Я сижу за большим деревянным столом в нашем доме в пригороде Тбилиси. Ари на кухне готовит поздний завтрак, Настя и Гриша собираются на прогулку и в магазин, гости Шрёдингера пока не говорят, приедут ли они вообще. Слева от меня стоит эрзац-ёлка - ветки сосны, воткнутые в пенобетон. Пальцы немного подмерзают, потому что в доме меньше 17 градусов. Кот охотится на солнечные зайчики, пахнет жареными сосисками, а я думаю, как уместить весь год в один пост.
Это был самый тяжелый год в моей жизни вообще; и при этом я рада, как я через него прошла, просто лучший вариант из возможных.
Начало года было светлым. К середине января ближнего отпустили околодепрессивные состояния, а я вкладывала энергию в новые дела - училась гончарке, играла в фотографию, танцевала и общалась. Помню середину дня 6 февраля: был солнечный снежный день, мы гуляли с собаками в Антропшино, и я подумала - ого! кажется, я действительно по-настоящему счастлива, без оговорок и условий со звёздочкой.
Это был последний день в году, когда я это так чувствовала.
Дальше был конец февраля, когда ходишь, как в тумане. Что-то с кем-то обсуждаешь, планируешь, решаешь всё же уезжать, а внутри всё заморожено.
Дальше - три полных месяца в Грузии, и сполна - ощущения картонной жизни, ненастоящего всего (потому что твоё настоящее - в Петербурге, и люди, и дом, и город, и природа, что ты здесь делаешь вообще). Домой на майские, и становится всё менее понятно, зачем ты там.
Лето в городе. Тяжёлое в эмоциональном плане - в чём-то я хрупкий котик, которого легко сломать - но зато живое, объёмное, контактное. Хотелось набрать этого всего после весны - и, как оказалось, и про запас тоже.
В начале сентября меня отпустило от моих тревог, было недели три, когда я была радостна и активна, лепила мисочки, готовилась к Мабону.
А в конце сентября судорожно везла Ари в Беларусь, собирала вещи и в середине осени уехала снова. И теперь непонятно, на сколько.
*******
Рада работе. Продолжаю всё там же, но в новом качестве: перешла из QA в аналитику данных. Мои задачи всё же перекликаются с тем, что я делала раньше, в некотором роде это тоже тестирование; но другие инструменты и процессы. Переход занял много времени - весной вспоминала пайтон, летом знакомилась с новыми библиотеками, осенью начала работать и осваиваться на месте. К декабрю стало понятно, что у меня получается - не без сложностей, но достаточно хорошо, чтобы продолжать. Жаль, что не так много сил: чувствую, что делаю нормально, но без глубокого погружения. На любопытство нужна энергия.
Рада фотографии. В начале года Ари подарил мне цифровую камеру, и это было лучшее, что могло со мной случиться в плане творчества в этом году: на съёмки хватало сил во все времена.
Керамика тоже была, в основном, в конце осени и в декабре. Экспериментировать, делать что-то применимое, радовать близких.
Рисование сильно просело; но всё равно прошла инктобер-про-то-что-мне-нравится, сделала пару открыток и чуть-чуть порисовала по урокам.
Рада, что продолжаю с йогой и английским. Совсем по чуть-чуть, один или два раза в неделю; практики - чаще мягкие, английский - без домашек; периодически позволяла себе пропустить, а то и сделать паузу на пару месяцев. Но это то, что удалось сохранить из нормальной жизни - может, поэтому мне и важно.
Жаль, что танцы не выжили вообще.
Читала много, но в этом году особенно важно было делать себе комфортно, так что почти всё - это перечитывание. Из нового был Ерофеев (не моё), Кронгауз (ещё не актуально), Примаченко (было бы продуктивнее пять лет назад), и ещё несколько романов. Попробовала восполнить пробел и прочитать Анну Каренину, сломалась где-то после четверти книги. Ну и ладно. Буду перечитывать Громыку, раз мне это нужно.
С финансовым положением в сухом остатке примерно так же, как и в прошлом году - выхожу в небольшой плюс. Но внутри ощущается совсем иначе: денег стало чуть побольше, но и трат тоже. Аренда жилья и регулярные траты на перемещения отжирают большой кусок бюджета; съедала подушку безопасности в ноль, но более или менее удалось восстановить. Летом получилось так, что из-за сложностей с переводом зарплаты месяц была без своих денег вообще. Полезный экзистенциальный опыт, надеюсь, никогда больше.
Отношение к финансам тоже двоякое. С одной стороны, во многом именно они помогают реализовывать те решения, которые я принимаю, а впереди неопределённость - надо накопить побольше! А с другой - они помогают радовать себя и близких, а впереди неопределённость - надо делать это сейчас! Всё время склоняюсь то в одну, то в другую сторону, но в результате имею динамическое равновесие.
Здоровье в относительном порядке. Впервые потратила денег и сходила к платному гинекологу - это было отличное решение (леди, это бывает не отвратительно!).
Изменилась внешне. Набрала 7 кг, 5 из которых - за весну. Возможно, сказывается изменение кухни, возможно - уменьшение активности (в Петербурге я всё же сильно больше хожу, хотя и тут слежу за этим), возможно просто организм такой "аааааа, мы в стрессе, надо срочно запасаться!". Не уверена, что готова сейчас что-то менять.
Отрезала волосы, покрасила их в яркий, сделала маленькую татуировку.
Иногда нравлюсь себе в зеркале. Иногда - совсем нет.
Поездок для радости было мало, но всё равно: январский Петрозаводск, Иматра и Таллин напоследок в августе и Кёниг на стыке лета и осени. Что-то яркое, что-то - на выдохнуть.
Из совсем новых людей год принёс Гришу и Настю, с которыми мы сейчас живём (и это получается сильно лучше, чем я думала), а также несколько ребят из "друзей друзей" здесь, что даёт кусочек важной социальности. Ближе свела знакомство одной прекрасной и умной леди, но с ней не настолько контакт, чтобы продолжать на расстоянии (хотя сейчас осознаю, что, кажется, мне хочется). А прошлогодняя история про пять шагов неожиданно вылилась в тёплую и принимающую дружбу - и это один из важнейших позитивных итогов года вообще.
В этом году было много моментов боли, страха, злости, отчаяния. Лежать в палатке и чувствовать, как слёзы противно затекают в уши; трясущимися руками покупать билеты на самолёт; судорожно обновлять ньюсленту; стоять в очереди на границу; держать за руку, когда что-то начинают говорить по громкой связи; прощаться неизвестно на сколько; плакать от разочарования и бессилия; смотреть на часы на рассвете; обнимать, зная, что это не особо помогает.
Но было и другое - интересное и важное. Проводить мастер-класс по танцам на английском; ходить в темноте за яблоками; радоваться встречам; ловить камерой улыбки и объятия; печь тыквенный пирог и смотреть в обнимку сериал; обнаруживать красиво обожжённую чашку; сидеть на каменном лбе; варить кофе на холме; искать ногами грецкие орехи; просить два хлеба по-грузински; рисовать понятные графики; увидеться с котом впервые за два месяца; очень-очень быстро ехать на велосипеде; прыгать в здоровенных волнах; есть свежезапеченную рыбку; петь от сердца во весь голос. И важно это всё замечать и чувствовать.
Из осознаний года: каждый что-то говорит и советует не только из внешних своих условий, но и из внутренних. И мне могут сколько угодно говорить, что непонятно, зачем уезжать - но говорящие не ощущают так страх за близкого и отвращение к происходящему. И могут сколько угодно говорить, что возвращаться нельзя вообще в обозримом будущем - но это не у них едет крыша от отсутствия друзей. Просто потому, что они другие люди с другими потребностями.
И что на самом деле только мне иметь дело с последствиями - и только мне решать.
Никаких new year resolution в этом году не будет. Было бы здорово - вернуть в жизнь регулярное плавание и больше клетчатки, таки освоить гончарный круг и удалить восьмёрки - но это всё не обещания. Это - если будет получаться; а нет - не страшно.
Буду беречь себя и своих любимых котиков.
Буду надеяться на лучшее, но не рассчитывать на это.
Буду запасать полезное, но лучше всего - когда это полезные умения.
Буду стараться радоваться, но не корить, если не получается.
Хочу нам всем здоровья и мира.