Северную оконечность острова на Шпрее принято называть Островом музеев, или Музейным островом, кому как удобно. Здесь на 500 метрах расположены пять храмов искусства, прославленных во всём мире. В 1999 году Музейный остров был внесён ЮНЕСКО в перечень объектов, составляющих культурное наследие человечества. К сожалению, у нас совсем не было времени на посещение даже одного музея, поэтому мы просто прогулялись по острову и полюбовались на красивые здания и скульптуры снаружи.
Итак, Музейный остров…
Вообще, при наличии достаточного времени, эти музеи достойны самого пристального внимания. Хотя бы потому, что представляют культуру всего человечества: от археологических находок, относящихся к древнейшим цивилизациям, раннехристианской Византии, великолепия барокко до немецкого и европейского искусства начала 20 века:
А началось всё с того, что в 1820-е годы Фридриху Вильгельму III понадобились помещения для его античных коллекций. В окончательном виде комплекс сложился спустя ещё сто лет. Его составляют Старый музей, Новый музей, Старая Национальная галерея, Пергамский музей и Музей Боде. В каждом из этих крупных музеев собраны разные коллекции, соответственно отнесённые к разным отделам.
Вот макет Музейного острова в миниатюре:
А теперь посмотрим на эти строения уже в натуральную величину.
Здание слева - это Новый музей, а справа - Старая Национальная галерея:
К названию Национальной галереи пришлось добавить определение «старая», чтобы её не путали с картинной галереей на Культурфоруме. Окружённое колоннадой здание постройки 1876 года напоминает греческий храм:
Здесь выставлено собрание немецкой живописи 19 века - реализм и романтизм и ранние импрессионисты. После капитального ремонта техническое состояние здания отвечает самому современному уровню:
Скульптура всадницы на фоне здания Пергамского музея в неоклассицистском стиле:
Лично мне в этой скульптурной композиции очень понравилась лошадь с умными глазами:
А сам музей знаменит, прежде всего, Пергамским алтарём, Милетскими воротами, изразцовыми воротами Иштар из Вавилона и другими архитектурными шедеврами Древнего мира, выставленными в Пергамском музее в оригинале.
На снимке ниже здание Старого музея:
Этот музей, строившийся под руководством Шинкеля с 1825 года, действительно является самым старым в Берлине. Во время войны он сгорел, а в 1966 году был полностью восстановлен.
В центральных классицистских залах представлено собрание античного искусства. Здесь же разместились собрание папирусов и Египетский музей. Жемчужина коллекции - скульптурный бюст Нефертити 14 века до н.э.
Я показала четыре музея из пяти, так как до Музея Боде мы просто не дошли. Могу сказать только, что назван он в честь крупнейшего немецкого историка Вильгельма фон Боде, который долгие годы был директором этого музея. И что в этом музее представлена в основном скульптура, собрание монет и коллекция Византийского музея.
Гуляя по острову, мы обнаружили здесь вот такую забавную скульптурную композицию под названием Хампти Дампти, что в переводе на русский язык звучит как Шалтай-болтай:
Помните: «Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне»? Только в детских книжках этого персонажа английских песенок изображали совсем по-другому, чем автор этой скульптуры. Но, как говорится, «я художник и я так вижу»)))
А на дворе лето, тепло и люди загорают прямо на траве в парке на берегу Шпрее:
Если я не ошибаюсь, то вот эта вереница зданий имеет отношение к Университету Гумбольдта. Но я не совсем уверена:
В городе нам практически на каждом шагу встречались какие-нибудь стройки или дорожные ремонтные работы. Я тогда подумала, что угораздило же нас приехать в столицу Германии в момент масштабной перестройки, но потом узнала, что для Берлина это в порядке вещей, хронический ремонт идёт постоянно. Вот и на снимке ниже виден очередной строительный кран:
А эти два зелёных шпиля принадлежат церкви Святого Николая. В 2010 году ей исполнилось 800 лет. Она является самой старой церковью Берлина вместе
с церковью Девы Марии на Александерплатц. В 1938 году церковь перешла в государственную собственность и в ней больше не проходили службы:
После Второй мировой войны церковь была сильно разрушена, до внутренних стен. В 1981 году церковь начали восстанавливать по старым чертежам и планам. В ходе реконструкции в церкви
были установлены куранты из 41 колокола. После реконструкции церковь открылась в качестве
музея, а также её иногда используют в качестве концертного зала, поскольку она обладает
удивительной акустикой. В склепе Бейера можно спуститься на уровень земли средневекового
Берлина, оказавшись в самой старой сохранившейся «берлинской комнате».
Бело-голубое здание Гумбольдт-бокса - временного выставочного сооружения на Дворцовой площади. Построено напротив парка Люстгартен в 2011 году как информационный центр на период восстановления берлинского Городского дворца и подготовки к открытию в нём Гумбольдт-форума:
Я уже не помню, что это была за выставка напротив Гумбольдт-бокса, но на всех фото вверху стояли 3 даты - 1933-1938-1945:
Вот так выглядела вся экспозиция:
И наконец-то мне удалось сфотографировать вблизи берлинскую телебашню Фернзетурм. Её высота 368 метров и она является самым высоким зданием в Германии и вторым по высоте (после московской телебашни) в Европе:
В 1969 году её выстроили в восточной части города в пару к Радиобашне в Западном Берлине. Забавно, что в солнечный день на шаре телебашни ясно видно изображение креста. Берлинцы прозвали его «Местью папы», подчёркивая дискриминацию церкви в ГДР. Архитекторам пришлось объяснять атеистическому правительству, что этот оптический эффект является случайностью и вовсе не был заранее задуман)))
А на юге Музейного острова расположился грандиозный Берлинский собор. Этот величественный купольный храм был построен в конце 19 - начале 20 веков по проекту Отто и Юлиуса Рашдорффов:
До постройки Берлинского собора на этом месте располагался лютеранский храм. Он был снесён,
поскольку показался кайзеру Вильгельму II недостаточно величественным и монументальным.
Новый собор, построенный на этом месте, поражает пышностью форм и богатством убранства, несмотря на то, что это противоречит лютеранским церковным канонам, согласно которым церковное убранство всегда было сдержанным и скромным. Выполненный в стиле барокко, собор скорее напоминает католический храм, чем лютеранский:
Во время Второй мировой войны купол собора был сильно разрушен, реставрация завершилась
только в 1993 году. Можно подняться под купол собора, преодолев 270 ступеней.
В соборе находится музей истории собора. Склеп прусских королей и принцев из династии Гогенцоллернов, находящийся здесь, также открыт для посетителей.
Ну, а мы идём дальше на прогулку по окрестностям Музейного острова.
Вот это здание, напоминающее античный храм, носит название мемориал «Нойе Вахе», или Новая Караульня:
В 1816 году Фридрих III отдал распоряжение выстроить новое здание караульни. Денег у Пруссии тогда было немного, и архитектору Шинкелю пришлось оставить кирпичные торцы и задний фасад здания без облицовки. Этот недостаток ему удалось скрыть, посадив вокруг каштановые деревья.
С 1993 года постройка носит название Центральный мемориал Федеративной Республики Германия. В интерьере размещена копия пьеты Кете Кольвиц «Мать и сын» с посвящением «Всем жертвам войны и насилия».
До объединения Германии в 1990 году Нойе Вахе охранял круглосуточный почётный караул. В
современной Германии почётный караул несёт службу у здания только в День народной скорби, отмечающийся в Германии с 1993 года.
Совсем рядом с караульней, на Унтер-ден-Линден, расположились корпуса Университета им. Гумбольдта. И памятник самому Александру Гумбольдту перед университетом. Работа скульптора Рейнгольда Бегаса, 1883 год:
Университет был построен в 1748 - 1766 годах для принца Генриха, младшего брата Фридриха Великого. После смерти Генриха в 1809 году здание по настоянию Вильгельма фон Гумбольдта, старшего брата Александра Гумбольдта, перешло в его владение.
Посмотрите, какой красивый и одновременно строгий фасад университета:
Славу университета составили такие выдающиеся учёные, как братья Якоб и Вильгельм Гримм (да-да, они были не только великими сказочниками), Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Альберт Эйнштейн и Макс Планк. Гегель и Планк в разное время были ректорами университета.
А Герман фон Гельмгольц с 1871 года возглавлял кафедру физики. За огромный вклад в науку он удостоился памятника у стен университета:
Очень люблю вот такие сложные скульптурные композиции огромных размеров и с множеством деталей - чтобы можно было дооолго ходить вокруг, всё разглядывая и изучая. В данный момент передо мной оказалась конная статуя Фридриха Великого, установленная на разделительной полосе бульвара Унтер-ден-Линден рядом со Старым дворцом. Это, между прочим, главный труд скульптора Кристиана Даниэля Рауха, одно из выдающихся произведений скульптуры 19 века, ознаменовавшее её переход к реализму.
А берлинцы народ весёлый и, несмотря на регалии скульптора и Фридриха Великого, дали памятнику ироническое прозвище «Старый Фриц»:
И тут мы увидели большие старые часы прямо посреди тротуара, которые как бы намекали, что если мы и дальше будем праздно шататься по Берлину, то можем не успеть в местный зоопарк:
Но нет, попасть в Берлинский зоопарк я мечтала так же сильно, как мой муж на
фестиваль «Пивная миля». Фестиваль мы посетили вчера, поэтому сегодня идём к зверушкам. Но об этом я расскажу в следующий раз.
До встречи в Берлине!
Постоянный адрес моих фото-отчетов обо всех поездках здесь:
veryold.ru