Не под Хохлому или мастерская имени мамы

Dec 24, 2015 14:02




В Тоскане, да наверное и во всей Италии тоже, очень сильны семейные связи. То, чего русским иногда так не хватает. Мало того, у итальянцев до сих пор, как и когда-то в Средние века, вполне работает семейная схема бизнеса, когда в небольшой фирме практически все сотрудники между собой родственники. Занимаясь годами, а то и десятилетиями, одним и тем же, семья сохраняет и приумножает традиции и технологии, а дети при этом не спешат, достигнув совершеннолетия, скорее свалить от родителей куда подальше. О некоторых из таких "семейных подрядов" я вам уже рассказал, о некоторых рассказ ещё впереди, а сегодняшний пост о мастере, семьи у которого нет, он сам уже старик, а его мастерская авторской керамики называется именем его матери. Дела идут так себе, но Фабрицио не унывает.

Но обо всем по порядку.

02. Гуляя по тихому и аутентичному городку Монтополи-ин-Валь-д’Арно, я наслаждался отсутствием туристов и созерцал настоящую послеобеденную жизнь типичных тосканцев.


03. То и дело у входных дверей рядом с домофонами мне попадались милые керамические таблички с номерами домов и именами жильцов.


04. Попадались и более сложные в исполнении экземпляры с орнаментом и даже рисунками.


05. Я поинтересовался у гида, что это за традиция и насколько эти таблички старые. Явно же ручная работа, а не ширпотреб какой. Выяснилось, что Монтополи издревле славился своими гончарами и керамическими изделиями. О самом городе я, пожалуй, расскажу в отдельном посте, а сейчас сделаю акцент именно на этом, так сказать, тосканском народном промысле.


06. Хотя как народном... С 1922 по 1967 год в городе работала и вполне успешно довольно крупная фабрика по производству керамической посуды. С начала она называлась L’Eterna, а позже Milani, по имени владельца. Первые годы фабрика выпускала довольно типичную посуду того времени, но постепенно стала вводить в свой ассортимент и довольно необычные, я бы даже сказал изысканные вещи, используя более художественный декор, а так же намеренное старение керамических изделий с помощью патины и воска. В общем, художники-декораторы Милани стали, по сути, копировать или, если хотите, вдохновляться, творческим наследием этрусков, китайцев, художниками эпохи Возрождения и так далее. Но в итоге, как я понял, постепенно у них выработался свой узнаваемый стиль, а изделия фабрики снискали популярность по всему миру. Однако, к шестидесятым годам прошлого столетия дела пошли хуже и в конце концов фабрика была закрыта, а сам Данте Милани скончался. Но некая Мария Дисперати не растерялась и вместе со своей семьей (опять же) продолжила дело и традиции Милани в соседнем городке Сан-Романо, организовав новую фабрику под названием Etruria. Фото с сайта terrecottemontopoli.it


07. А причем здесь Фабрицио, который уже приглашает нас в свою мастерскую на улице Сан-Джованни, и его мама, спросите вы?


08. Нет, они не наследники, их фамилия не Милани, не Дисперати, а Бертини. Рассказываю. Просто его мама, которую звали Аличе, когда-то работала художником-декоратором на фабрике Милани, а в начале 50-х годов открыла в Монтополи магазинчик по продаже керамики, который торговал, соответственно, сначала продукцией Милани, а потом и Этрурии. Но к 1993 году загнулся и этот последний оплот традиционной монтопольской керамики. Фабрицио, прикинув перспективы, бросает свою работу на обувной фабрике, срочно заканчивает спецкурсы художников-декораторов и владея технологическими секретами, полученными от мамани, прямо в магазине начинает производить керамику сам! Естественно, в самых лучших традициях первых мастеров!


09. А после того, как в каком-то антикварном магазине во Франции, он случайно увидел вазу с клеймом, говорящим о том, что её когда-то сделала его уже покойная мать, он назвал свою мастерскую "Аличе". Я прямо прослезился, услышав эту историю.


10. Но пройдемте уже, пожалуй, в мастерскую и осмотримся. Обшарпанные стены, полумрак... Очень впечатляет!


11. Готовые таблички с номерами.


12. Тут, насколько я понял, Фабрицио хранил глину. Сначала он выкупил оставшееся сырье у загнувшейся Этрурии, а сейчас просто закупает уже сформованные, но не раскрашенные "полуфабрикаты" в местечке Монтелупо Фиорентино и работает с ними. Печь для обжига Фабрицио показать не захотел. Типа ноу-хау и всё такое.


13. Но главный секрет Фабрицио я всё равно подсмотрел! Он не рисует с нуля, а использует готовые трафареты.


14. Пока он демонстрирует "портфолио" на компьютере, обратите внимание на керамическую табличку на столе - она и была на трафарете со снимка выше.


15. Прошу Фабрицио немного поработать при мне.


16. Соглашается. Хорошо видно, что на глиняной заготовке (такая местная белая глина, да), основные контуры уже прочерчены и Фабрицио сначала обводит их черной краской, а потом закрашивает другими цветами участки между ними. Немногим сложнее детской разукрашки, ага.


17. Краски.


18. А вот уже готовые работы, выставленные на продажу. После двойного обжига, согласитесь, выглядит уже совсем по другому.


19. Увы, судя по тому, что половина магазина "Аличе" занята всяким барахлом повседневного спроса, становится ясно, что дела у Фабрицио тоже идут не очень. Вкусы населения и туристов изменились, цены на такую керамику тоже довольно высоки, поэтому его бизнес сегодня переходит в разряд хобби. Хотя, надо признать, муниципалитет Монтополи всеми силами помогает ему, чтобы хоть как-то сохранить это традиционное для города ремесло. Даже курсы обучающие организовали, но я не знаю насколько они востребованы.


20. Я прощаюсь с Фабрицио. Ваза за 500 евро мне не по карману, но я желаю его делу если не процветания, то хотя бы долгой жизни. Чао, Фабрицио!


PS Ну и самое главное, друзья. Эта поездка в Тоскану, как вы, возможно, уже догадались, была фоторазведкой. Я и мои итальянские коллеги хотим открыть для вас этот сказочный уголок Италии. Сейчас мы разрабатываем интереснейшую программу для фотопутешествий в Тоскану. Это будут не только новые, не зафотографированные до дыр, места, но и увлекательный досуг в перерывах между рассветными и закатными съёмками. Кроме того, учитывая экономический кризис в России, мы прикладываем все усилия, чтобы эта программа получилась максимально доступной по цене на фоне других предложений подобного плана. Если вам интересен этот регион для фотопутешествий в будущем году, уже сейчас вы можете оставить в комментариях, в личке или на электропочте (muph@yandex.ru) свой контактный емейл, если хотите в числе первых узнать подробности программы, даты и её стоимость.

---------------------------

 Подписаться на обновления блога






Добавляйтесь! В социальных сетях я публикую анонсы свежих постов, а в инстаграме - самые красивые фотографии!

Использование моих фотографий в любых СМИ, в печатных материалах и на любых сайтах, за исключением личных блогов и страниц в социальных сетях, ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Только после согласования со мной. Прочим копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная индексируемая ссылка на источник обязательна!

Персона, Италия, Портрет, Фото, Экскурсовод на полставки

Previous post Next post
Up