О Неправильном

Jun 07, 2013 00:11

Иногда (а может быть, и всегда) ход Истории большой или малой решает именно оно, Неправильное.
Вот идёт всё своим чередом, идёт, идёёёооот, и вдруг рраз - случайная искра, случайная флуктуация, что-то на что-то наложилось - и произошёл решительный сдвиг.

А может быть, и даже скорей всего - эти неправильности не случайны, они происходят по чьей-то воле. По воле тех, кто не боится ошибиться и быть неправильным.
Вот например видела сегодня, и всегда вижу, такую картину на "нерегулируемых" перекрёстках. Есть главная. С неё поворачивают налево и направо. Рядом прилегающая. Едущие с прилегающей должны пропустить тех, кто едет с главной. И те и другие обязаны пропустить пешеходов на переходе. Те, кто едет с прилегающей налево, не могут вообще тронуться с места, пока не проедут все. Так, как они забивают собой всю эту прилегающую (а перед ними ещё постоянно мыкаются пешеходы), то поворачивающие налево с главной не могут повернуть, а стоят поперёк дороги. А те, кто на прилегающей поворачивает направо, тоже не могут повернуть, потому что им забили путь поворачивающие с главной налево. И опять-таки пешеходы. У которых приоритет.

Короче, я понимаю, я вас запутала автомобильными примерами. Но вот смотрите: эту ситуацию может разрешить кто-то, кто поступит неправильно, ну то есть как бы не по прописанным в ПДД правилам. Например, остановится и покажет несчастным, едущим с прилегающей налево, что он им неправильно, но уступает дорогу. Типа лох, хаха.

И тогда всё быстро решается - эти едут налево, пешеходы тоже неправильно останавливаются и пропускают несчастных на прилегающей, прилегающая очищается, главная быстро поворачивает туда, сюда, пробка рассасывается. Ага.

И так не только на дорогах. Ну, все поняли, о чём я. Ничего необычного. Со всеми бывало.

Воот, это, как обычно у меня, была присказка, а теперь я перейду с одной своей любимой темы - автомобильной - на другую любимую, о которой обещала тут кой-кому написать - о садоводстве. Несомненно, тоже о неправильном. Тут всё будет неправильно, приготовьтесь.



Начну в который раз сначала. Когда-то, триста лет тому назад, ехали мы ехали стопом с дружочком triponaciy из Петербурга в Москву, да и купила я по дороге большой такой дом. Дом с довольно большим участком.

Ну, не так чтоб я стопом ездила с карманом, полным денег, но я была прилично по тем временам зарабатывающей студенткой, увидели мы заманчивое объявление, поехали, посмотрели, полюбила я этот дом, triponaciy, хоть и не был тогда ещё в клерикальном смысле отцом, меня на это дело дружески благословил. Я позвонила маме, сказала, что вот есть для нас дача, кажется, есть у меня, мама, столько-то денег и вот столько-то мне недостаёт. Мама позвонила своему младшему брату, который на рубеже 80-х -90-х занимался, как многие, каким-то кооперативным бизнесом и рассовывал рубли по десяти сберкнижкам, брат тут же опустошил одну из этих сберкнижек и мы купили дом. В нашей семье во всех поколениях всегда было принято помогать друг другу, да. К этой помощи, к этому долгу я тут ещё вернусь.

Всё было хорошо, весна была, зелено, вот чуть ли не из озорства я себе и маме дом купила, всё прекрасно - но вокруг дома было 12 соток пустыря. Абсолютного. Даже травка была почти вся съедена соседскими козами. Вот просто - стоял такой огромный деревянный дом, а вокруг - Ничто.

И я, прежде, чем что-то там ремонтировать и достраивать, начала там рыть землю и в Ничто что-то сажать.

Хотя никогда раньше меня даже цветы в горшках не интересовали.

Это было, по мнению всех, ну вот абсолютно всех, кто окружал меня, действиями неправильными. Ну по крайней мере излишними и несвоевременными. И нерациональными, вот, да, то самое слово - не-ра-циональными.
Поселковые соседи не знали даже о существовании такого растения, как петрушка. На их участках суровыми рядами рос корявый картофель, а у местных аристократов духа - ещё лук и огурцы.
Меня почти сразу обозвали блажной городской девкой, ругались на меня через забор и всё такое.

Про свою эпопею с выращиванием тюльпанов на ниве российской загадочной души я писала когда-то вот здесь: http://muramur.livejournal.com/228809.html#cutid1 - и это, как мне кажется, один из лучших моих рассказов.

Это сейчас можно поехать на рынок Садовод или в любой "Садовый Центр", которые расплодились в каждом городке и на каждом километре каждого шоссе. А тогда, в начале 90-х, за какими-нибудь особенными саженцами надо было ездить в особенный тайный питомник.

Как сейчас помню, за жасмином (о, мне обещали, что это будет очень непростой жасмин) я ездила сначала на электричке, потом на автобусе, потом пешком в засекреченный питомник в странный подмосковный город Ивантеевку, а за лиственницами ( я где-то прочла объявление, что вот там-то продают саженцы лиственниц) - в московский район Отрадное. О, каким безотрадным было осеннее серое дождливое Отрадное, откуда я, как щеночков, за пазухой, вывезла две, размером с зубную щётку, лиственницы.

Из Эстонии я везла нераспространённые тогда тут, инноссстранные, ээээстонские туи и форзиции.
Из Латвии - голландские тюльпаны, каждая луковка которых стоила, как чугунный мост и норовила сгнить в новгородских болотах. А я норовила через год ехать в Латтвию за следуюшшшшей.
Я стала самым страстным собирателем навоза - коровы не успевали покакать, как я уже подходила к ним с ведёрком и совочком. А я, меж тем, была бохемной городской девушкой, и страсть к навозу не была свойственна мне до того, поверьте.
Мои друзья, моя мама, и потом мой новообретённый муж относились к моим увлечениям скептически. Муж был самым терпеливым, хотя именно ему иной раз не удавалось увильнуть от необходимости копать ямы под посадку того, сего, этого. Все считали, что глупо тратить деньги (впрочем я тратила то, что зарабатывала сама, но и это при всё-таки семейном бюджете было как-то стыдно. С мамой иногда даже скандалили по поводу очередного купленного мной за немыслимые по маминым представлениям деньги куста роз или очередной необычной туи.

Мама, вообще, считала, что мы должны вот тут, рядом с домом, выстроить себе мастерскую. Вы же художники - говорила мама, знавшая в этом толк. А что за художник без мастерской? И мы строили. Покупали дорогие и дефицитные половые доски, перестилали пол, ставили окна, экономили - муж хотел к дому делать пристройки такие и сякие, мама вот хотела керамическую мастерскую, а я хотела сажать цветы и яблони. Глупо-преглупо, ага.

Мы постепенно перебрались жить в этот дом, было начало 90-х, в Москве было голодно и страшно, я родила дочь, потом вторую - ходила с животом среди своих растений, маленьких таких, по колено, а мама всё то смеялась, то ворчала, что я занимаюсь ненужной ерундой, что беременной вредно, ну и так далее.
В нашем архиве есть такая фотография (Боже, Боже - эти фото - уже семейный архив, как летит время) - моя годовалая дочь стоит возле какого-то холмика, а на холмике тюльпанчики и прутик. Из этого прутика выросло огромное раскидистое дерево...

Из ивантеевских саженцев вырос былинный, с цветами размером с кулак и одуряющим запахом жасмин. Я нигде и никогда больше с тех пор не видела жасминов высотой метров семь.
Из пушистых зубных щёток стремительно вымахали лиственницы.
Из маленьких девочек тоже выросло очень хорошее, но я тут о их частной жизни не рассказываю, да и вообще я тут про садоводство))

Время шло, и потом мы уехали обратно в Москву. У нас были интересные работы в Москве и Америке, а дом этот оставался любимой летней дачей. В него я ездила сначала на всё лето с детьми, потом дети ездили уже сами с друзьями... мы расстались с их папой.

Умерла моя мама, дом ветшал, никому не была нужна керамическая мастерская. Я не стала работать по своей дипломной специальности, да и огромный фарфоровый завод, из-за которого, надеясь на распределение, я и покупала этот дом, совсем разорился и перестал работать. Зато у меня появилась огромная мастерская в центре Москвы.
В начале этого жж ещё есть разные смешные записки из той местности, кто-то, может быть, помнит.

Ездить туда становилось всё трудней и трудней, я начала позднюю карьеру, подрастив ранних детей - мне стало некстати ехать день по трудной питерской трассе, чтоб провести на "даче" пару дней - а на большее теперь меня не отпускала работа, да и дети не хотели проводить там больше трёх дней, а хотели ездить в заграницу))
Надо было бы покупать что-то под Москвой, но тот ветхий, хоть и большой дом уже не стоил тех денег, за которые можно было бы купить хоть что-то приличное здесь.
Да и жалко мне было продавать и этот дом, и этот сад, и все эти задворки своей семьи. Я боялась, что купят какие-то местные сажатели картофеля и вырубят мои деревья. Глупо, неправильно - все говорили - продай уже хоть за сколько-нибудь, выручи хоть что-то, рухнет же. А я "тормозила".

Было понятно, что дом этот уже ничего не стоит. Пусть стоит, пока не рухнет - думала я, и вычисляла, когда же за лето смогу вырваться хоть на пару дней.

Прошлым летом мы были с детьми в Испании. Я помню, как раздался этот звонок - мы как раз сидели в рыбном ресторанчике возле пляжа.
- Твой дом очень хотят купить. Дают такую-то сумму. Срочно.

Сумма была неожиданно приличной. Очень даже приличной.
- Им понравился твой сад.

Люди искали себе дачу. Им понравилось, что среди всех простых сельских домов мой был окружён огромным, хоть и заросшим, но дивным и необычным для здешних мест садом
Моим садом. Единственным, что имело ценность через годы.

И я поехала и продала свой сад. Свой самый неправильный в мире сад.

И, вернувшись, сразу же купила как вы думаете что?
Хороший участок земли в хорошем месте. Оформила на старшую дочь. На ту, которая стояла там рядом с холмиком и прутиком. По-моему, это всё-таки - правильно?
Договор был подписан в сентябре, и в том же сентябре я выкопала в пустой глинистой подмосковной земле первую траншею, в которую набила грунта из магазинных мешков и посадила луковицы крокусов и тюльпанов.
И весной они взошли, несмотря на морозный бесснежный декабрь и затяжную многоснежную весну. Все до единого. Меня не удивило то, что я как-то легко и непринуждённо нарисовала маленький домик, наняла бригаду рабочих и через неделю домик уже существовал (теперь нужно рисовать большой дом, ага) - но меня радостно удивило то, что на новом месте так легко взошли новые цветы.

Теперь, помните, про родственный долг. Как только дядя дал нам с мамой денег, началась чудовищная свистопляска - какие-то уничтожающие вклады реформы, какие-то аннуляции счетов, ну кто-то вероятно помнит.
Было непонятно, как и чем вообще отдавать долги - деньги превращались в тыщи и миллионы, и снова в ноль, и все дядины тайные сберкнижки тоже превратились в прах.
В какой-то момент, года через два после покупки этого дома, ну как раз через два самых безумных финансовых года, я написала дяде письмо, предложив ту сумму перевести как бы тогда ещё по тогдашнему, когда брался долг, курсу в доллары и, учитывая также и долларовую инфляцию, прибавить к ним ещё, как бы процентов. Дядя был рад и согласен, и фактически получилось, что за эти два года его деньги, хоть и не принесли ему нереальной бизнес-прибыли, но и не "сгорели", как с других счетов, а, напротив, подросли на процент выше, чем дал бы ему швейцарский банк)))
Я знаю, что на эти деньги дядя съездил с семьёй за границу на отдых)

А у его сестры до самой её смерти была дача. И она всё время вспоминала о его помощи, дай ему Бог и сейчас здоровья и долгих лет жизни.

Возможно, кому-то покажется, что я как-то отошла от темы неправильного. А кто-то увидит, что тут именно всё и написано о Неправильном.

На самом деле я подозреваю, что все самые серьёзные вещи с нами и вообще в нашем с вами мире приходят неправильными путями, путями узкими и, возможно, кривоватыми. Как бы многим ни казалось, что это не так.
И, наверное, всё-таки всё это неправильное происходит совсем не случайно, кто-то очень и очень Правильный нашёптывает нам, наводит нас на эти неправильные вроде бы поступки.

Да и вообще, если так подумать, всё, что есть вокруг нас хорошего и красивого - всё это, в сущности, можно назвать - Великое Неправильное.

Один эдакий большой, нерациональный, вопреки чьему-то узкому и земному здравому смыслу посаженный, заросший и дикий, живой и огромный Неправильный Сад.

Лелейте, сажайте и растите в себе Неправильное.
Оно порой приносит самые правильные плоды.

А с завтрашнего дня у меня начинаются съёмки и такие телеги я сюда буду нескоро ещё писать. А после съёмок у меня сад! Так что простите меня те, кто осилил сей философский труд, за многобуков.

мой сад, Пролетарий

Previous post Next post
Up