Горный поход для меня - это настоящая увлекательная игра на всех этапах. В ней есть все: логические задачки, поиск, огромное число вариантов и комбинаций, мои физические действия в мире отличном от городской среды, элементы неожиданности, познание себя и иного.
Для кого-то эта игра по чужим правилам. К примеру, мой клуб идет в поход и я с ними, по списку беру снаряжение, хожу на тренировки, в походе я надежный товарищ, наслаждаюсь общением с друзьями, думаю о чем хочу, вбираю в себя красоту мира, за время проведенное в горах, купаюсь в водопадах, фотографирую, проливаю пот вместе с товарищами на склонах, потом остальные одиннадцать месяцев буду вспоминать горы, закрывая глаза перед сном.
Но для меня этого мало, я хочу большего: прочертить своей рукой нитку еще нехоженого маршрута, связать множество факторов и условий, найти все описания и фотографии, пройти его не раз в своем воображении, найти товарищей, придумать план подготовки и всем вместе осуществить его. И не важно, сколько этим путем прошло людей до нас, для меня он еще не изведан. Вот момент настал, ты на маршруте, вокруг красота, и игра началась. Мы пешки, задача ясна, но какой ход будет у гор, погоды и судьбы. Какие встречи она приготовила нам, какие ситуации?
Саша на тренировке по самовылазу из трещины
С 12 по 25 июля идем в поход по Приэльбрусью. Все началось с возможностей. Два года подряд мы ездили в Восточные Саяны. Горы для меня родные и понятные. Но добираться далеко и дорого. Кавказ в этом смысле доступнее (например, билет Сызрань - Иркутск стоит 6340 рублей, а Сызрань - Минводы 2670 рублей). И если начать ездить каждый год куда-то, то район тоже станет родным. Тем более, в мае разведку произвели. Разовьем эту идею. Три раза я переделывала всю нитку маршрута, пока она наконец-то не показалась мне логичной. Какие условия я имею перед стартом?
В команде у нас три девушки, трое парней и на втором этапе еще один приезжает. В общем, груза много, а мужиков мало. Тогда придумываю систему «закладушек» или «забросок» и закольцовываю основную часть маршрута.
Тут прорисовывается еще одна сложность, ледники, а значит перевалы 1б на Кавказе, это совсем не то, что 1б в Саянах, сложность эта же, а вот передвижение и тактика другая, и навыки другие надо. Хорошо, значит не зря у нас почти все прошли начальный курс альпинизма в «Безенгах» в прошлом году. «Значки», эх, мало конечно, но хоть что-то. Смена разрядников в этом году в «Безенгах» 26000 руб стоит плюс билеты на поезд. И второй год без большого похода, не хочется. Самарские майские учебно-тренировочные сборы на «Верблюде» мы проигнорировали, поехав в Приэльбрусье. Ну как на майские в горы не поехать, тем более на «Верблюде» и так все лето сидеть. Остается, самим составить план необходимых тренировок. И подумать, что знаем, что почитать, а что спросить, и главное у кого.
На горе «Верблюд» каждые выходные собирается не только вся скалолазная тусовка Самарской области, но много опытных альпинистов приезжает, есть среди них разрядники и инструктора, бывают и тренера из ФАСО (Федерация альпинизма самарской области). Только не всегда можно ответ получить на интересующий вопрос. Кто-то подробно все расскажет, а кто-то скажет, езжайте-ка, вы ребятки, в альплагерь и самодеятельностью не занимайтесь. С таким мнением не поспоришь, конечно, мы все понимаем. Но, тем не менее, продолжаем реализовывать план самостоятельной подготовки.
1. Скальная тренировка: работа с закладными элементами, прохождение маршрута в связках, работа с закладными элементами, обсуждение ошибок, выводы.
2. Скальная тренировка: прохождение скального маршрута двумя связками на своих точках, со сменой лидеров.
3. Лекция: элементы горного рельефа, ледники, хождение по открытому и закрытому ледникам.
4. Тренировка: хождение в связках по леднику, работа связки при попадании участника в трещину, отработка приема «удочка».
5. Тренировка: хождение в связках по леднику, самовылаз из трещины (на двух прусиках, на жюмаре), вытаскивание из трещины прием «удочка».
Вот такой план мы себе наметили, по ходу решили сделать еще одну тренировку по вылазу и вытаскиванию из трещин. Для всех участников обязательным было посещение хотя бы трех тренировок из пяти и зачет по лекции.
Во время первого занятия в «Козьем овраге» за нами тихонько наблюдал знакомый инструктор по альпинизму, потом сказав нам все недочеты (грубых ошибок не было), за что ему огромное спасибо. После второй тренировки мы сами его нашли и задали все появившиеся вопросы.
По ледникам в связке ходили уже в Сызрани в карьере по траве и оврагам, пугая отдыхающих. Вытягивали сначала с крутого обрыва Игорешу, потом меня. Вторую тренировку по трещинам проводили снова на «Верблюде» с самарской частью группы. В сторонке, как раз где в мае проходят аналогичные занятия у ФАСО навесили веревки и стали отрабатывать самовылаз и вытягивание. Понятно, что это не лед, но все равно польза будет. Постараемся в начале похода тренировку и на льду организовать. Опытные люди опять приходили посматривали на нас, интересовались, чем занимаемся. Все честно отвечали, как и что.
Две недели до похода, билеты есть, осталось еще одно занятие по трещинам, один участник отработал только две тренировки из пяти. Снаряжение все есть, недостающее нашли (буры, кошки, верха). Маршрут описан, прочитан, утвержден. Часть продуктов закуплена, овощи насушены, сало засолено, газ закуплен, медик пока аптечку не подготовил, но время еще есть, один участник отказался от поездки. Один приезжает неделю спустя, кольцо маршрута продумано таким образом, чтобы мы могли его забрать из поселка Верхний Баксан.
Вторая часть маршрута или даже можно сказать финал, предполагает восхождение на Эльбрус с востока, это если повезет с погодой, для восхождения в плохую погоду группа не готова. Шансов немного, но это будет вишенкой на торте, мечтой, идеей, вдохновением для участников. («Эльбрус красавец, смотрит сквозь тучи, белой папахой в синеву»)
Скальная тренировка в "Козьем овраге"
Тренировка по самовылазу из трещины на "Верблюде"