«Я считаю, что Google должен быть как швейцарский нож: простым и доступным, чтобы его хотелось всюду брать с
собой».
Марисса Майер, бывший член
руководства компании Google
Как вы понимаете, речь в этом посте пойдёт не об известной американской корпорации, упоминаемой в цитате, и не о нашумевшем фильме, вышедшем в прокат в прошлом году.
А поговорим мы о знаменитом продукте швейцарской фирмы Victorinox.
Сегодня 23 февраля, и тема армейского ножа всплыла в моей голове как-то сама собой))
Но также я расскажу и о связи японского дизайна с этим самым ножом. Неожиданно, да?
Итак, кому мы обязаны появлением швейцарского офицерского ножа?
Этот складной миниатюрный набор инструментов был спроектирован ножовщиком Карлом Эльзенером для солдат швейцарской армии.
Изначально походный нож был нужен, чтобы вскрывать консервы и разбирать винтовку, но Эльзенер включил в набор лезвие, шило и отвёртку, а главное - убрал все инструменты в рукоятку. Изначально она изготавливалась из древесины твёрдых пород.
Однако первый вариант ножа приняли без восторга, и в 1896 году Эльзенер пересмотрел его дизайн, расположив инструменты по обе стороны от рукоятки и использовав новаторский пружинный механизм.
На следующий год он добавил к ножу второе лезвие (поменьше) и штопор. Этот вариант пришёлся по душе не только солдатам, но и широкой публике.
Я сначала удивилась, что первый вариант ножа не нашёл признания. А потом стала изучать вопрос глубже и узнала, что в то время у Эльзенера была серьёзная конкуренция в лице немецкой фирмы Solingen (Золинген), которая поставляла ножи для солдат и офицеров швейцарской армии.
И ножи швейцарского производства были очень высокого качества, но абсолютно не конкурентоспособны в цене по сравнению с немецкими аналогами.
Но, как я написала выше, Эльзенер не сдался и продолжал совершенствовать своё творение.
В итоге популярность этого ножа побудила немецких производителей увеличить экспорт своих изделий, а Эльзенер был вынужден вводить постоянные новшества в дизайн и сохранять высочайшее качество своей продукции для того, чтобы выжить на рынке. К новым моделям были добавлены пилка по дереву, ножницы, щипчики, зубочистка и вытяжной шнур с дужкой для ношения ножа.
Это как раз тот случай, когда конкуренция способствовала развитию))
И вот в 1909 году, 25 лет спустя после открытия собственной фабрики, Эльзенер придумал знак отличия ножей собственного производства от немецких аналогов.
И, та-дам! С этого года правительство Швейцарии разрешило Карлу ставить на своих изделиях эмблему Швейцарии - крест, инкрустированный в гладкую красную рукоятку ножа. Таким образом признав все заслуги ножовщика перед родной державой.
В этом же году скончалась мать Карла. В память о ней, как о матери и человеке, помогающем ему в его деле, Карл использовал её имя - Victoria - как торговую марку своей компании.
Ножи «Victoria» получили много золотых и серебряных наград на выставках, и со временем стали символом швейцарского качества и отличного мастерства. Военный период 1914-1918 годов открыл не только множество возможностей, но и принес компании большое количество проблем. Закупка сырья и материалов из-за границы осложнилась, а спрос на солдатские ножи и детали винтовок возрос. В 1918 году, в возрасте 58 лет, Карл Эльзенер скончался, оставив свою процветающую компанию сыновьям - Карлу и Алоизу.
К концу Первой Мировой войны фабрика попала в кризис, вызванный снижением спроса на ножи, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Братья старались поддерживать высокое качество, и с развитием производства нержавеющей стали дела компании снова пошли в гору.
Именно тогда сыновья Эльзенера добавили к имени фирмы сокращённое международное название нержавеющей стали - inox. Так родилась известная на весь мир марка Victorinox.
Сегодня армейские ножи производятся двумя объединёнными фирмами - Victorinox и Wenger. Они легкоузнаваемы, надёжны и многофункциональны, сделаны из нержавеющей стали и пластика, а в набор инструментов, помимо основных, входят пинцет, пассатижи, открывалка для пивных бутылок, лупа и ножницы. А ещё на швейцарских ножах предусмотрена зарубка для ногтя большого пальца, что облегчает извлечение лезвия из корпуса.
Это нож Wenger SwissGrip фирмы Wenger, 1996г.
А это модель ToolChest Plus.
Настоящий карманный набор инструментов!
В 2011 фирма Victorinox в совместной работе с дизайнером из Японии, Казума Ямагучи, изготовила серию необыкновенных ножей - Victorinox Tomo.
Габариты ножа не изменились. Лишь возникла новенькая пластмассовая обшивка прямоугольной формы.
Tomo на японском значит «приятель», «партнер». И конкретно на партнерстве и основывается создание ножа. Его без проблем можно положить в кармашек, удерживать в руках и делать мельчайшую работу. Например, заниматься художественным вырезанием из бумаги.
Эта разновидность искусства популярна не одну сотню лет, в Японии она возникло еще в VII веке. Методика вырезания изменялась, однако необходимость в остром инструменте оставалась неизменной. Огромным и широким ножом не вырежешь филигранный орнамент. Поэтому для маленьких дел, где необходима точность, опрятность и лёгкость отлично подойдет нож Victorinox Tomo. Вот такой маркетинговый ход!
Чтобы продемонстрировать необходимость в новом швейцарском ноже для японского художества, Victorinox обратилась к знаменитому английскому живописцу, мастеру по бумажной вырезке картин, Робу Райану. И он вырезал шикарную картину, где показано, что швейцарские ножи - это семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение. На дальнем фоне картины запечатлена красота швейцарских лесов, которые очаровали Роба, когда он находился на заводе Victorinox в Ибахе, кантон Швиц. Смотрится данное творение вот так:
Ну, и раз уж речь зашла о складных ножах, то хотелось бы упомянуть универсальный походный нож, созданный американцем Тимом Лезерманом. Хотя это не совсем обычный нож.
В 1975 году Лезерман и его жена путешествовали по странам Европы и Восточной Азии. Пытаясь починить свой дряхлый Fiat и устранить течь в номере отеля, Тим понял, что его бойскаутский нож оставляет желать лучшего, так же как и его кусачки и отвёртка. Будучи по профессии инженером-механиком, Лезерман уже во время поездки делает наброски многофункционального инструмента.
В 1983 году он открывает свою компанию Leatherman, и вскоре после этого мир увидел модель Pocket Survival Tool , который также известен как «карманный инструмент для выживания». Компании-производители ножей заявляют, что это инструмент. Компании же по производству инструментов заявляют, что это некое устройство.
Всё дело в том, что творение Лезермана по форме больше напоминает пассатижи со встроенными в их рукоятки лезвиями, а не привычный нам складной нож.
А спустя год, пытаясь внедрить что-то новое, в компании решаются добавить в набор ножницы.
Вот и всё, что я хотела рассказать об армейском ноже.
И, так как в мире полно интересных вещей, то и темы для разговора у меня найдутся всегда))
Поэтому до встречи!