Второй день нашего пребывания в Берлине выдался тёплым и солнечным, но иногда набегали тучи, обещая дождь. Который, к счастью, так и не случился. Поэтому весь день мы посвятили прогулкам по городу. Но с самого утра у нас была запланирована автобусная экскурсия, на которую мы и отправились.
Итак, утро второго дня в Берлине…
Первым делом нам предстояло увидеть прекраснейший из берлинских дворцов, который Гогенцоллерны строили целое столетие в несколько этапов - Шарлоттенбург.
А началось всё с того, что курфюрст Фридрих III и София Шарлотта никак не могли добиться взаимопонимания. Покуда властитель развлекался военной муштрой, его супруга вела учёные разговоры с Лейбницем или изучала французский и итальянский языки. Чтобы целиком предаться приятному ей образу жизни, София Шарлотта решила построить в сельском местечке Литцов летний замок Литценбург. Арнольд Неринг начал работы в 1695 году, и к 1699 году центральная часть сооружения была готова, хотя пока и без башни.
Курфюрст, взойдя на трон, как король Пруссии, поручил шведскому архитектору Иоганну Фридриху Эосандеру фон Гёте добавить купольную надстройку высотой 48м, два боковых крыла и Большую оранжерею.
И только после смерти королевы в 1705 году ансамбль получил своё нынешнее название. Пока строился дворец Сан-Суси, Фридрих Великий с удовольствием жил здесь, поскольку питал большое уважение к Софии Шарлотте, своей бабушке.
В этот период его архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф дополнил ансамбль новым, вытянутым в длину крылом:
Строительство окончательно завершилось в 1788 году при Фридрихе Вильгельме II, когда по его заказу Карл Готхард Лангханс спроектировал дворцовый театр.
В 1943 году дворец Шарлоттенбург так сильно пострадал во время бомбёжки, что его руины собирались взорвать. Но Маргарете Кюн, которая была тогда директором, энергично взялась за восстановление комплекса. А золочёный флюгер над дворцом появился в 1952 году, когда была надстроена башенка на куполе:
Во Дворе славы нас встречает конная статуя «великого курфюрста» Фридриха Вильгельма, изображающая его как победителя в битве при Фербеллине:
История этой скульптуры полна драматизма. Статуя была изготовлена в 1700 году и установлена у Городского дворца в Берлине. Во время Второй мировой войны её эвакуировали, а в 1946 году собирались вернуть на место, но баржа со статуей затонула в Тегельском порту. Лишь три года спустя всадника удалось поднять со дна:
Автор статуи - немецкий скульптор и художник Андреас Шлютер. Являлся наиболее ярким и востребованным представителем раннего барокко в Германии, а в начале 18 века он два года был директором Берлинской академии художеств.
За год до смерти Шлютер принял предложение Петра I, и 1 мая 1713 года подписал договор с Яковом Брюсом, одним из ближайших сподвижников Петра I, и переехал в Россию строить Санкт-Петербург в чине «директора строительства». Поселился Шлютер в Летнем дворце, для которого выполнил ряд скульптур и рельефов. В 1714 году благодаря ему Летний дворец обрёл свой окончательный, теперешний вид.
Умер Шлютер 4 июля 1714 года в Санкт-Петербурге. Его могила на Сампсониевском кладбище, к сожалению, не сохранилась. Но сохранились его творения:
Одна из колонн со скульптурой, украшающая вход во Двор славы:
За дворцом расположен красивый ландшафтный парк. Но из-за ограниченного времени мы ни во дворец, ни в парк не попали. Я так поняла, чтобы всё хорошо рассмотреть в Шарлоттенбурге и окрестностях, никуда при этом не спеша, лучше выделить на это целый день или хотя бы половину.
Красивый дом напротив дворца - это Музей Берггрюна. Его ещё называют Собрание Берггрюна. В этом здании с 1996 года находится выставка из коллекции Гейнца Берггрюна «Пикассо и его время». Здесь более 100 картин, скульптур и рисунков мастера, работы Клее, Сезанна, Матисса, Ван Гога, Брака и других художников, произведения искусства Африки:
Вот такое небо над Берлином мы увидели в то утро:
А дальше экскурсионный автобус привёз нас на перекрёсток, от которого расходятся пять дорог. А площадь, образованную этим перекрестьем, называют Большой Звездой. Вот одна из дорог, ведущая к Бранденбургским воротам:
В центре площади Большая Звезда стоит высокая и стройная колонна с позолоченной фигурой Виктории, богини Победы, наверху. Поэтому и называют это сооружение колонна Победы:
В 1985 году статуя весом 35т едва не упала. К счастью, это удалось предотвратить. Винтовая лестница внутри ведёт к смотровой площадке. При желании можно поняться и посмотреть на этот район Берлина с высоты 48 метров:
Перед входом в колонну можно посидеть на ступеньках, рассматривая красивые барельефы на основании:
Здесь же, на площади Большой Звезды, недалеко от колонны Победы, установлены три скульптуры, посвящённые тем, кого считают одними из основателей Германской империи.
Все три изначально были установлены перед Рейхстагом на площади Кёнигсплац, современной площади Республики. А в 1938 году перенесены сюда, на площадь Большая Звезда.
Это национальный памятник первому рейхсканцлеру Германии Отто фон Бисмарку. Он же крупным планом на заглавном фото.
Бронзовая фигура высотой 6,6 м установлена на цоколе из полированного красного гранита. Рейхсканцлер изображён в мундире хальберштадтского кирасира, так он обычно появлялся на заседаниях старого рейхстага. Левая рука крепко держит эфес палаша, правая рука покоится на грамоте об учреждении Германской империи:
Внизу под скульптурой очень красивое основание, богато украшенное. Но на момент нашего посещения оно было огорожено строительным забором, и поэтому я сделала снимок только верхней части памятника.
Вторая скульптура изображает Альбрехта Теодора Эмиля фон Роона - графа, германского военного и государственного деятеля, прусского генерал-фельдмаршала:
И третий основатель Германской империи - Гельмут Мольтке. Тоже граф и генерал-фельдмаршал:
А мы едем дальше осматривать город. Проезжаем мимо дворца Бельвю - официальной резиденции федерального президента Германии. Во время войны дворец был сильно разрушен, и в соответствии с оригиналом восстановили только овальный Парадный зал. Дворец расположен в парке Тиргартен:
А вот в окне мелькает и сам Тиргартен - самый большой парк Берлина:
Быстро проносимся мимо Дома культур мира - центра современного неевропейского искусства в Германии. Здание построено в 1957 году американцами. И изначально это был Зал конгрессов. Согласно архитектурному замыслу здание с изогнутой крышей расположено перед водоёмом, поэтому его сразу же прозвали «беременной устрицей». Мероприятия в этом здании пользуются большой популярностью. Зал рассчитан на 1250 зрителей. Здесь проходят конференции, выставки, концерты, лекции на самые разные темы:
В восточной части парка Тиргартен, недалеко от Бранденбургских ворот, расположен так называемый Советский мемориал. На этом месте захоронены 2500 советских солдат. Мемориал возведён из финского гранита, который Гитлер в своё время закупил для отделки Дворца народов - гигантского здания, постройка которого планировалась на месте площади Потсдамер-Плац:
Территорию, относившуюся к Британскому сектору города, предоставили в пользование СССР на неопределённый срок. А в 1990 году был заключён германо-советский договор, согласно которому ФРГ обязалась обеспечить надлежащий уход за мемориалом:
И вот мы подъехали к Бранденбургским воротам. Пока осматриваем их с тыльной стороны:
На протяжении сорока лет к этим воротам подойти было нельзя. Непосредственно за ними была Берлинская стена. Когда в 1989 году разрушили первый участок стены, Бранденбургские ворота стали символом объединённого Берлина.
В 1791 году, когда ворота были возведены, им присвоили название «Ворота мира»: богиня Мира с её квадригой, творение Иоганна Готфрида Шадова, несла городу мир. Рельеф на воротах изображает Геракла, сына Зевса, мифического благодетеля человечества. Политическая подоплёка состояла в восхвалении победоносного полководца и короля-миротворца Фридриха Великого:
Создавая проект сооружения из песчаника, архитектор Карл Готхард Лангханс взял за образец Пропилеи на афинском Акрополе. Тем самым он стал основоположником берлинского классицизма, достигшего блистательного расцвета при Карле Фридрихе Шинкиле:
Наполеон пришёл в такой восторг от четвёрки коней над воротами, что после победы над Пруссией в 1807 году приказал перевезти их в Париж как трофей:
В 1814 году после победы над Наполеоном берлинцы отправили в Париж делегацию, которая победоносно доставила квадригу обратно в Берлин. В связи с этим богиню, правящую четвёркой коней, переименовали из богини Мира в богиню Победы и дополнили исконно немецкой символикой - дубовым венком, крестом и прусским орлом:
Со стороны Бранденбургских ворот очень хорошо просматривается колонна Свободы, возле которой мы только что были:
Ещё немного прогулявшись возле ворот, мы решили вернуться сюда вечером и осмотреть их с другой стороны, где, по отзывам, расположилась самая красивая площадь Берлина - Парижская:
А пока у нас по плану взятие Рейхстага)))
До встречи в Берлине!
Постоянный адрес моих фото-отчетов обо всех поездках здесь:
veryold.ru