Тем не менее после недолгого расцвета "развеселой галерки" общественное мнение взяло верх. И все больше управляющих с радостью или скрепя сердце отказывали замеченным в неподобающем поведении лицам женского пола в покупке билетов и посещении театра. Разумеется, тут происходили и свои воистину шпионские интриги - покупка билетов через третьих лиц, маскировка, и опять же тайные сговоры через газетные колонки объявлений, но это уже была не массовая практика. Театр медленно, но верно завоевывал себе его сегодняшний статус храма высокой культуры. Ну а что касается обитательниц веселой галерки - так теперь она им и не нужна, к их услугам весь мир. Увы или к счастью, затрудняюсь сказать. Засим лекцию о "guilty third tier" прощу считать завершенной, и не судите строго аффтара, из всей книжки о викторианской Америке осилившего только введение и вот эту главу ^_^
p.s.: раз пошла такая пьянка, вот вам анекдот на тему "agony columns" (
взят отсюда) - один из приятелей Чарльза Бэббеджа, Чарльз Уитстоун, также увлекавшийся криптографией, на досуге от делать нечего как-то расшифровал немудреное послание некоего студента своей возлюбленной. Вьюноша призывал ее бежать с ним. Уитстоун поместил в той же газете свое объявление, зашифрованное таким же образом, где посоветовал молодежи не принимать поспешных и необдуманных решений. Через пару дней в газете появилось третье сообщение - на этот раз от возлюбленной студента: "Дорогой Чарли, не пиши больше. Наш шифр разгадан!" (какое популярное имя, однако!)