Ну что, продолжим наши прогулки по летнему Санкт-Петербургу? Сегодня мы побываем на красивой Исаакиевской площади со знаменитым собором и посетим финскую церковь Святой Марии на Большой Конюшенной улице. И, как всегда, покажу интересные городские детали, встречавшиеся мне на пути.
Итак, гуляем по Питеру…
В тот день 31 июля 2016 года самым главным впечатлением для меня был
Военно-морской парад, который я смотрела, стоя вооон на тех ступеньках дома № 20 по Английской набережной:
Но мы же знаем, что в Санкт-Петербурге в историческом центре обычных зданий не бывает. Вот и это оказалось с именем - Дом В.П. Орлова-Давыдова. Стиль эклектика. Год постройки 1866, архитектор Кольман Карл Карлович. Обратите внимание на распределительный щит слева от адресной таблички. Такое чувство, что он существует здесь с того же 1866 года)))
Ну, и куда же в Питере без советского прошлого! Поэтому на здании я нашла и вот такую мемориальную табличку:
Парад закончился, и я отправилась гулять по городу, но тут начался ливень, который пугал чёрными тучами ещё с самого раннего утра. Поэтому я спряталась в подземном переходе и обнаружила там вот такой памятный уголок:
Оказывается, на месте Конногвардейского бульвара когда-то проходил канал, по которому возили строевой лес из складов Новой Голландии на Адмиралтейскую верфь. Теперь я знаю, что в городе на Неве и подземные переходы с историей)))
Дождь был сильный, но недолгий, и вот я снова на улицах города. На этот раз ноги принесли меня на Исаакиевскую площадь с расположенным на ней одноимённым собором:
Здание собора огромно - общая высота 101,5 м, площадь - более 1 га.
Все четыре фасада собора украшены колонными портиками. Всего колонн 48:
Эти грандиозные колонны высечены из выборгского гранита «рапакиви». Их подвозили по Неве, а затем на платформах с чугунными шарами катили по лоткам из толстых досок к стройке.
А установка колонн собора так и вообще считается одним из выдающихся достижений русских строителей - 128 рабочих при помощи специальных лесов и кабестанов (специальных лебёдок) устанавливали одну колонну за 45 минут:
Барабан центрального купола также окружают 72 монолитные гранитные колонны весом от 64 до 114 тонн:
Внутреннее убранство Исаакия роскошно, так как для украшения была подобрана изумительная гамма разноцветных камней - русский, итальянский и французский цветной мрамор, уральский малахит и лазурит. Я уже посещала собор годом ранее, поэтому в этот раз решила просто полюбоваться его не менее красивым фасадом:
Расскажу ещё немного об историческом прошлом собора.
В мае 1858 года собор торжественно освятили, и он стал главным кафедральным храмом столицы.
За работу государь пожаловал архитектору Огюсту Монферрану золотую медаль с бриллиантами и 40 000 рублей серебром. Через месяц Монферран скончался. В своём завещании архитектор просил похоронить его под полом собора, но так как он не был православным, то гроб с его телом лишь обнесли вокруг собора, а отпевали Монферрана в
католической церкви Св.Екатерины на Невском проспекте. Я рассказывала об этой церкви в отдельном посте.
После отпевания вдова архитектора увезла его тело во Францию, где его и похоронили.
В 1931 году в соборе устроили Антирелигиозный музей.
Во время блокады в подвалах собора хранились ценности, перевезённые туда из пригородных царских дворцов - Пушкина, Павловска, Петродворца, Гатчины и Ломоносова.
Об Исаакиевском соборе поговорили, теперь настало время осмотреться по сторонам.
Современная Исаакиевская площадь образовалась из слияния двух старинных площадей - Исаакиевской и Мариинской. Название Мариинской площади дал стоящий на другом берегу Мойки Мариинский дворец. Виднеется на фото на заднем плане:
До 1839 года в здании, стоявшем на этом месте, располагалась Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в ней учился Лермонтов. В 1839-1844 годах архитектор-эклектик Андрей Штакеншнейдер перестроил его для великой княжны Марии Николаевны, дочери Николая I, после чего дворец стал называться Мариинским.
С 1884 года во дворце заседал Государственный совет. В 1907-м архитектор Леонтий Бенуа превратил двухъярусный зимний сад в зал заседаний. В 1917 году в Мариинском дворце работало Временное правительство. В годы первых пятилеток дворец был отдан Промышленной академии им. Сталина (Промакадемии). Сейчас во дворце заседает городское Законодательное собрание.
В 1859 году площадь между дворцом и собором украсил памятник Николаю I работы Петра Клодта и Огюста Монферрана:
Есть ещё одно примечательное здание на углу площади. В 1807 году Джакомо Кваренги возвёл на левом берегу расположенного там тогда канала здание Конногвардейского полкового манежа.
Перед портиком манежа стоят статуи юношей, укрощающих коней, - это копии знаменитых античных статуй, украшающих Квиринальский дворец в Риме:
Статуи изображают Диоскуров, сыновей Зевса - близнецов Кастора и Поллукса, они считались покровителями воинов, всадников и моряков.
Сегодня Манеж используется в качестве выставочного зала:
После прогулки по Исаакиевской площади я отправилась на Большую Конюшенную улицу, чтобы наконец-то попасть внутрь небольшой финской церкви, расположенной там:
В один из предыдущих дней мне это не удалось, потому что на входной двери висел лист бумаги с надписью: «Не входить! Не стучать! Идёт запись!!!». Поэтому, потоптавшись возле входа и сделав несколько снимков здания церкви, я решила вернуться сюда в другой день:
Я расскажу об истории возникновения финской церкви на этом месте, сопровождая рассказ снимками деталей интерьера и экспонатами с выставки рукодельных работ, которая в то время проходила в церкви.
В 1734 году императрица Анна Иоанновна подарила шведско-финской общине Санкт-Петербурга участок на Большой Конюшенной улице, на котором была построена первая деревянная кирха, освящённая 19 мая того же года в честь Святой Анны.
В 1745 году шведско-финская община разделилась, однако богослужения совершались в общей церкви.
В 1767 году кирха перешла во владение финской общины.
В 1803 году финская община начала строительство новой каменной церкви на 2400 мест.
12 декабря 1805 года, в день рождения императора Александра I, храм освятили в честь Святой Марии, тезоимённой его матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне.
Ну, а потом пришла Советская власть, и в 1938 году кирха Святой Марии была закрыта, а её здание передано Эрмитажу.
В 1940 году здание было перестроено под общежитие строительного управления, а с 1970 года в здании церкви находился «Дом природы».
В 1990 году усилиями пастора Арво Сурво был возрождён и вновь зарегистрирован лютеранский приход Святой Марии, которому сначала выделили лишь несколько помещений в здании церкви.
Борьба прихожан за полное возвращение здания увенчалась успехом лишь в 1994 году. После этого начался сбор средств на реставрацию.
В 1999 году под руководством Центра зарубежной помощи Церкви Финляндии, при поддержке финских приходов и под контролем Музейного ведомства Санкт-Петербурга начали проводить реставрацию церкви. Здание церкви Святой Марии было восстановлено исключительно благодаря пожертвованиям лютеран Финляндии, которые собрали для этой цели почти 20 млн. финских марок.
Церковь была повторно освящена в мае 2002 года в присутствии архиепископа Евангелическо-Лютеранской церкви Финляндии Юкки Паарма, президента Финляндии Тарьи Халонен и губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева.
В сентябре 2002 года по решению церковного правления кирха Святой Марии стала епископальной церковью, что соответствует кафедральному собору.
И на снимке внизу расписание богослужений. Вдруг кому захочется поприсутствовать:
В церкви я пробыла совсем немного, так как там проходила подготовка к какому-то мероприятию, и было не совсем удобно фотографировать. Да и сам по себе храм очень небольшой и с минимальными украшениями интерьера. Это ведь лютеранская церковь, а они чаще всего очень аскетичны в плане декорирования.
В общем, после пищи духовной мне захотелось хлеба, а точнее, известных местных пышек. Но в знаменитую Пышечную на Большой Конюшенной была огромная очередь. Кстати, в этом здании в 18-м веке располагалась Французская реформаторская церковь:
Я не захотела тратить время и решила идти гулять дальше. Не забыв сфотографировать красивый фонарь на фоне колоритной стены:
По соседству с Пышечной располагается Театр эстрады А.Райкина. Известный лозунг «Хлеба и зрелищ!» в действии)))
Вышла на Невский проспект, а там водолазы на автомобилях разъезжают:
Всё-таки Санкт-Петербург удивительный город! Здесь каждый найдёт себе что-то по вкусу, и можно даже заиметь личного водолаза)))
Ну, а я в следующий раз покажу ещё пару интересных церквей Санкт-Петербурга - шведскую Святой Екатерины и немецкую Святых Петра и Павла.
Так что, до встречи в Питере!
Постоянный адрес моих фото-отчетов обо всех поездках здесь:
veryold.ru