Гедда Габлер - прототип Медеи или женоненавистница?

Nov 24, 2019 19:39

Вчера с мужем сходили на очередную постановку в Молодёжном театре Краснодара. Смотрели спектакль "Гедда Габлер" по пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена.


Билеты я купила сильно заранее, поэтому сидели мы вплотную к сцене. Временами можно было протянуть руку и дотронуться до актёров и декораций. Полный эффект присутствия!




Итак, о спектакле: сюжет и фотографии. Текст не мой, взят из Википедии.
Пьеса была впервые поставлена в 1891 году в Мюнхене. Первые зрители не оценили пьесу, но с годами она стала восприниматься как один из столпов мирового театра. Главную героиню играли Вера Комиссаржевская, Алла Назимова, Ингрид Бергман, Эва Ле Галлиенн и многие другие выдающиеся актрисы


Говорят, что для актрисы сыграть Гедду - всё равно, что для актёра сыграть Гамлета.
В России «Гедда Габлер» была впервые сыграна французской труппой петербургского Михайловского театра 21 марта 1892 г.


Гедда Габлер, прежде всего, дочь своего отца, генерала Габлера, который, по-видимому, в отличие от всех прочих окружающих её мужчин, был незаурядным человеком. Она бы хотела стать такой, как он.


Но женская несвобода мешает ей: не только в широком социальном контексте - сфере, куда её бессознательно тянет, но и в частном, личном. Гедда могла бы выбрать своим девизом - «Не тронь меня».


Она из тех, кому органически отвратительно не только физическое, но и душевное человеческое «прикосновение», даже если речь идёт о мужчине, в которого, как ей самой кажется, она влюблена. Этот человек Эйлерт Левборг, ныне успешный автор. Всё земное для неё пошло и уродливо. Ей необходима красота.


Она ищет героя, которого, конечно, нет в уютно-мещанском мире её окружения. Став женой Тесмана, она попадает в ловушку ситуации семейной жизни - родственники, гостевания, возможная беременность. Но жизненное амплуа Гедды - трагическая героиня.




Во всяком случае, её ненависть к агрессивно-вещному миру - трагедийных, античных масштабов. Она и поступает, как одна из классических античных героинь - Медея. Гедда Габлер кончает жизнь самоубийством, убивает не только себя, но и нерождённого ребёнка.


Это месть миру мужчин, сконцентрированному в Тесмане, который совсем не Язон, но месть ему так же страшна - умерщвление его потомка. Но Гедда ещё убивает и «дитя» Левборга - уничтожает его рукопись, созданную с другой женщиной, ненавистной Tea.


Сам Левборг для неё недоступен. Поэтому один из пары пистолетов (деталь, по-чеховски неотвратимо сопровождающая Гедду Габлер до конца пьесы) предназначен Левборгу для самоубийства, на которое тот не пошёл и погиб лишь случайно.


Гедда Габлер - разрушительница не только мужского мира. Подлинные женщины, такие, как Tea с её пугливой женственностью, пушистыми кудрявыми волосами, отвратительны ей почти физически. В себе самой ей тоже невыносима женщина. Её она и убивает, использовав второй пистолет.


Вот такая она, ибсеновская Гедда Габлер! Мне она показалась женщиной, которая родилась и жила не в своём времени. И глубоко несчастной.
Я теперь хочу посмотреть постановку лондонского Королевского Национального театра с моей любимой актриссой Рут Уилсон в главной роли. А режиссёр сам Иво ван Хове.
В Лондоне было бы неплохо смотреть)) Но ограничусь записанной трансляцией с русскими субтитрами.

Признавайтесь, кто-нибудь читал пьесу или смотрел фильмы про Гедду Габлер? Делитесь впечатлениями!

театр, Краснодар, я, литература

Previous post Next post
Up