«Размышления над формой и деталями -
составляющие одного и того же процесса.
Подробности интересуют меня не
меньше, чем вся конструкция в целом».
Марсель Брёйер
Я сейчас изучаю онлайн-курс по истории промышленного и графического дизайна, свободного времени-то полно образовалось. Курс интереснейший, охватывает и Европу, и Советский Союз. И вот захотелось поделиться с вами историей создания одного стула. Не могу сказать, что я поклонница такой мебели из гнутых трубок, меня больше впечатлила байка, откуда у стула такое имя - Василий.
Итак, о Василии…
Автор этого стула - Марсель Лайош Брёйер, немецкий и американский архитектор и дизайнер.
Родился в Венгрии в еврейской семье. В юности переехал в Веймар и поступил в «Баухауз», где остался преподавать.
Школа Баухауз в Германии с первых дней своего существования стала центром модернистского и функционального дизайна. Марсель Брёйер в 1920-1924 годах учился здесь столярному ремеслу, а в 1925-м году возглавил мебельную мастерскую и занялся разработкой дизайна складного стула из стальных трубок, похожих на те, из каких был сделан руль его велосипеда Adler. По легенде, Брёйеру пришла мысль делать мебель из трубок, потому что он каждый день ездил на работу на этом самом велосипеде.
В результате ряда экспериментов на свет появилась модель В3 - стул с блестящим металлическим каркасом и мягкими спинкой, сиденьем и подлокотниками.
Стул этот Брёйер спроектировал в 1925 году, но его серийный выпуск начался в 1926 году, в Дессау.
Лёгкий, удобный и недорогой, он одним из первых продемонстрировал потенциал стальных трубок и оказал огромное влияние на мебельный дизайн и на модернизм в целом (не путать со стилем модерн).
Стул В3 отличается простотой конструкции. Собранный из комплекта стальных трубок, между которыми натянута ткань или кожа, он напоминает гамак - у сидящего складывается впечатление, будто он висит в воздухе. Идея этого стула вдохновила многих дизайнеров, тем более что процесс бесшовного производства стальных трубок облегчил создание подобных изделий - прежде их спаивали, что приводило к повреждениям в месте шва.
Как все шедевры дизайна, это кресло помимо заводского индекса имеет имя - Василий.
И по поводу появления этого имени существует такая легенда.
Василий Кандинский тоже являлся преподавателем школы Баухауз. И как-то, проходя по её коридорам, заглянул в дверь мастерских металлообработки.
Видит, Марсель Брёйер собирает кресло. Кандинский говорит:«Какое красивое кресло! Сделай и мне такое же». А Брёйер ему:«Не вопрос! Сделаю, Василий».
Эту историю в 60-е годы узнал итальянский предприниматель, хозяин мебельной фирмы Gavina Дино Гавина. И он, получив от Брёйера лицензию, начал выпускать его кресла, назвав их именем Кандинского. То есть, это имя кресло носит лишь с 60-х годов.
К сожалению, красивая история не выдерживает проверки фактами. Сохранилось много фотографий, на которых видны интерьеры Баухауза в 20-е годы.
И по снимкам понятно, что кресла этой модели стояли повсюду, в том числе в домах многих преподавателей.
Но именно у Кандинского в доме стояли другие)))
C 1968 года и по сей день правами на производство Wassily Chair обладает американская компания Knoll: ее основатель Ганс Нолл был лично знаком с Брёйером и всегда симпатизировал идеям школы Баухауз.
На культовом фото в кресле Wassily Chair запечатлена Ильзе Гропиус - вторая жена Вальтера Гропиуса, основателя школы Баухауз. Это изображение стало иконой Баухауза как движения: на Ильзе маска работы Оскара Шлеммера и платье по дизайну Лиз Бейер, которые также были идеологами немецкого функционализма.
Марсель Брёйер известен, конечно, не только как создатель стула Василий.
В конце 1920-х годов он переехал в Берлин, чтобы заняться архитектурой. По его проектам были построены дома в Висбадене и Цюрихе. После прихода к власти Гитлера зодчий, будучи иудеем, эмигрирует в Лондон, а затем в США.
В 1941 году Брёйер создал собственное бюро, занявшись преимущественно проектированием жилых домов. Среди его нововведений этого периода - «двухъядерный дом» с отдельными крыльями для спален и остальных комнат и «крыша-бабочка».
В 1953 году архитектор выиграл конкурс на проектирование штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже, которое стало важной вехой в развитии брутализма.
В 1960-е и 1970-е годы Брёйер продолжил строительство крупных зданий из железобетона, его шедеврами стали здание Музея американского искусства в Нью-Йорке (1966) и небоскрёб AT Tower в Кливленде (1971).
Марсель Брёйер умер 1 июля 1981 года.
Но выставки его дизайнерских работ проводятся до сих пор, а идеи «Баухауза» сохраняют влияние и в XXI веке.
Вот и всё, что я хотела рассказать вам о стуле с именем Василий.
И, хотя легенда, что он назван в честь Кандинского, кажется не совсем правдоподобной, мне она нравится))