Решила написать текст про школу.
У меня много знакомых - учителей, я их очень люблю и уважаю, как отдельных прекрасных людей. Но "учитель" вообще у меня вызывает скорее отрицательные чувства.
Сразу хочу оговориться, что в основном буду писать про "хорошие" школы. Опыта общения с "плохими" или "обыкновенными" у меня немного.
"Хорошие" школы хороши прежде всего тем, что туда приводят своих детей люди, для которых важно дать своему ребёнку самое лучшее из доступного. В эти школы не так легко поступить, даже в первый класс, но зато здесь меньше вероятность того, что чаду сломают челюсть на уроке, предложат выпить или украдут кошелёк. Про мат-перемат я промолчу, т.к. он сейчас везде.
В "обыкновенных" школах намного выше вероятность, что в классе будут дети алкоголиков, бандитов, просто местных бездельников, которым наплевать на своего ребёнка. Или не наплевать, но они не готовы тратить на него много времени и сил. Или просто не могут. Здесь на первый план выходит фигура учителя как светоча разума и доброты, который, конечно, отличается от родителей в лучшую сторону. Школа становится вторым домом, а иногда и первым - лучшим. Учитель учит, а ребёнок учится в школе, я сейчас имею ввиду конкретно место, так как дома у этих детей нет возможности учиться, и тем более - желания.
В "хороших" школах на мой взгляд всё наоборот. Не только родители знают, что здесь учатся дети таких же как они волнующихся за своё чадо мам и пап. Это знают и учителя школы. Ну по крайней мере догадываются. А значит, что учителя рассчитывают на то, что с ребёнком будут заниматься. Значит, это будут программы такого уровня сложности, который нереально усвоить ребёнку без посторонней помощи. Просто потому что это "хорошая" школа и потому что здесь должны быть сложные программы.
Всем родителям, не знакомым с этим, тяжело первые годы обучения. Потому что сама мысль, что того, что ребёнок умеет читать, писать и считать к первому классу - этого "джентельменского набора" совершенно недостаточно для успешной учёбы, сама эта мысль мягко говоря не привычна. Уроки надо делать вместе с ребёнком. Если нет времени или просто родитель не справляется, приходится нанимать репетиторов.
Родитель может не справляться по разным причинам: например, он не знаком с тонкостями программы - он не глупый, нет, просто его учили по другому, он умеет другими (не нужными и "неправильными") способами решать задачи, проверять написание слов, не умеет делать "фонетический разбор". Возможно, этот родитель знает другой иностранный язык - не этот английский с "the", '"shall" и "has got", а вообще немецкий. Или другой английский - на котором говорят и пишут статьи.
Самая главная причина, на мой взгляд, состоит в том, что родитель - не педагог - он не просто не знает тонкостей программы, а не умеет объяснить ребёнку так, чтобы он понял. Родители нервничают, злятся на своих детей, злятся на себя, и в результате нанимают профессионалов.
Ох, не просто. "Сделай добро - у брось его в воду". Если Вы с ребёнком дозанимались до того, что он победил в какой-нибудь олимпиаде, то вся слава достанется школе.
Я не хочу сказать, что это плохие учителя, но школа это прежде всего - повторение, повторение и повторение. И надо обладать недюжинным талантом, чтобы 25 человек, которые норовят каждую минуту отвлечься, тебя поняли, поняли то, что ты рассказываешь, запомнили и через несколько дней повторили.
Ещё дисциплина - если в "обычной" школе ребёнок пришёл опрятно одетый - и этого достаточно, то в "хорошей" - форма и дополнительные требования - однотонные рубашки, галстуки, у девочек юбки, блузки. Никакого удобного и практичного casual, ничего, что можно не гладить. Ну и мой личный ад - это "зарядка" - это значит, что надо приходить на 10 минут раньше (10 минут с утра для меня равны часу вечером), чтобы ребёнок "размялся". Если приходишь к началу урока, а не зарядки - ты опоздал.
На мой взгляд, самое плохое в таком раскладе то, что это расслабляет учителей. Они могут себе позволять кричать на детей, угрожать отчислением, ставить неадекватные оценки, рвать тетради. Ведь они знают - это дети родителей, которым важны оценки и родители готовы сделать всё или почти всё, чтобы только "4" и "5". Чтобы педсовет принял ребёнка в следующий класс. Потому что альтернатива у родителей - третий абзац сего текста. Эта мысль сидит у учителей на подкорке. Большинство из них сильно раскаивается после вспышек гнева, они не извиняются перед детьми (не понятно, почему - видимо, "не педагогично"), но пытаются загладить свою вину - ласковыми словами, оценками.
Сначала дети перестают уважать конкретного учителя, потом учителей вообще, а что бывает потом - мы все знаем.
Есть учителя, для которых такое поведение нормально. То ли у них детская травма (или травма первых лет работы в старших классах), то ли они злы на весь мир или просто глупые и не понимают, что такое поведение недопустимо вообще и с детьми тем более. Такие педагоги обычно довольно быстро становятся завучами, а потом директорами, занимаются исключительно административной работой и портят детям жизнь редкими запоминающимися появлениями в виде скандалов "почему ты не подстрижен" или "серёжки слишком большие". К сожалению, с администрированием у них тоже не всегда хорошо получается, поэтому в частности у нас расписание начальной школы было готово только к концу сентября.
Это давно все заметили, что я живу в башне из слоновой кости, сознательно её строю всё выше и выше - работаю там, где мне нравится коллектив, общаюсь только с милыми, интеллигентными людьми. Поэтому встречи с "объективной реальностью" для меня всегда как ведром холодной воды окатили - чем хуже, тем более запоминающиеся.