Всем привет!
О путешествиях пока не пишется, поэтому я решила продолжить в этом блоге тему искусства. Ведь искусство - это не только красота, искусство - это сила! Всё, что нас окружает, отдаём мы себе в этом отчёт или нет, создано художниками. Здание, в котором мы живём, рекламный щит за углом, узор на любимой футболке - всё это началось с идеи, родившейся в голове у художника.
И сегодня я хочу рассказать об одной из самых знаменитых женщин-художниц в китайской истории, которая сочетала поэзию и живопись, а своим творчеством заслужила титул «Госпожа царства Вэй».
Итак, Гуань Даошэн…
Мужчины и женщины создают произведения искусства со времён доисторических наскальных рисунков. Однако на протяжении всей истории женщин исключали из процесса творческого самовыражения. Поэтому многим из них пришлось бороться с сексизмом, расизмом и классовым разделением общества ради того, чтобы их произведения увидели, восприняли всерьёз и оценили по достоинству. И теперь, как результат этой борьбы за право быть услышанными, их работы вошли в историю искусства.
Но мой рассказ не о феминизме, он о великой художнице Гуань Даошэн.
О её славе и мастерстве говорили по всему миру. Её искусство упоминается в европейских рукописях XIV века. Она писала фрески для буддистких храмов эпохи Юаней.
Гуань Даошэн родилась в 1262 году в Хучжоу в Китае и стала одной из самых известных художниц в китайской истории.
В 24 года она вышла замуж за Чжао Мэнфу, художника, работавшего при дворе императора, и всегда сопровождала мужа в официальных поездках по делам империи.
Так, она побывала в сельских районах Китая, которые женщины из высших слоёв общества обычно не посещали, и познакомилась с некоторыми из величайших художников своего времени. В 1296 году под впечатлением от этих поездок она начала писать картины.
Её работы стали известны во времена правления династии Юань. Император Жэнь-цзун поручил Гуань Даошэн создать копию «Тысячесловия». Император выставлял её работы наряду с творчеством её мужа и сына. Сын тоже стал искусным каллиграфом.
«Да будет известно следующим поколениям, что в моё правление появилась не только женщина, профессионально владеющая каллиграфией, а целая семья искусных каллиграфов!» - говорил император Жэнь-цзун о творческой семье Гуань Даошэн.
Излюбленным мотивом Гуань Даошэн были бамбуковые ветви, выполненные тушью. В те времена бамбук изображался в основном в «мужском» стиле, и он служил символом китайского вельможи. Несмотря на то, что в культуре бамбук символизировал мужественность, художнице удалось с помощью этого образа рассказать истории из собственной жизни.
Работала Гуань Даошэн тушью, и, отказываясь от общепринятого изображения бамбука крупным планом, помещала его в более объёмный пейзаж, создавая, таким образом, глубину и особую атмосферу.
«Бамбуковые рощи в тумане и дождь», 1308 год
Бамбук - частый символ в её иллюстрациях к поэзии, в которой она повествовала о своих детях, муже и о том, каково ей было стареть.
Её работы быстро завоевали себе репутацию среди женщин при дворе Юаней и пользовались большим спросом. В эпоху, когда искусство в основном отображало мир глазами мужчин, Гуань Даошэн, одна из немногих художниц, создавала произведения для других женщин.
Портрет поэтессы Су Жолань:
Кстати, ещё одна художница той эпохи, Леди Ли из Шу, тоже писала бамбук в «женском» стиле: на её картинах тени растения удлиняются в лунном свете.
На протяжении всей жизни Гуань Даошэн сочетала занятия живописью с поэзией.
В 1319 году в возрасте 58 лет она заболела и умерла. После смерти художницы, убитый горем, её муж стал изображать бамбук в своих картинах - в память о ней.
Сегодня её помнят как первопроходчицу китайского искусства.
Надеюсь, вам было интересно узнать о Гуань Даошэн. А может, вы уже слышали о ней, но в моём посте прочли что-то новое об этой художнице.
А я бы хотела и дальше рассказывать здесь о женщинах искусства, которые смогли изменить мир.
До встречи!