Брюссель: площадь Пуларт и немного Мароллена

Apr 14, 2020 22:22

Ну что же, продолжим наши прогулки по Брюсселю. Сегодня побываем на Place Poelaert, увидим Дворец правосудия и памятник бельгийским солдатам. А потом на лифте спустимся в Нижний город и немного прогуляемся по кварталу Мароллен.



Итак, гуляем по Брюсселю…

В прошлый раз мы гуляли по Rue de la Regence. Перспективу улицы замыкает громадное здание с куполом - Дворец правосудия, 1883 года постройки:


Площадь, на которой расположено это здание, Place Poelaert, названа в честь его архитектора Жозефа Пуларта. Находится площадь на высоте 63 м над уровнем Нижнего города и раскинулась без малого на 8 гектаров, что делает её самой широкой площадью Брюсселя:




На площади в 1935 году установлен памятник бельгийским пехотинцам, павшим в Первой мировой войне:


Их было 32 тысячи, половина из них погибла на поле боя. Впоследствии в надпись на обелиске добавили даты «1940-1945».




Детали памятника:




А вот памятник британским солдатам на другой стороне площади я не сфотографировала. Забыла.

Площадь разбита на холме Галгенберг (Гора виселиц), где прежде вешали приговорённых к смерти.


Сюда также свозили тела казнённых на площади Grand Place, и в середине XVI века живший по соседству врач и анатом Андреас Везалий (это латинизированная форма имени Андрис ван Везел), по преданию, именно здесь тайно брал трупы для вскрытий и опытов. Так что связь этого места с судебной властью была уже давней, когда в 1860 году Жозефу Пуларту поручили возвести святилище бельгийского правосудия.
В послужном списке архитектора-брюссельца значились к тому моменту и церковь Св. Екатерины:


и отстроенный после пожара театр Ла Монне:


и парадная Колонна Конгресса:


Но об этих объектах рассказы ещё впереди, не сегодня.

Ещё больше, чем предыдущие постройки Пуларта в эклектическом стиле, новая, напоминающая своими размерами о Древнем Египте или Вавилоне, призвана была придать скромной столице молодого королевства монументальный размах и престиж мегаполиса с памятниками в «античном» духе.
Фото ниже взято из интернета, чтобы вы могли оценить масштаб здания. С сайта https://theplacement.ru


В ходе строительства чертежи Пуларта многократно менялись, становясь всё сложнее и амбициознее. Работы затянулись на 23 года, и сам архитектор до торжественного открытия дворца в 1883 году не дожил. Его детище было тогда крупнейшей каменной постройкой Европы и по сей день остаётся самым огромным зданием суда в мире. По общей площади застройки (26000 кв.м) оно превосходит собор Св. Петра в Риме. Высота дворца вместе с позолоченной короной над куполом - 104 м, это чуть больше, чем у Исаакиевского собора в Петербурге. Дворец поражает дерзостью архитектурного замысла, а сочетание чугуна и камня, в частности в конструкции купола, было для того времени ещё новаторским.


Однако несоразмерность здания всем человеческим масштабам сразу же сделала его мишенью жестоких нападок.
Для строительства этого циклопического сооружения понадобилось снести более четырёх гектаров жилого квартала, включая сады, принадлежавшие княжеской семье де Мерод. Домовладельцам выплатили щедрую компенсацию, но более сотни обитавших там семей простых ремесленников и рабочих вынуждены были немедленно переселиться в другой район города. Не удивительно, что словарь ругательств брюссельских народных масс пополнился в те годы выражением «schieven architek», что можно вольно перевести с местного диалекта нидерландского языка как «архитектор недоделанный».


С первого же дня творение Пуларта производило на посетителей города неизгладимое впечатление, причём чаще неблагоприятное. И если поэт Поль Верлен был до глубины души потрясён «грандиозным, библейским, микеланджеловским» в этой постройке, а власти Республики Перу сделали свой собственный Дворец правосудия в Лиме в 1939 году уменьшенным подобием брюссельского, то Виктор Гюго, который Брюссель очень любил, называл твердыню бельгийской юстиции не иначе как «большой чернильницей».


Справа от колосса, сотворённого Пулартом, можно спуститься в старинный квартал Мароллен, по-французски - Маролль. По лестнице или, с 2002 года, на лифте. Мы, конечно же, выбрали лифт:


Он бесплатный, но нужно немного подождать, пока он приедет. И это совсем не напрягает, так как с площадки возле лифта открываются прекрасные виды на Нижний город:




Приблизила зумом окно из дома внизу:


«Счастливые» замочки умудряются и здесь прилепить:


Церковь Богоматери Часовни. Мы туда пойдём, когда спустимся вниз:


Снимки из лифта:




Спустились:


На заднем плане видны лифт и Дворец правосудия:


Какое-то современное здание среди старых домов:


На протяжении долгих столетий квартал Мароллен был населён брюссельским простонародьем и, как и сейчас, иммигрантами.


Квартал, а точнее то, что от него осталось после строительства Дворца правосудия, тянется отсюда до Южного вокзала.


Это здешние жители в 1969 году отстояли свои дома и улочки, когда министерство юстиции решило расширить территорию дворца.


Интересные уличные детали:




И ещё:




Витрины:




Когда ты с детства поклонник Тинтина, но уже вырос)))


Дом № 132 по улице Rue Haute/ Hoogstraat (Верхняя улица). В этом здании XVI века с характерным ступенчатым фронтоном жил и умер Питер Брейгель Старший. Переехав из Антверпена в Брюссель, он провёл в нём, как предполагают, не менее шести лет.


В 1924 году, к 400-летию мастера, на фасаде дома поместили мемориальную доску на двух языках: «Питеру Брейгелю - дань уважения Народа своему Великому Художнику».


Кстати, Верхняя улица - самая длинная и самая старая в центре Брюсселя, некогда была густонаселённой и шумной. На её месте ещё до возникновения города проходила римская дорога, которая связывала нынешнюю Северную Францию с Рейнской областью.

Вокруг сплошь старинные дома:


И вот мы вышли на площадь Place de la Chapelle, на которой высится красивая церковь:


Но церковь Богоматери Часовни заслуживает отдельного поста.

Площадь эту обустроили в конце XVIII века, на месте церковного кладбища, украшенного ещё в 1765 году фонтаном Богоматери в форме обелиска. Позднее фонтан снесли, но в 2005-м тщательно восстановили.
Я не сделала отдельного снимка фонтана, но его можно разглядеть в правой части снимка ниже, между мужчиной в яркой куртке и накренившимся фонарём.
Вообще-то я фотографировала скульптурную композицию с художником, обезьянкой и вороной:


А потом муж сфотографировал меня в рамке:


И напоследок покажу вам забавную вывеску антикварного магазина на этой же площади:


В следующий раз пойдём на экскурсию в церковь Богоматери Часовни.

До встречи в Брюсселе!

При написании поста были использованы материалы из книги Владимира Ронина «В центре Брюсселя».

скульптуры, #Бельгия, #Брюссель, Фландрия, архитектура, Брюссель, Бельгия

Previous post Next post
Up