Чтоб проехать из Кутаиси в Тбилиси, нужно перебраться через умеренно невысокие горы между Зестафони и Хашури. Так как это дорога между двумя крупнейшими городами страны, то трафик там порядочный. На длинных подъёмах в гору две полосы идёт, а наверху вместо перевала двухкилометровый тоннель сквозь гору.
Народ в селах по трассе продаёт всякие штуки. Что интересно - сёла концентрируются целиком на каком-то одном товаре. В каком-то селе продают разнообразные досочки и глиняные горшки, причём некоторые литров по пятьдесят, в другом - чурчхела, в третьем продают исключительно лепешки. В одном из сёл продавались подвесные гамаки, ещё в одном - мёд.
Со стороны Кутаиси во время подъёма нужно восемь раз пересечь реку Дзирулу и шесть раз Рикатулу. Прикольные названия :) На равнине ещё перед горами встретилась Дзиврула. Настолько похожие имена сбивают с толку - отследили на обратном пути, что они таки отличаются.
На том же подъёме уже перед тоннелем есть длинный несколькокилометровый монотонный подъём. Очень заметен оказывается из-за того, что на восьмидесяти километрах в час при полностью выжатом акселераторе Игнис вообще не разгонялся и показывал расход в 15 л/100 км.
Причём, сначала я подумал, что уклон небольшой, а разгоняться перестал из-за потери мощности в горах (двигатель-то атмосферный). На обратном пути оказалось, что уклон действительно серьёзный, а высота там под километр - для двигателя ощутимо, но не критично. Видимо, было искажение восприятия после кутаисского культурного отдыха :)
Кстати о машинах - рассчитываться за бензин везде нужно прямо с заправщиком.
А от Гори до Тбилиси идёт автобан! Правда, там 110 км/ч ограничение. Впрочем, на арендованном Игнисе 130 км/ч многовато - нервно очень едет и расход большой получается.
Движняк в Тбилиси довольно плотный, архитектура дорог и развязок... Занимательная. Архитектура зданий прикольная, особенно новая :)
При езде по дорогам нужно довольно внимательно планировать маршрут, потому что нельзя просто так взять и повернуть в нужном месте налево, потому что может оказаться, что это мост сверху проходит, а не перекрёсток, или просто двойная сплошная и плотный движняк в три полосы в обе стороны. Но с другой стороны, может оказаться, что с момента обновления карт достроили какой-то кусок развязки, и сейчас маршрут другой! Или наоборот, что-то закрыли на реконструкцию, и его надо объезжать. Так как строят быстро и много, то попасть на такой прикол очень просто.
Есть очень красивые здания с непривычной нам архитектурой - такие, восточные, светлые. Такое бы здание в Киеве построить, так к нему будут всех гостей города водить и показывать. Я бы точно водил :) Впрочем, тут нужно фотографии уже показывать, словами сложно описать.
У церквей здесь тоже непривычная архитектура - хоть они и православные, но никаких пошлых золотых куполов не наблюдается. В целом более спокойные здания, чем у нас или в России.
Не знаю, как там в относительно новых районах, мы были, по сути, только в старом Тбилиси, но и в нём не обошлось без советского наследия. Например, старое здание парламента всё такое советски монументальное.
Строят прикольный парк с музыкальными фонтанами, есть канатная дорога с левого берега Тбилиси на гору на правом берегу, рядом крутецкий мост, который в темноте светом переливается...
И это самый неудобный город для пешеходов, который я видел. Всё более чем ужасно. Идёшь вдоль большого проспекта, и хоп! Тротуар обрывается. Справа - скала метров на десять вверх, слева - шестиполосный проспект с оживлённым движением. Возвращаться назад - так светофор с переходом был полкилометра назад и двадцать метров вверх, да и с другой стороны видно чуть впереди какую-то стройку, которая занимает весь тротуар. Другого пути в нужную нам сторону по сути нет - крюк километра в два длиной и метров в 60-80 разницы высоты.
По старому Тбилиси с узкими улочками в целом не лучше - может или машина какая-то стоять, занимая весь тротуар, или опять же какая-нибудь стройка на полквартала. Мимо вплотную ездят машины - и не то чтоб оно опасно было, они едут медленно, я их вижу, они меня видят, с этой стороны всё хорошо.
Но в Грузии очень распространёны довольно старые автомобили, понатащенные из разных Германий - Мерседесов, кстати, очень много - и очень многие из этих старых автомобилей воняют. Каждый по отдельности ещё ничего, но от всех вместе эффект накапливается. Нещадно воняют, люто и яростно воняют!
В Киеве, в основном, такой эффект наблюдается только от убитых грузовиков, совсем древних корчей, да от разнообразных Жигулей с Тавриями. А основная масса "кредитопомоек", так презираемых некоторыми, с задушенными экологией двигателями делают как раз то, что нужно - сохраняют экологию. По городу можно ходить, можно открывать окна, не нужно обязательно отгораживаться закрытыми окнами и кондиционерами с фильтром, не задумываешься лишний раз о том, чтоб пройтись пешком куда-то...
Хотя бы за отсутствие такого количества завезённых старых машин и стоит благодарить украинские высокие пошлины на б/у. Конечно, экологию можно контролировать и отдельно, другими методами, чтоб под неё попадали ещё и существующие вонючки в виде грузовиков и жигулей. Но походив два дня по Тбилиси, я уверенно скажу - в данном случае уж лучше такой контроль, как у нас, чем никакого.
А ещё есть стройки. Да, строят они очень быстро и дешёво, вроде бы многие стройки круглосуточны - видели работу на нескольких в девять-десять часов вечера в воскресенье. И результат хорош.
Но в процессе производится огромное количество пыли. Например, при укладке красивой тротуарной плитки есть очень много мест, где плиточку нужно то там подпилить, то сям, то вообще узор такой красивый сделать и нужно прям на месте распилить несколько сотен плиток. Пыль столбом, летит на машины, людей - не уверен, есть ли специальные уличные вытяжки, чтоб эту пыль как-то нейтрализовать. Может водичкой как-то место разреза поливать, как это на всяких производствах делается. Думаю, что давным-давно такое придумали.
Получается кроме того, что машины воняют, ещё стройка занимает тротуар и пихает меня ещё ближе к машинам, плюс сама дополнительно кучу пыли подымает. 3-в-1, но мои волосы от этого не становятся мягкими и пушистыми!
А местные, такое впечатление, на всё это вообще внимания не обращают. Ну пылит тут дико, не пересаживаться же из-за этого на другую лавочку в десяти метрах? Закалённые прям. Вот есть сквер, рядом укладывают красивый тротуар, режут плитку, и вся пыль летит на половину этого сквера. Сидят и сидят, общаются себе, руками машут, дышат полной грудью. Я это место пробегал, прикрыв рот и нос рукой. На цементных заводах они все работают, что ли?
Еда вкусная. Люди гостеприимные. Ни малейшего желания здесь жить город не вызывает вообще. Да и находиться тоже. Посмотрел - и хорошо.
Как стройки закончатся хотя бы в центре и народ купит машины получше - можно будет вернуться.