Устойчивые традиции. Часть вторая.

Jul 05, 2010 21:59




Некоторые вопросы развития
советской скульптуры
Е. Вучетич

/"Культура и жизнь"
28/II-1950г./

Некоторые наши скульпторы, следуя методу импрессионизма,
мраморные скульптурные портреты оставляют незавершенными.
Такие портреты внизу переходят в глыбу мрамора. В работах
скульпторов Знобы, Ковалева, Никогосяна часто голова портрета
выступает из бесформенной массы. Из декоративных бесформенных
глыб выступают головы некоторых портретов скульптора Томского.
К сожалению, и автор этих строк также отдал дань такому увлече-
нию в двух мраморных бюстах.

Надо понять со всей остротой, что импрессионизм глубоко
враждебен большевистскому партийному искусству, несовместим с
принципами  социалистического реализма, пережитки импрессиониз-
ма в творчестве советских скульпторов требуют самой резкой крити-
ки.

Импрессионизм является течением реакционной идеологии импе-
риализма, а теоретической основой его - философия суб"ективного
идеализма, импрессионизм противоположен и  враждебен марксистско-
ленинской эстетике; он считает, что главным критерием познания
действительности является личное, суб"ективное ощущение худож-
ника, выражение которого и об"является главной задачей искусства.

Импрессионизм является антиобщественным  направлением в искусстве,
он проповедует  индивидуализм, насквозь лживую теорию "искусство
для искусства", до конца разоблаченную марксизмом-ленинизмом.
"Жить в обществе, - учит Ленин, - и быть свободным от общества
нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть
лишь замаскированная / или лицемерно маскируемая/ зависимость
от денежного мешка, от подкупа, от содержания".

Стремлению к реалистической форме, правдиво отражающей
жизнь, завершенности, законченности образа импрессионисты
противопоставляют безидейность, формалистические поиски пресло-
вутой"живописности", игру света и тени, неопределенность формы,
т.е. такие приемы творчества, которые, как показывает художе-
ственная практика импрессионистов, в конечном счете ведут к
созданию уродливых произведений, к деградации формы и гибели
искусства.

За последние годы, вопрос о пережитках импрессионизма в
искусстве затрагивался несколько раз в докладах, выступлениях,
статьях. Однако при этом почти польностью были обойдены вопросы
борьбы с проявлениями импрессионизма в советской скульптуре.

Влиянию импрессионизма в скульптуре, зачинателем которого
являлся французский скульптор  Роден, был подвергнут ряд русских
скульпторов. Непосредственной ученицей Родена  являлась A.C.
Голубкина, возглавлявшая импрессионизм в России. Все творчество
несомненно талантливого скульптора А.Голубкиной показывает бес-
плодность и губительное влияние импрессионизма. Несмотря на
попытки Голубкиной  исполнить в скульпторе ряд важных тем,
именно вследствие импрессионистического метода большинство ее
произведений не получило широкого признания в народе. "Иван
Непомнящий" и "Рабочий" А.Голубкиной воспринимаются как карика-
тура на трудового русского человека, изображают его лишенным интеллекта.
Её "Лев Толстой- ни в какой мере  не передает величия гиганта
русской классической литературы. Следует отметить, что в
Москве имеется мастерская имени А.С.Голубкиной, где собраны
наиболее  импрессионистские и формалистические её произведения.
Пропаганда работниками музея этих скульптур дезориентирует
молодых скульпторов. Влиянию Родена подвергся такой скульптор,
как П.Трубецкой. Для творчества С.Коненкова, Б.Ковалева это
влияние оказалось трагическим, определив характер их искусства
и помешав развитию их мастерства. Крупнейший мастер скульптуры
Н.Андреев только к концу своей жизни сумел избавиться от пагуб-
ного влияния импрессионизма и стал на почву реализма, создал
"Лениниану" - высокое произведение социалистического искусства.

Последователи Родена на протяжении многих лет проповеды-
вали непререкаемый авторитет этого французского скульптора.
Но реакционность и гибельность идеалистической суб"ективной кон-
цепции импрессионизма с особой силой сказались в творческом
пути самого Родена. Импрессионизм логически привел Родена от
его ранних, заслуживающих внимания работ, где имели место элемен-
ты реализма, к разложившейся и деформированной скульптуре, примером
чему, в частности, является созданный им "Бальзак". У Родена
нашел свое начало неоконченный и переходящий в глыбу скульптур-
ный портрет в мраморе.

Восхваление худших сторон творчества Родена и его школы
последышами импрессионизма продолжается и до сих пор.

Издателсьвто "Искусство" в своих работах, выпущенных в
последние два года, не разоблачает импрессионизм, а занимается
его восхвалением. Выпущенная в 1948 году книжка А.Ромма
"О.Роден" не имеет ничего общего с марксистско-ленинским анали-
зом искусства, вся она от начала до конца пронизана идеалистиче-
ской, суб"ективной оценкой творчества Родена. Эта книжка,
написанная с об"ективистских позиций, откровенно проповедует
буржуазный индивидуализм и является сплошной апологетикой импрес
сионизма.

Книжка В.Костина "Анна Семеновна Голубкина", изданная
издательством "Искусство" и вышедшая в массовой библиотеке
в 1947 году, пропагандирует враждебное советскому искусству
мировоззрение. В своей книге автор не вскрыл идеалистических
корней импрессионизма, он не показывает, что именно импрес-
сионизм помешал Голубкиной полностью раскрыть свое несомнен-
ное дарование, сделать свое искусство народным. Вопреки
этому Костин утверждает, что "элементы импрессионизма в
скульптуре, усвоенные Голубкиной еще у Родена, позволили ей
углубить и обогатить свое художественное видение и свой
пластический язык".

Имеющая место в некоторых художественных вузах пропаганда
творческого метода импрессионизма, выражающегося в незавершен-
ности, расплывчатости формы, что освобождает от необходимости
упорного труда и учебы, может оказать пагубное воздействие
на менее стойкую часть молодежи, обучающейся в художествен-
ных вузах.

Скульптура, формализм, сикофанты, импрессионизм, Вучетич, искусство

Previous post Next post
Up