Сегодня мы снова в Бельгии, а именно в её славном городе Генте. Ещё немного прогуляемся по улицам, посмотрим на два храма - католический и рабочего движения. И узнаем, кому и за что в Бельгии присуждают звание «Усы года».
Итак, интересный Гент…
Мы просто шли по городским улицам:
И вдруг увидели сидящего на ступеньках здания импозантного мужчину.
Это памятник Ромену Деконинку - бельгийскому актёру, певцу, комику, режиссёру и конферансье. Надеюсь, я правильно написала его имя.
Скульптор изобразил Деконинка в одной из его самых известных ролей - инспектора Камиля Спроттаерта. Забавный факт: актёр за этот образ получил звание "Усы года" в Усовом клубе Антверпена в 1987 году))) Представляете, бывают и такие клубы!
Так что, обладатели усов интересной формы, можете подавать заявки на участие в этом конкурсе)))
Скульптура установлена у входа в театр Минард (Minardschouwburg), в котором актёр играл и ставил спектакли. Театр закрывался на какое-то время, но в конце 1980-х был снова открыт, и в 1990-м году Деконинк поставил на его сцене свою последнюю пьесу.
Справа от театра - здание кафе Marimain, которое до сих пор работает и носит имена Ромена и одной из его жён. Всего актёр был женат трижды. («Marimain» - сокращение от имён жены актёра Mary и его собственного имени Romain).
На фасаде здания висит мемориальная доска, на которой написано, что Деконинк писал, руководил и играл в этом театре в течение 50 лет:
Подавляющее большинство его пьес были народными комедиями. Деконинк сосредоточился на самой широкой аудитории: по его мнению, юмор должен быть простым, а произведение должно оставаться доступным. Всего он написал более 140 разных пьес.
Театральное объединение Гента " De Melomanen" каждый год с 1981 года во время Гентских празднеств исполняет одну из комедий Ромена Деконинка.
А в перспективе виднеется очень примечательное здание под названием Vooruit, о котором я обещала рассказать подробней в
прошлом гентском фотоотчёте:
Раз обещала - рассказываю.
Дальше будет много текста и всего две фотографии. Мне было очень интересно окунуться в историю этого здания))
В 19-м веке Гент был большим индустриальным городом (упор был в основном на текстильную промышленность). Тяжелейшие условия труда и низкий уровень жизни в целом были благодатной почвой для развития социалистического движения, которое возглавил Эдуард Анселе (Edward Anseele).
В 1880 году был создан кооператив Vooruit, призванный привлекать рабочие массы к социализму. Всё началось всего с одной булочной, где участники кооператива покупали хлеб (по карточкам), а затем несколько раз в год часть прибыли делилась между ними, опять же в виде карточек, за которые можно было приобрести и другие продукты, но только у кооператива. В результате у рабочих появлялась возможность немного сэкономить, а кооператив наращивал свою экономическую мощь. Кооператив строил всё больше аптек и бакалейных лавок по всему городу. А в 1889 году было начато строительство помпезного здания Ons Huis (наш дом) на Vrijdagmarkt (архитектор - Ferdinand Dierkens). Оно и сейчас приковывает взгляды на Пятничной площади. К сожалению, я на эту площадь не попала, но на фото из интернета здание выглядит впечатляюще.
Тем временем блага, получаемые участниками кооператива, всё росли. Больные получали бесплатный хлеб и медицинскую помощь, старики небольшую пенсию, на рождение детей тоже предоставляли продуктовый паёк. В то время именно кооператив, а не правительство, предоставлял хоть какую-то социальную защиту.
Ансееле, бывший всё это время управляющим кооператива и ставший одним из первых социалистов в парламенте, старался переориентировать деятельность его организации на производство. Сначала была основана ткацкая фабрика, потом пивоварня, сахарный завод и другие. Они предлагали рабочим лучшие условия труда, по сравнению со многими другими.
К началу первой мировой войны кооператив насчитывал 10 000 участников, и его политическую силу уже нельзя было игнорировать. Принадлежащие ему монументальные здания призваны были показать чувство самоуважения рабочих и силу кооператива.
Фестивальное здание Vooruit на Sint-Pietersnieuwstraat стало "храмом" рабочего движения. Строительство началось в 1910 году по проекту уже знакомого нам Ferdinand Dierkens.
Кооператив хотел показать, что его участники не просто мещане, заботящиеся только о бытовых нуждах, но также и интеллектуально развивающиеся личности.
Благодаря рельефу (склон к реке) удалось построить и концертный зал и театр, прямо один над другим. Также в здании уместились ресторан, библиотека и зал для собраний. В результате получилось эклектичное сооружение с хитро соединёнными уровнями. Dierkens использовал новейшие технологии в отоплении, освещении и пожарной безопасности. Интерьер был роскошным - паркет, витражные окна, керамическая плитка, позолота. Стоимость отделки явно была не малая.
Здание Vooruit составило отличную пару Ons Huis. Последний служил штаб-квартирой, а Vooruit стал отличным местом отдыха. Особенно популярны были киносеансы.
Несмотря на трудности во время первой мировой войны, Vooruit не пришел в упадок, и, начиная с 1918 года, продолжал активно развиваться. Множество самых разных социалистических организаций устраивали здесь свои выступления. И кинотеатр был чрезвычайно популярен. В общем, Vooruit сравнивали с ульем.
Vooruit всегда был полон посетителями. Только во вторую мировую там радовались жизни не местные жители, а оккупанты. Один из официантов в своем дневнике описывал, какие пиршества там устраивались, в то время как местные жители голодали.
После возвращения здания кооперативу в 1946 г. жизнь в нём забила ключом. Политические собрания, танцы, банкеты, концерты, и, конечно, кино. Без последнего нельзя было обойтись. Была создана некоммерческая организация, распределяющая доход от кинопоказов между различными социалистическими культурными сообществами региона. Казалось бы, былое процветание было восстановлено. Однако общий уровень жизни рабочих улучшался, стали появляться новые развлечения, и Vooruit оказался несколько старомодным в эпоху телевидения. А так как многие организации, устраивавшие собрания, финансировались отчасти благодаря доходам кинотеатра, то и они стали приходить в упадок. К семидесятым годам почти всё здание пришло в запустение, и только в кафе ещё было немного посетителей.
Всё переменилось в начале восьмидесятых, когда группа активистов привлекла внимание к проблеме, организовав фотовыставку, где демонстрировались старинные и современные фотографии Vooruit. Всё сложилось удачно, и наконец-то начали проводить восстановительные работы. Vooruit должен был стать социально-культурным центром, но уже без привязки к социализму. Из-за высокого уровня безработицы в те года, легко нашлось множество рабочих, готовых разбирать горы мусора Vooruit. Дело пошло быстро, и уже в 1981 году Vooruit снова распахнул свои двери перед посетителями.
Там проводились экскурсии, устраивались поп и рок концерты, танцы, часть помещений решено было сдавать под частные вечеринки. Организаторы не боялись рискованных представлений, и вскоре Vooruit стал одним из передовых культурных центров в округе.
И сейчас, по слухам, это очень популярное место. В кафе всегда довольно много посетителей. А в хорошую погоду гости с удовольствием заполняют открытую террасу. Ну, а вечерами здесь часто устраивают концерты.
Вот таким оказался бывший «храм» социалистического движения в Генте.
Далее мы куда-то шли-шли и неожиданно оказались на одной из самых больших площадей города - Sint-Pietersplein, или площади Святого Петра:
Здесь часто проводятся различные ярмарки и соревнования. Во время нашего посещения на площади расположился передвижной парк развлечений:
Но главным украшением площади можно смело назвать католическую церковь Богоматери и Святого Петра (нидерл. Sint-Pietersabdijkerk, фр. Saint-Pierre de Gand).
Из-за установленных на площади палаток оказалось невозможным сделать нормальный снимок церкви снаружи.
Примерно в 630 году Святой Аманд пришёл в Гент и основал два аббатства: Святого Бавона (на пересечении рек Лис и Шельда) и Святого Петра на холме Бландейнберг - самом высоком пункте в Генте с обширным видом на долину реки Шельды. Первым аббатом стал Флоберт - один из учеников Святого Аманда.
В 811 году Карл Великий реконструировал аббатство Святого Петра и дал ему право власти и собственности. После нападений викингов, в 975 году, граф Фландрии Арнульф Великий освятил новую церковь, построенную в 941 году.
В период с 10 по 12 века аббатство приобрело власть, уважение и влияние. На рубеже 12 и 13 веков была построена церковь Святого Петра в романском стиле. Но это время оказалось тяжёлым для аббатства вследствие экономического кризиса и религиозных конфликтов 13 века.
В 14-15 веках снова наступил удачный период для аббатства благодаря его обширному землевладению. 16 век был отмечен религиозными смутами, в 1566 году аббатство и церковь сильно пострадали от иконоборческого движения.
В 1629 году под руководством аббата Шайка, епископ Трис заложил первый камень барочной церкви. На помощь в строительстве были призваны иезуитский монах и архитектор Питер Хёйссенс. Работы выполнялись под защитой и покровительством эрцгерцога Фридриха и эрцгерцогини Изабеллы, а вдохновением послужили проекты Иль-Джезу и Святого Петра в Риме.
В конце 18 века Французская революция положила конец вековому существованию аббатства. 1 ноября 1796 года последние монахи были изгнаны, а их имущество конфисковано. С этого момента помещения комплекса были отданы под казармы для солдат, а церковь стала музеем.
Церковь Богоматери, которая являлась тогда приходской, была полностью разрушена в 1799 году, а церковь (аббатство) Святого Петра, которая была спасена благодаря одному жителю Гента - Карлу Ван Хюлтему, использовалась в качестве музея живописи.
После декрета 13 января 1810 года, когда богослужение было восстановлено, церковь стала также приходом Святого Петра и получила двойное название - «Церковь Богоматери и Святого Петра». С 1860 по 1894 годы проводились крупные реставрационные работы. В нижней части церкви был постелен мраморный пол:
Реставрация внешней стороны купола была проведена в последний раз в 1969-1972 годах, в 1975 году были отремонтированы колокольня, крыша и фасады, а в 2008 году - внутренний купол.
Монументальный орган Ван Петегема был построен в 1847-1848 годах Пьером Ван Петегемом - потомком знаменитого рода органных мастеров.
Есть в церкви и орган поменьше:
Макет старой церкви:
Кроме нас с мужем, в церкви был только ещё один посетитель, тоже турист по внешнему виду. Прихожан в тот день не наблюдалось.
Церковь открыта каждый день, кроме понедельника с 10.00 до 17.30.
Воскресные службы в 11.00.
Адрес: St. Pietersplein 2
Далее путь наш лежал на железнодорожный вокзал, но по пути мы увидели ещё кое-что интересное.
Видите большой комплекс, похожий на замок? Это казармы Леопольда. Эклектичное здание было возведено в 1902-1906 годах по проекту Modeste the Noyette. Казармы на этом месте строились еще с конца 17-го века, но потом их снесли, так как они мешали цитадели, стоящей на месте нынешнего парка. Не уверена, но вроде сейчас в здании располагается институт изящных искусств.
Мимо парка Цитадель мы прошли мимо. Честно говоря, на него уже не осталось сил. Только сделала издалека снимок беседки, построенной ещё в 1885 году. Раньше в ней проводились концерты:
Вот такая забавная скульптурная композиция на фасаде здания. Извечный спор кошки с собакой:
И мы снова у гентского жд вокзала. А велосипедов на стоянке заметно прибавилось!
Скульптура на площади перед вокзалом. Совсем по-другому она смотрится в ясную погоду:
Вот на этой солнечной ноте я и заканчиваю свои рассказы о Генте.
Очень хочется вернуться в этот замечательный город снова. Надеюсь, что когда-нибудь смогу это осуществить!
А пока до встречи где-нибудь ещё в Бельгии!