Есть у меня привычка в минуты душевного неспокойствия, когда я терзаем обидой, злобой и тому подобными нелицеприятными чувствами, смотреть фильмы про войну. Всё просто - метод даёт понимание того, что все сегодняшние мои заботы и проблемы на фоне того, что пришлось когда-то пережить другим людям, просто ничто. И вот недавно, уже за полночь, включил я англо-американскую кинокартину "Игра в имитацию". Естественно, предварительно глянув рейтинг фильма на Кинопоиске. Цифирки оказались весьма неплохи, кроме того в послужном списке значилась целая куча номинаций на различных киноконкурсах. Замечу, что побед в них было существенно меньше, но тем не менее, взглянув на актерский состав, я решил все таки его посмотреть.
И вот что я хотел бы сказать по этому поводу. Фильм неплох, если у вас получится абстрагироваться от двух моментов. Утверждение первое: вторую мировую выиграли англичане. Утверждение второе: красивые женщины бывают математиками и могут по любви выйти замуж за педераста.
02. Немного о сюжете. Якобы основанном на реальных событиях. Английская разведка вербует команду лучших математиков и криптографов для расшифровки кода нацисткой шифровальной электромеханической машины "Энигма". В числе прочих в неё попадает и Алан Тьюринг, которого играет Шерлок Холмс Бенедикт Камбербэтч. Согласно кинематографическим канонам, это гений со скверным характером и не от мира сего. Несколько камбэков в школьные годы чудесные как бы говорят зрителю, что во всем виновато трудное детство.
03. В ту же команду попадает и красотка Джоан Кларк в исполнении Киры Найтли. И тут у меня сразу же начинается легкий когнитивный диссонанс. Поверхностный гуглеж тут же ставит всё на свои места - реальная Джоан не тянула даже на симпатичную или хотя бы просто милую барышню. Нет, я понимаю, востребованная актриса с обворожительным взглядом, все дела, но, ребята, вы же снимаете байопик, а не фантастику!
04. Ну, в общем, вы поняли, да? Как это там... Во время совместной работы у героев рождается высокое чувство. Только вот беда: оказывается, что Алан Тьюринг - убежденный педик и даже Кира Найтли Джоан его не заводит. Им, видишь ли, просто здорово вместе разговаривать и поэтому, чтобы не расстраивать родителей девушки, они решили пожениться.
06. Остальные "ученые мужи", по большей степени, используются режиссером в качестве массовки.
07. Нельзя не упомянуть и антигероя. Куда же без него? Роль плохого босса, не верящего в успех команды Тюринга, досталась Чарльзу Ланистеру Дэнсу.
08. Он чинит всякие препятствия, урезает бюджеты и даже хочет сломать машину-дешифратор, которую построил Тюринг и сотоварищи.
09. Но добро побеждает. Голубой гений, наконец-то, расшифровывает код "Энигмы" и недвусмысленно заявляет следующее: "Всё! Мы выиграли войну и победили фашизм!". Да что там говорить, это утверждение растиражировано по фильму несколько раз, а в конце закадровый голос как бы намекает, что русским бы ни за что не выиграть в Сталинградской битве, если бы не английские дешифровщики. Такие дела.
10. И тут бы героям жить-поживать да на лаврах почивать, но тайная страсть к мужеложеству главного героя становится явной и, не смотря на заслуги перед Отечеством, его подвергают химической кастрации. Джоан утешает его как может. Далее занавес титры и закадровый голос, сообщающий о блестящем уме и героизме, спасшем человечество от фашисткой агрессии и незаслуженном наказании.
11. Режиссером фильма выступил норвежец Мортен Тильдум. Именно он, а так же сценарист Грэм Мур и прочие продюсеры самым вопиющим образом "переписали" личность и жизнь Алана Тюринга. Приведу только несколько фактов. Загибайте пальцы. К взлому "Энигмы" приложило руку огромное количество людей. В том числе и поляки, наработки которых применяла команда Тюринга. В фильме же мы видим, как главного героя тупо в кафе вдруг осеняет и Вторая мировая война оказывается выиграна.
12. Кроме того, в угоду создателям (или зрителям?) Тюринг показан странным, вызывающим и нелюдимым типом, в то время как в жизни он был, наоборот, весельчаком, который даже не скрывал своей сексуальной ориентации, но пользовался при этом уважением коллег за свой ум. В фильме же тема педерастии показывается очень, так сказать, целомудренно и как бы стороной. Впрочем, и слава Богу. Однако же, герой фильма тщательно скрывает свою "маленькую тайну", даже жене признается уж после свадьбы (на самом деле Джоан знала все заранее), а однажды даже ведется на шантаж советского агента, которого он выкупил, но не может сдать властям, так как тот грозится рассказать о его противоестественных наклонностях начальству. Про неподобающе красивую жену уже написал выше. Разве можно так своевольничать в драматическом фильме о судьбе реального человека, которого даже называют отцом информатики и теории искусственного интеллекта?
13. Что мы имеем в сухом остатке... Если, как я уже писал выше, абстрагироваться и смотреть "Игру в имитацию", так сказать, бездумно, жуя попкорн и тиская подружку за ляжку, то получится вполне себе фильм. Актеры известные и играют хорошо, декорации и костюмы безупречны, картинка тоже радует... Но если копнуть поглубже и задуматься, получается, что это не фильм, а какая-то имитация хрень собачья.